Что такое объект и субъект познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:31, контрольная работа

Описание работы

В разных учениях субъект и объект познания трактуется по-разному. В материализме 17-18 веков объект рассматривается как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект как индивид, пассивного восприятия. Объект – позиция содержательности. В идеалистической системе субъект выступал как активное начало, под субъектом понималось имя индивидуальное сознание, объект в виде комбинации ощущений, либо как разум мировой – Бог. Существует теория субъективного познания: учение о 3 мирах. Первый является физический мир, вторым психический мир. Третий мир возникает в результате их взаимодействия: теоретические системы, проблемы, аргументы содержащиеся в книгах, журналах и т. д. (Поппер). Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, поэтому познавательная деятельность ее результат содержит в себе и то и другое.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3



1.Объект познания………………………………………………………4


2.Субъект познания……………………………………………………..8


Список литературы………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

     Однако философская интерпретация феномена надперсональной детерминации познавательного процесса может быть и радикально иной, персоналистической. Коллективный субъект познания здесь наделяется автономным и разумным существованием, приобретая черты абсолютного субъекта познания, как это было свойственно некоторым вариантам русской религиозной гносеологии Серебряного века, хотя подобную идею можно найти у неоплатоников в учении о Мировой Душе и даже у самого Платона.

     Здесь индивидуальная познавательная деятельность человека рассматривается как часть деятельности Божественной Премудрости, в которой она укоренена и к слиянию с которой она в идеале стремится. Только в Абсолютном Субъекте познавательной деятельности (или в Абсолютном Сознании) объект и субъект оказываются тождественными, а не противостоят друг другу ни в онтологическом, ни в гносеологическом, ни в аксиологическом плане. Это как бы абсолютное и совершенное смыслобытие, где совпадают знание и существование, нравственный поступок и нравственная мысль. Одновременно наличием такого неявного «сверхсубъекта познания» объясняются и происхождение трансцендентальных структур субъективности, и тайна имманентной связности субъекта с объектом в многообразных познавательных усилиях человека, и взаимопонимание между самими людьми, и, наконец, идеальная цель когнитивных человеческих стремлений в целом.

     Интересно, что предположение о существовании  в Космосе иерархии сознаний, в  том числе и намного превосходящих  человеческий уровень, сегодня уже  не кажется достоянием различных форм религиозно-мистического мировоззрения, а воспринимается как вполне правдоподобная гипотеза, учитывая вступление человечества в эпоху антропокосмического поворота, связанного с поиском братьев по разуму во Вселенной и признанием космического измерения в деятельности самого человека.

     Подытоживая различные трактовки субъекта познания, можно попытаться дать его общее  определение, учитывающее вышеотмеченные аспекты: под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космического целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта.

 

      Литература

 
  1. Бердяев Н.А. О назначении человекам, 1993.
  2. Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000.
  3. Лососий И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
  4. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М, 1985.
  5. Трубецкой Е. И. Смысл жизни. М., 1994.
  6. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 1966.
  7. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека СПб. 1995.

Информация о работе Что такое объект и субъект познания