Философская система Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Понятие "немецкая классическая философия", введенное Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
Жизненный путь Г.В.Ф Гегеля………………….…………………………..….4
Философская система Гегеля…………………………………………………..7
Логика………………………………………………………….………………...9
Философия природы………………………………………….………………..14
Философия духа…………………………………………………..……..…….16
Феноменология духа……………………………………………….…………..18
Заключение………………………………………………..…………………….20
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Реферат философия 2.docx

— 49.06 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…..3

Жизненный путь Г.В.Ф Гегеля………………….…………………………..….4

Философская система Гегеля…………………………………………………..7

Логика………………………………………………………….………………...9

Философия природы………………………………………….………………..14

 Философия духа…………………………………………………..……..…….16

Феноменология духа……………………………………………….…………..18

Заключение………………………………………………..…………………….20

Список литературы…………………………………………………………….22

 

Введение

Понятие "немецкая классическая философия", введенное Ф.Энгельсом  и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. - первой половины XIXв., которая  была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны  между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения  своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях  Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха  нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли  рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем  развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в  том, что благодаря своим достижениям  она явилась непосредственным теоретическим  источником марксизма в области  философии.

Немецкая классическая философия  развивалась в эпоху глубочайших  изменений, которые происходили  в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни  всей Европы. Поиски адекватного понимания  происходящих изменений наиболее подготовленными  к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектического способа мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли. Немаловажно, что все мыслители сами считали себя радикальными новаторами в философии.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая немецкая философия  нашла в системе Гегеля, великая  заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в  виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... Для нас здесь безразлично, что  Гегель не разрешил этой задачи. Его  историческая заслуга состояла в  том, что он поставил ее".

    

 

 

 

 

 

 

 


1)Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22-24.

 

Жизненный путь Г.В.Ф  Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте - столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, был образцовым учеником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье  готовили Гегеля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в  Тюбингенском теологическом институте (1788-1793). В течение первых двух лет  обучения здесь преподавалась Лейбнице - вольфианская философия; защитив написанное в ее духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил  степень магистра философии. В течение  последующих трех лет он изучал курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень кандидата  теологии.

Гегель разочаровался  в карьере пастора, и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течение  которых он, подобно своим предшественникам к немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем - сначала  в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а  затем в немецком городе Франкфурт-на-Майне (1797-1800). В Берне началось, а во Франкфурте продолжалось философское  творчество Гегеля - создание ряда работ, посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения и  распространения христианства, а  также его роли в жизни народов  от античности до современности. Уже  в этих работах философская мысль  Гегеля выступает как диалектическая: она выявляет внутренние противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия, понимаемого как отражаемого в этом сознании; причем и то и другое рассматривалось в их развитии.

Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные  сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело  отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. Гегель приезжает в  Йену, где после защиты двух диссертаций  получает право преподавать в  местном университете как приват-доцент философии.

Первой значительной философской  публикацией Гегеля, сделавшей его  известным, была объемистая работа "Различие между системами философии Фихте, Шеллинга" (1801).

В том же духе Гегель написал  ряд статей в 1802 г. для "Критического журнала философии", который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, начиная  с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть до завершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем. Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда  шеллинговская мысль, вслед за фихтиевской, исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернула в теософские тупики.

Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии  природы, философии духа, естественному  праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Из набросков  этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется  к концу 1806 г. "Феноменология духа", которая после написания обширного  предисловия публикуется в начале 1807 г.

Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием  на время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город  Бамберг, где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был  назначен редактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора  года, после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта.

После этого Гегель при  содействии того же Нитхаммера был  назначен директором гимназии в Нюрнберге. Наряду с исполнением административных обязанностей Гегель читал гимназистам  введение в философию (философскую "пропедевтику"). Длительный Нюрнбергский период жизни Гегеля (1808-1816) оказался очень плодотворным в творческом отношении. Именно в Нюрнберге Гегель неспешно и продуманно работал над  своим главным философским произведением - "Наукой логики. Эта работа послужила  основанием для приглашения Гегеля на кафедру философии в Гейдельбергском  университете. Непродолжительный гейдельбергский  период (1816-1818) важен тем, что здесь  Гегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философской  системы под названием "Энциклопедия философских наук" (1817). Это произведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный и переработанный вариант "Науки логики" именуемый "малой логикой" в отличие от исходной "большой логики", "Философию природы" и "Философию духа". После "Критической философии" Канта эта была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности. Важнейшим выражением этого, по сути дела, общественного признания явилось приглашение Гегелю занять кафедру философии Берлинского университета. К тому времени Берлин уже выдвинулся на положение философского центра Германии, а деятельность Гегеля в столичном университете (1818-1831) окончательно упрочнила данное положение.

В Берлине Гегель опубликовал  сравнительно немного произведений. Из них новыми работами были "Основоположения  философии права" (1821) и "Философия  права" (1826). Большое внимание Гегель уделял доработке прежних фундаментальных  трудов. В 1827 г. вышло на свет второе издание "Энциклопедия философских  наук", в которое Гегель внес немало дополнений. Он взялся за подготовку значительно  расширенного издания "Науки логики", но успел внести дополнения лишь в первую часть из ее трех частей. В ходе лекционной курсов Гегель, интенсивно разрабатывал некоторые существенные аспекта своей системы.

Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 г. эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-м году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной  им философии, на базе которой появилась  целая школа - гегельянство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Философская система Гегеля

Философская система делится Гегелем на три части: Первая часть-это логика, вторая часть - это философия природы, третья часть - это философия духа.

На философию Гегеля влияние  оказали идеи Шеллинга. Гегель - объективный  идеалист, и стремился создать  систему, основанную на объективном  идеализме. Считал, что в основе мира лежит активное творческое начало. Под таким началом Гегель понимал  логику: "Все в мире логично", в мире существует объективная логика. Логика, по которой развивается мир - это диалектическая логика. Гегель не противопоставляет диалектику и  логику в отличие от Шеллинга. Старался развернуть диалектику как единый логический процесс. Гегель разработал диалектику как логическую науку со своими законами, понятиями. Гегель ставит себе цель превратить философию из любви к знаниям  в строгую логическую систему  знаний. Эта цель воплотилась в  попытке понять всё многообразие наличных форм природы и духа и  совершенно конкретной идеи развития абсолютного духа. Субъект, из которого Гегель пытался развить всю историю  природы и духа, был у него не индивидуальным духом, как у Канта  и Фихте, а именно абсолютным духом, развивающим всё своё конкретное содержание из единственного принципа. Важнейшая заслуга Гегеля - в открытии, что всякая действительность есть действительность историческая и её сущность может  быть постигнута лишь посредством изучения её развития (не априорно). Сам абсолют - не есть некая неизменная субстанция, он есть результат развития. Поэтому  постигаться абсолют должен обязательно  в своём развитии. До Гегеля большинство  философов опирались на идею развития Аристотеля. В системе Аристотеля каждое явление бытия рассматривалось  не в том порядке, каком оно  развивалось из предыдущего, а в  том, на сколько в нём реализуется  идеальная цель развития, на сколько  оно приближено к осуществлению  этой цели. Такая концепция получила название телеологической (целевой). Согласно этому взгляду, природа - есть система  форм, из которых одни ясно, другие смутно воплощают идею развития целого. Философия  должна расположить все эти частные  явления в лестницу форм по степени  их приближения к идеальной цели. Если рассматривать систему Гегеля, то ей была присуща двойственность: с одной стороны - доведение телеологического понимания развития до его логического  конца, а с другой - первая гениальная попытка изображения исторического  процесса в его закономерности и  необходимости. Гегель старался создать  огромную всеобъемлющую систему, где  он осмыслил духовную культуру человека, современное естествознание, и представил и культуру и мир как единый процесс саморазвития духовного  начала. Согласно Гегелю в основе мира лежит абсолютное духовное начало (мировой  разум, дух), которое существует как  бы в логическом самодвижении понятий, то есть логический процесс мышления. Понятия, таким образом, выступают  объективно существующей формой самопроявления абсолютной идеи. Духовное начало находится  в состоянии постоянного развития, самодвижения. И в процессе этого  дух проходит основные этапы, на которых  он рождает мир. Духовным началом, согласно Гегелю движет самопознание. 1 этап. Абсолютная идея существует до самой природы (мира). В начале рождается понятие. Понятие о бытие вообще. 2 этап. Природа - это инобытие идеи. Природа описывается "Философией природы". Природа - это остановившаяся мысль. Она распадается на механику, физику, органику. Природа - это посредник между божественным и человеком.3 этап. Мировой дух - знание, общество, человек. "Философия духа" включает три ступени: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Под субъективным духом понимается обыденное сознание человека или здравый смысл.Объективный дух - это научное познание или попытка понимания окружающего мира с точки зрения закономерностей, независимых от человека.Абсолютный дух - это философское постижение мира или наиболее глубокое понимание сущности мирового процесса.

Логика, с его точки  зрения, есть система "чистого разума", совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли  Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает  не из священных книг, я из великой  книги самой природы и общественного  развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии - логика - опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был  в распоряжении энциклопедически образованного  мыслителя.

"Мыслями Бога" оказываются  наиболее общие законы развития  природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля  именно в логике ближе всего  стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый  и поставленный с ног на  голову материализм. Дело, разумеется, нельзя сводить к простому "переворачиванию". Между диалектикой Гегеля и  материалистической диалектикой  имеются существенные различия.

Исходным пунктом философии  Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли  о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей - это  одно и то же.

 

 

 

 

 

 

 

Логика

Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляют собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое  предполагает и различие. Тождество  и различие - единство противоположностей. Абстрактное тождество, как у  Шеллинга, исключает саму возможность  развития. Мышление и бытие подчинены  одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения  о конкретном тождестве. Объективное  абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает  как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит  на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к  конкретному - общий принцип развития.

Высшая ступень развития - "абсолютный дух". На этой ступени  абсолютная идея проявляется в сфере  человеческой истории и делает предметом  мышления само себя.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи  некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Информация о работе Философская система Гегеля