Чувственное познание и его формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:07, доклад

Описание работы

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 26.57 Кб (Скачать)

Чувственное познание и его формы.

 

В процесс познания включена вся  психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное  и рациональное познание. Чувственное, или сенситивное познание — это  познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о  предметах и их свойствах и  протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

 

Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например, воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. Более сложной формой чувственного познания является представление — сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше.

Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе собеседника или в книге.

Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, например яблоке, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов (кентавр, сатир, ведьма в ступе и с помелом и т.д.).

 

Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах  и предметах действительности. Можно  ли считать, что эти знания достоверны? Не обманывают ли нас чувства как  считали древние скептики?

Известно, что многие животные имеют  органы чувств, превосходящие по своим  возможностям органы чувств человека. Зрение орла острее зрения человека, обоняние собаки тоньше человеческого. Но органы чувств человека формировались не только в результате биологической эволюции, как у животных, но и в процессе практического взаимодействия человека с внешним миром Они очеловечивались. Природа органов чувств биосоциальна. «Орел видит значительно дальше, чем человек, — отмечает Энгельс, - но человеческий глаз замечает в вещах  значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно тонким обонянием, чем человек, но она не различает и доли тех запахов, которые для человека являются определяющими признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна обладает в самой примитивной, грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду».

Нужно также иметь в виду, что  человек совершенствует свои познавательные способности с помощью изготовленных  и применяемых орудий познания —  разнообразных приборов и приспособлений, усиливающих его органы чувств (микроскоп, телескоп, локатор и т.п.). Поэтому  физиологическая ограниченность органов  чувств человека не является сколько-нибудь серьезным препятствием в познании внешнего мира.

Что касается достоверности чувственных  образов, их соответствия вещам и  их свойствам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что  обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями органов чувств отдельных  людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным  абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вовобще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не бы изготовить и применять орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира.

Необходимо, кроме того, подчеркнуть, что познавательная деятельность не сводится к чувственному восприятию. Она включает рациональное познание, которое, взаимодействуя с чувственным  восприятием, дополняет и корректирует познавательный процесс и его  результаты.

 

Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в  сущность вещей, познать причину  явлений, законы бытия с помощью  только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью  рационального познания.

 

Рациональное познание и его  формы.

 

Рациональное познание, или абстрактное  мышление, опосредовано знаниями, полученными  с помощью органов чувств, и  выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.

Познающий человек не может ограничиться лишь «восприятием данного», т.е. чувственным познанием. Он стремится проникнуть глубже в суть веще, скрытую от непосредственного взора. И он может это сделать, используя свою способность мыслить. Рациональное (лат. ratio-разум) познание - необходимый этап познавательной деятельности человека. Как же протекает процесс мышления? Основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Имея дело в практической жизни с отдельными, конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результатом этого процесса является формирование понятия о данном предмете. Таким образом, Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная  связь. В последнее время, например, было установлено, что осязание развивает  другие органы чувств, формирует умственные способности. Но какой же из этих источников знаний - разум или чувство - является определяющим в познавательной деятельности человека? Этот вопрос в XVII-XVIII вв. стал предметом острого спора среди философов. Философы-рационалисты отдавали предпочтение разуму, благодаря которому, подчеркивали они, человечество овладевает истинными знаниями. Представители этого направления пришли к выводу о существовании неких врожденных идей, или задатков мышления, независимых от чувственного познания.

В противоположность этому философы-эмпирики (эмпирия - в переводе с греч. - опыт) признавали решающую роль чувственного опыта. При этом рациональное мышление сводилось к различным комбинациям того, что дается в опыте, и, таким образом, рассматривалось как ничего не прибавляющее к знаниям.

 

На основе обобщения знаний об отдельных  предметах и их свойствах абстрактное  мышление формирует понятие о  свойствах, присущих определенному  их множеству (круглое, холодное, кислое), о множестве предметов (яблоко, дом, человек), оно способно формировать  абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах  и отношениях действительности. Таковы, например, философские категории: «бытие», «объективная реальность», «движение», «общество» и др. Являясь отвлечением, отходом от действительности, мышление вместе с тем и благодаря этому, способно выделять общие свойства, существенные связи вещей и процессов, устанавливать их причины, познавать законы движения и развития природы и общества, создавать целостную картину мира.

Мышление неразрывно связано с  языком. Понятия, суждения, умозаключения  выражаются в определенных языковых формах: словах и словосочетаниях, предложениях и их связям Разновидности языка  — внутренняя речь, язык глухонемых, разнообразные средства передачи информации с помощью искусственных языков не опровергают, а, напротив, подтверждают единство языка и мышления. Язык — это знаковая система, выполняющая  функцию формирования, хранения и  передачи информации в процессе познания действительности, средство общения  между людьми.

 

Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет  идеальную природу, язык — материальное явление, он представляет собой систему  звуков или знаков; не отражая предметов, он обозначает их, выступает их символом.

 

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное  познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно  не только представлено также восприятиям  и ощущениям. Они составляют предпосылку  перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме  того, оно ориентирует и обуславливает  чувственное познание. И хотя чувственное  познание первично по отношению к  мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает  в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.

 

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что  сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими  течениями, абсолютизирующими одну из сторон этого единства. Сенсуалисты  абсолютизируют роль чувственного познания, считая, что все знания происходят из опыта, из чувственного восприятия. Рационалисты абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее. Если эмпирики-материалисты (Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеции, Гольбах и др.) исходили из признания материального мира, образами которого являются ощущения, то эмпирики-идеалисты (Беркли, Мах, позитивисты) ограничивали опыт комбинацией ощущений, признавая ощущения единственной реальностью. В учениях рационалистов, стоящих на идеалистических позициях (например, в философии Гегеля) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух. Вместе с тем, отстаивая тезис об активности мышления, его способности к безграничному познанию, рационализм в любой его форме противостоит различным течениям иррационализма, принижающим рациональное дознание, интеллект, выдвигающим на первый план сверхразумные способы освоения действительности.

 

Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что и этот процесс  включены также внимание и память, воображение и интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационно-волевой сферами сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.

 

 

 

 

 

 

Основные направления в теории познания.

В теории познания не существует единого  мнения по поводу того, чему принадлежит  решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое  знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере  уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный  камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после  очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли  или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной  помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который  не применяет разум, а опирается  только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты  внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой  эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и  цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о  познаваемости мира. Данная позиция  именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

 

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

   Все. что видишь ты. — видимость только одна,

    Только форма — а  суть никому не видна.

    Смысл этих картинок  понять не пытайся -

    Сядь спокойно в сторонку  и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней  Греции:

 

    чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут  быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;

    чувствам нельзя доверять  также из-за того, что органы  чувств постоянно обманывают  нас, например преломление образа  предмета на границе воздушной  и водной сред создает обман  зрения;

    нельзя доверять и  разуму, поскольку любое доказательство  опирается на данные, которые  тоже нужно доказать, и так  до бесконечности; следовательно,  доказать ничего нельзя, если  только не принять на веру  бездоказательные аксиомы или  догматы.

Агностицизм

 

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Информация о работе Чувственное познание и его формы