Философия эпохи Возрождения: мир, человек, Бог

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Философия Дж.Бруно,Фр. Петрарки, Николая Кузанского в темах о человнка,мире и Боге.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………………....3
2. Гуманизм и антропоцентризм……………………………………………...6
2.1. Франческо Петрарка……………………………………………………….8
3. Неоплатонизм в учении Николая Кузанского……………………………..10
4. Натурфилософия, пантеизм………………………………………………….13
4.1. Джордано Бруно……………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 42.69 Кб (Скачать)

     Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

  1. Особенности философии эпохи Возрождения…………………………....3
  2. Гуманизм и антропоцентризм……………………………………………...6

2.1. Франческо Петрарка……………………………………………………….8

3. Неоплатонизм в учении Николая Кузанского……………………………..10

4. Натурфилософия, пантеизм………………………………………………….13

4.1. Джордано Бруно……………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  литературы……………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     "Эпохой  Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории  именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают  возрождение классической древности,  античной культуры, в том числе  античных философских учений, возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового мира.

     Философская мысль Возрождения создает новую  картину мира, основывающуюся на представлении  о том, что Бог растворен в  природе. Это отождествление Бога и  природы называется пантеизмом.

     Философия Ренессанса "реабилитировала" мир  и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного  и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции  церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

     Изучив  основные направления в философии Возрождения и учения представителей каждого направления, мы рассмотрим и раскроем данную тему: «Философия эпохи Возрождения: мир, человек, Бог». 
 
 
 
 
 
 
 

                                  

1.Особенности философии эпохи возрождения.

     Философия эпохи Возрождения – важный этап в развитии философии. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Средние века заканчиваются, и начинается двухвековая эпоха Возрождения или Ренессанс, охватывающая период с XIV по начало XVII вв.. Для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики.

     Философская мысль в целом настраивается  оппозиционно католической идеологии, однако атеизма нет, отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью церкви, проявляющей  излишнюю властность в обществе. Переосмысливаются  многие положения христианского  богословия, в том числе место  и положение человека в мире. Если в средневековой философии человек рассматривался прежде всего с греховной стороны, то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобие. Разум, творчество, красота, свобода и т.д. - эти черты присущи человеку не сами по себе, они являются отражением Бога в человеке. Мыслители Ренессанса не анализируют понятие, как это делали средневековые схоласты, а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

       Для них Вселенная существует  вечно, а не сотворена, как  утверждали средневековые теологи;  она является храмом извечного  божества, перводвигателем всего  сущего, создателем изначального  разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела.

     Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Человек восхваляется и предельно возвышается как вершина мироздания, призванный к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробном мире, но и в земной жизни. Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века? И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Таким образом возникает новая система ценностей, где на первом место стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. В этом и заключается ещё одна особенность Ренессансной культуры и философии - секуляризация (освобождение от церковного влияния).

     Яркое явление культуры в эпоху Возрождения - гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

     Таким образом, к характерным чертам философии  эпохи Возрождения относятся:

     - Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

     - Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими), а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

     - Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства.

     Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

     - Гумманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

     - Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

     - Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Гуманизм и антропоцентризм.

     В философском отношении Ренессанс  является эпохой гуманизма. Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм»

     Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в  Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для  Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр  мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а  человеку. Человек рассматривался как  деятельная творческая личность - будь то в искусстве, политике, технике и т. д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

     Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье  концепций. Если в Средневековье  в человеке на первое место ставилась  душа и культивировалось пренебрежительное  отношение к телу, то гуманисты  стремились к полной реабилитации телесного  начала в человеке. Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека.

     Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В человеке заложены возможности к совершенствованию. Характерно, что если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами.

     Важная  черта гуманизма - антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви.

     Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию  человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью  ее деятельности.

     Важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

     Ренессанс приносит с собой новый тип  личности. Это - уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и  умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы, на проблемы «потусторонние»  у него не остается ни времени, ни сил. Люди эпохи Возрождения легки  на подъем, инициативны, готовы в любую  минуту рисковать ради дела, кипучие  натуры, которые и вокруг создают  поле высокой духовной и деловой  напряженности, постоянно учащают  пульс жизни. Это широкая, масштабная, а подчас и титаническая личность. Ренессансный индивид никого и ничего не боится. Для него нет моральных авторитетов. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась вверх. Радикально изменяется и отношение к природе. Она становится объектом эстетического наслаждения и предметом научно-рационального познания.

       Восхваляя разум человека, гуманисты  видели в разумной человеческой  природе образ Божий, то, чем  Бог наделил человека, чтобы человек  совершенствовал и улучшал свою  земную жизнь. Как разумное  существо, человек является творцом  и именно в этом подобен  Богу. Поэтому долг человека —  участвовать в мире, а не уходить  от него, улучшать мир, а не  аскетически отстраненно взирать  на него как на нечто ненужное  для спасения. Человек и мир  прекрасны, ибо созданы Богом,  и задача человека — улучшать  мир, делая его еще более  прекрасным, в этом человек является  соработником Богу.

2.1. Франческо Петрарка.

     Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии.

     Первый  гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке. Главная проблема для Петрарки - познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители. Попутно он замечает, что если не все небожители преуспели в познании Бога, а некоторые, самые выдающиеся из них, даже отпали от Него, то что же говорить о человеке? Человек тем более не может познать Бога и поэтому должен изучать только сам себя. Поэтому акцент в философии Петрарка ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть. Именно в этом пафос всего творчества Петрарки и его философских трактатов, писем, стихов.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения: мир, человек, Бог