Что такое зло? Эстетизация зла в культуре романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Что такое «зло»? Если спросить прохожего на улице каждый ответит по-разному, для кого-то зло – это совершение дурного поступка, а для кого-то злом будет являться малейшая провинность, для каждого человека зло имеет свое объяснение, свои рамки и границы дозволенного, у кого то зло ассоциируется с знаменитым серийным маньяком, у кого-то зло будет ассоциироваться с войной, террором, с болезнями то есть каждый человек в силу своего воспитания, своих знаний, вероисповедания и многих других факторов решает для себя, что есть зло.
В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии.

Содержание

Введение_____________________________________________3-4 стр.
1. «Что есть зло и как его следует понимать»?_____________ 5-12 стр.
2.Эстетизация зла в культуре романтизма_________________13-21 стр.

Заключение___________________________________________22 стр.

Список использованной литературы_______________________23 стр.

Работа содержит 1 файл

реф.по философии.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Также для примера эстетизации зла в литературе  в эпоху романтизма приведу произведения знаменитого американского писателя Э́дгара А́ллана  По[7], чьи произведения были пронизаны ликом смерти, и эстетизацией вечного сна.

Эдгар По раскрашивал свой кусок холста американского романтизма в драматические, трагические тона, в краски скорби и тоски, ощущения страха, леденящего душу ужаса и близости смерти.
С пришествием в литературу Эдгара По, появляется герой, изображение внутреннего мира которого кардинально отличается от того, что было принято предыдущими литературными школами: может быть показана и раздвоенность психики, и маниакальность убийцы. Эдгар По без стеснения показывал людям маргинальные состояния их душ. Бледный лик, худоба, даже лёгкость и неестественно сияющий взор - вот словесное описание большинства тех героев По, кому суждено покинуть общество живых. Эдгар По, по сути, главный, если так можно выразиться, представитель американского романтизма и даже всей литературы XIX века. С увлечением учёного он описывает всевозможные психические состояния, пограничные в общем и граничащие со смертью в частности. Художественный язык и романтическая символика сплетены с аристократизмом, и невозможно отделить одно от другого - всё едино, целостно и сочится великолепием утончённости. Безумие, страх, долгие часы ужаса - это то, о чём писал Эдгар По. Невозможность постичь - красоту ли, смерть ли, что-либо ещё - об этом писал Эдгар По. Упадок, увядание, разрушение и связанные с этим мучения и метания - и об этом писал великий Эдгар По. Перерождение, воскресение, реинкарнация - тоже частые для Эдгара По темы. Смерть в произведениях Эдгара По всегда носит оттенок неумолимости - поражённый болезнью человек ожидает своего отбытия в мир иной и окружающие наблюдают это нисхождение. Но несмотря на подчёркиваемую неизбежность смерти, автор воспевает жизнестойкость, он не суицидален, а говорит о том, что всему можно сопротивляться, даже смерти.

Начатая в эпоху предромантизма с безобидного "любопытства ко злу" ("готические романы" с тяготеющим над героем преступным роком), дьяволиада у романтиков продолжилась демонизмом, а в ХХ в. сатанизмом (достаточно в связи с этим упомянуть "сатанистские" мотивы постдекаданса и постмодернизма, трактат Дж. Папини "Дьявол" (1953), где делается попытка полной реабилитации Сатаны и др.).

 

Возникает вопрос какое наследие имеет мир после такого явления как эстетизация зла? происходит ли эстетизация зла в современном мире или она уже окончательно пустила свои корни в современный устрой жизни? Понимаем ли мы сейчас что есть зло а что есть добро? Чем отличается эстетизация зла 18-19 веков от современной ?

На эти вопросы я попробую ответить далее. Внимательно наблюдая за процессами, происходящими в современном искусстве, нельзя не заметить склонность художников к изображению вещей и явлений, которые являются противоположностью всем нашим представлениям о прекрасном. Существует определение эстетики как науки о прекрасном, поэтому проблема разрушения образа, на мой взгляд, является сейчас одной из самых важных.. Происходит эволюция искусства. Нам больше не показывают прекрасное, заменяя его безобразным. Безобразное, если вслушаться в это слово, значит «без образа». Образ уходит на дальний план, иногда и пропадает вовсе, а заменой его выступает материализованная пустота, искусно поданное зло. Эстетические критерии прекрасного здесь перестают существовать. Многие произведения запоминаются лишь тем что оставляют сильные эмоциональные реакции.  Но апелляция к инстинктам, чтобы привлечь внимание зрителя – это маркетинговый ход (не стоит забывать, что современное искусство часто является коммерческим, даже то, что гордо именует себя «некоммерческим) или все же это происходит из-за падения нравов, духовного кризиса? Первое вполне логично, а вот второе заставляет испугаться и задуматься. Слишком похоже на правду. Возможно, эстетизация зла является естественным следствием нарушения гармонии в мире, в духовной жизни человечества.
Добро, истина и красота, эти три главные ценности человека, потеряли свое значение, и скромно жмутся к стенам, а их место занимает что-то новое. При разрушении религиозных традиций и возрождении атеистического начала культура стремится к свободе, к разнообразию, что приводит к произволу и хаосу, а именно это сейчас у нас и происходит. Понятие искусства как самовыражения, появившееся в эпоху романтизма, в двадцатом веке становится преобладающим над определением художника как медиума, связующего звена между «божественным» и «мирским». Каноническая культура, состоящая из традиционных видов искусства – живописи, музыки, театра, балета и литературы отступает на задний план перед агрессивным напором молодежных субкультур, которые претендуют на свое место в культуре. Так, рэп[8], становится музыкой, а граффити[9] – еще один видом изобразительного искусства. Свобода в выборе тем для творчества и привела к такому разнообразию путей самовыражения художника. Согласно романтической концепции культуры, произведения настоящих художников и писателей были высшей реальностью – работами, которые возносились над повседневным миром. Сами художники считались исключительными, одаренными существами со сверхъестественными талантами, творившими не на продажу, а во имя высшего идеала. Во второй половине двадцатого века здание аристократической культуры рухнуло. Многие считают  переломным моментом 1962 год, когда Энди Уорхол выставил свои рисунки суповых консервов и банок кока-колы в галерее «Стейбл». Отсутствие смысловой нагрузки было восполнено новизной идеи. Стало понятно, что оперировать существовавшими понятиями об искусстве более невозможно. Зло идет от отсутствия образа, от подмены понятий. Отсутствие образа и подвигает на написании концепций и развитие «концептуального искусства». Необязательным стал «смысл» художественного произведения, его мораль, важнее стал тот Шум, который оно способен вызвать в массах. Зритель стремится найти смысл там, где его нет, и каждый видит что-то свое. Смысл многих  работ, показать, что безобразное может привлекать иногда сильнее, чем прекрасное. Смотреть на публику порой не менее интересно, чем на выставленные работы. Но шок непонимания и эстетический восторг – это противоположные реакции. Но, возможно, что и через шок можно прийти к катарсису, к очищению. Но мое сознание противится этому, я хочу видеть прекрасное, подняться, а не погрязнуть еще глубже в «шуме». Для меня представление прекрасного через его противоположность кажется следствием тяжелой духовной болезни общества. Трансформация мусора (в прямом смысле этого слова, я имею в виду инсталляции из картонных коробок, старых манекенов и других отбросов утилитарной потребительской культуры) в высокое искусство – это ее симптомы.

Но только ли двадцатый век – время пика эстетизации зла?
Искусство уже не является подражанием. Оно существует само по себе. Еще Платон говорил что искусство – иллюзия, оно далеко от истины и с помощью искусства познать мир нельзя. Современный художник волен изображать мир таким, каким его видит, не считаясь с канонами и нормами. Так что современные концепции в какой-то мере созвучны платоновской идее. Художник ответственен за свое творчество перед своим произведением, зрителем и самим собой. Еще А. Эйнштейн писал, что «художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему», занимаются «созданием простой и ясной картины мира». Сейчас практический каждый может стать художником, создать свою картину мира. Современное социокультурное пространство дает любому человеку возможность самовыражения. С усовершенствованием технологии практически каждый человек, имеющий соответствующую аппаратуру, может записать дома музыкальный компакт-диск и издать его с помощью пишущего CD-roma или опубликовать свои произведения в Интернете. Искусство является элементом культуры, культура – элементом человеческого сообщества. Значит, если созданное несет зло, значит, зла в мире становится больше. Верно и обратное – современный мир ужесточается, происходит переоценка ценностей, вследствие чего появляется больше произведений, представляющих зло в том или ином виде. Современный мир интересен своим многообразием. При написании данной темы, при подборе материала к данному вопросу я нашла несколько интересных исследований, например, книгу Линор Горалик «Полая женщина», где о кукле Барби рассказывается как о социокультурном феномене, или книга, где через философию героев американского мультфильма о семье Симпсонов рассматривается современное общество и его проблемы. Эстетическим явлением может быть любое явление, существует бесконечное число вариантов и альтернатив. Поэтому обращение к злу, и представление искусства через безобразное не является единственной возможностью самовыражения. Добро и зло – существующие в паре противоположности. Без существования одного невозможно существование другого. Но у человека всегда есть выбор, к чему ему обратиться.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа началась с вопроса: «Что такое зло?». 

Задумавшись, я поняла, что знаю, что есть зло и что есть добро, но две эти противоположные вещи настолько многослойны, в каких то ситуациях очень тонка грань между ними. Зло  понятие общее, обхватывающее множество различных явлений, событий. Но подсознательно все мы знаем что есть добро и что есть зло.. Задумавшись о причинах возникновения того или иного зла, происходит некий тупик. Кто-то во всем зле видит происки  сатаны, кто-то во всем винит самого человека, кто-то общество, а кто-то копает глубже. Например, в том что причиной совершения серийным убийцей  своих злодеяний, усматривает его детская психологическая травма, или некий комплекс неполноценности, или то что общество его не поняло и не приняло. Много можно рассуждать на эту тему, но вывод который лично я сама для себя сделала, таков: Каждый человек и добр и зол. И у каждого человека есть свобода выбора, которая не зависит ни от чего. Человек сам делает для себя выбор как ему поступить. Совершить добро или зло.

В сознании существует некая установка, добро-хорошо, а зло- плохо. Но некоторые явления меняют всё сверх наголову. Таким явлением представляется эстетизация зла. Это явление получило наибольший расцвет в эпоху романтизма 18 - 19 века.

Романтики того времени пересмотрели свое отношение ко всему мирозданию, увидели прекрасное в бунте личности, в темной стороне души. Образ Дъявола стал не в виде рогатой твари, а стал печальным бледным юношей, не согласным со своим положение раба божьего. Он бунтует, и получает свободу. Романтики того времени писали о своем интересе к античному миру, традициям средневековья, интерес к быту и  обрядам прошлого, и отсутствие интереса к происходящему в их время. Общество казалось примитивны, церковь и религия лживой, и единственный выход как заявить о себе о своих суждениях был бунтарским. Согласно логике романтистов наиболее свободны и независимы сумасшедшие, разбойники, тираны, диктаторы и сам сатана.  Именно эти персонажи зачастую являлись героями многих произведении романтиков. Наследие, которое дало нам то время, это феномен эстетизации зла. В современном мире он повсеместно присутствует.

Творчество современных фотографов изображающих смерть в выгодном свете, появление таких субкультур как эмо-[10], готическая культура, художественные фильмы о зле, где главный герой является по сути чудовищем, убивающим невинных, но он приятен зрителю в результате просмотра.

Естественно современная культура имеет прекрасные работы, светлые книги, фильмы, картины. По этому нельзя сказать, что все вокруг в современности пропитано злом. Это было бы не правильно.

Есть и добро и зло. На что опираться, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие выставки посещать каждый человек решает для себя.

Это и есть вечный вопрос противодействия добра и зла и все зависит от выбора каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1)      Пивоев В.М. : История философии: учебн. пособие для гуманитарных факультетов.- Санкт-Петербург: изд-во Лань, 2002.- 323с.

2)      Сведенсен Ларс Философия зла/ пер.Н.Шинкаренко.- Прогресс-Традиция, 2008. -352 с.

3)      Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. - Москва: Аспект-Пресс, 2001. - 447 с. 

4)      Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Хрестоматия. Москва, 1990.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://labrys.ru/

 

 

3

 



[1]  австралийский философ, писатель и гуманист, известный также своими мемуарами о нелёгкой судьбе румынских эмигрантов, в среде которых он рос и воспитывался.
 

[2] ЛАКТАНЦИЙ (Lactantius) Луций Цецилий Фирмиан — (ок 250 – ум. после 325) – церк. писатель, преподаватель красноречия в Никомедии. Латинский христианский апологет.

[3]     Достоевский Федор Михайлович — Дневник писателя. 1873 год

 

[4] Уильям Блэйк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон) — английский поэт и художник, мистик и визионер.

[5] Потерянный рай (англ. «Paradise Lost») — эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает историю первого человека Адама.

 

[6] Цитата из книги Джона Мильтона «Потерянный рай»

[7] (англ. Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) —американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма.

[8] ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом.

[9] изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

[10] молодёжная субкультура. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек, склонный к суициду.


Информация о работе Что такое зло? Эстетизация зла в культуре романтизма