Философские идеи раннего Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование идей раннего Возрождения и их роль в жизни людей этого периода.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- рассмотреть причины становления эпохи Возрождения;
- рассмотреть основные философские идеи периода раннего Возрождения;
Объектом исследования является философские идеи этого периода.

Содержание

Введение.
эпоха Возрождения
Философия периода раннего Возрождения;
Гуманизм
Эстетика раннего Возрождения
Человек как индивидуальность
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия реферат по философии.docx

— 36.84 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Нижневартовский государственный  гуманитарный университет»

Гуманитарный  факультет  
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине:

«Философия» 

На тему:

«Философские идеи раннего Возрождения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка: 22 группы СсО,

Лебедева  Т.С.

Проверил: кфн.д: Лицук А.А. 
 
 
 
 
 
 

Нижневартовск, 2010г.

Содержание: 

Введение.

  1. эпоха Возрождения
  1. Философия периода раннего Возрождения;
    1. Гуманизм
    2. Эстетика раннего Возрождения
    3. Человек как индивидуальность

 Заключение

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Эпоха Возрождения — достаточно сложный  феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в. Термин «Возрождение» отражает  стремление  мыслителей  этого времени возродить идеалы и ценности личности. Однако на самом деле  это поиск нового, в том числе и христианства. На смену теизма приходит пантеизм (т.е.все божье )с позиции которого Бог утрачивает свой над природный характер и проявляется во всех вещах.  Стоит отметить что,  эпоха  Возрождения стала  культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма.

     Особенной чертой этой эпохи является центральное  внимание  к человеку. Человек рассматривается как одновременно пассивное и активное начало, причина и следствие, объект и субъект ищущий счастье и способный на реальную деятельность в реальном мире.  Бог – это начало всех начал, а человек - центр всего мира. Общество формируется благодаря человеческой деятельности, а сам человек может все! Он достоин гордости и самоутверждения, осознания своей силы и жизнерадостности, свободомыслия, индивидуализма и свободы слова. Таким образом,  мировоззрение эпохи Возрождения можно определить как антропоцентрическое и гуманистическое.

     Право на творение и самоутверждение приводит к идеи прометеизма. Исходя из которой, человек обладает силами творить материальный мир, становиться сотворцом, помощником Бога. Человек творит красоту в искусстве, архитектуре, живописи и науке.

     Целью данной работы является исследование идей раннего Возрождения и их роль в жизни людей этого периода.

     Из  поставленной цели вытекают задачи:

     - рассмотреть причины становления  эпохи Возрождения;

     - рассмотреть основные философские  идеи периода раннего Возрождения;

     Объектом  исследования является философские идеи этого периода.

     К методам исследования относятся  – анализ и обобщение изученной литературы и других информационных материалов.

     При написании работы были использованы книжные издания, рекомендованные  Учебно-методическим центром в качестве учебников и учебных пособий 1997 – 2007 годов издания, которые содержат основной учебный материал. В них  раскрываются наиболее важные аспекты философских идей периода раннего Возрождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Эпоха Возрождения

     Термин  «Возрождение», или «Ренессанс», известен каждому человеку. Мы знакомы с  наследием этого времени —  живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV — конца XVI в.

     В западном Возрождении принято разделять  три периода:  
1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV — сер. XV в.  
2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.  
3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

     Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских  школ, часто несовместимых друг с  другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, — в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

     В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась  причина экономическая, так как  это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, которая и не замедлила появиться.

     Очевидно, что кроме чисто экономических  причин, были и другие причины, иначе  сложно будет объяснить, почему Ренессанс  возникает именно в Западной, а  не в Восточной Европе, именно среди  западного, а не восточного христианского  вероисповедания.

     Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения  играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила  центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона  католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Например, знаменитое Авиньонское пленение пап и появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией). Это все порождало в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

     С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия  развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
  1. Философия периода раннего  Возрождения
 
      1. Гуманизм

       Гуманизм, возникший в середине XIV в. сперва в Италии, а затем распространившийся по всей католической Европе, составляет главное движение в духовной жизни эпохи Возрождения. Он определяет собой основное содержание философской мысли раннего Возрождения.

     У истоков философской культуры эпохи  Возрождения стоит Данте Алигьери (1265-1321). В таких его произведениях  как «Божественная комедия», «Пир», «О монархии» содержатся важнейшие  идеи гуманистического мировоззрения. Данте был не только выдающимся поэтом, но и мыслителем, заложившим основы нового гуманистического учения о человеке. Вера в земное предназначение человека и в его способность совершить  свой земной подвиг позволила Данте  создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека. Здесь земное вторгается в запредельное, а личные и общественные страсти  бушуют в провалах Ада, на ступенях Чистилища и в райских высях.

     В самом процессе возникновения человеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актом творения, Данте видел соединение природного и божественного начал. Двоякая  природа человека (смертная и бессмертная) обусловливает, по мнению великого гуманиста, и его двоякое предназначение. Эти две цели человеческого существования  являются двумя видами блаженства. Причем высшее, внеземное блаженство не требует отказа от осуществимого  на земле человеческого блаженства. Двум видам блаженства отвечают два  пути. Первый путь, открытый благодаря  разуму, является путем «философских наставлений», жизнью «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным». Второй путь, открываемый «благодаря духу Святому», является путем наставлений  духовных, превосходящих разум человеческий. Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства - земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе по предписаниям философии и под водительством светского государя. К жизни вечной ведет церковь, основываясь на откровении и возглавляемая верховным первосвященником.

     Признавая свободу воли, Данте считал, что  она не позволяет избежать личной ответственности, свалив ее на Бога или  на безличную совокупность причин. В учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте  со средневековой традицией.

     Общепризнанным  родоначальником гуманистического движения в Италии является поэт и  философ Ф. Петрарка. Его основные философские произведения - «Моя тайна», «О своем и чужом невежестве» - посвящены этическим вопросам, а в центре внимания становится внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании и творческой деятельности.

     Для Петрарки была характерна принципиально  новая по сравнению с христианской саморефлексия, осознание богатства  и многомерности человеческой жизни. Возрождение античной культуры, восстановление классической системы ценностей  давало новую основу для высокой  оценки человека. Отвернувшись от догматических  формул, в которых полагалось описывать  человека, Петрарка обратился к свободному от всяких догм самосознанию и наблюдению, стремясь проникнуть в глубину человеческой души. Он считал, что творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя  при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного  противоборства с окружающим миром. В этом проявлялась свойственная его творчеству индивидуалистическая тенденция.

     Петрарка  отвергает схоластическую ученость как «болтовню диалектиков», бесполезную  для активного, деятельного человека. Полемизируя против культа авторитета в схоластической философии, он подчеркивал, что выступает не против Аристотеля, а против аристотеликов.

     Высшим  идеалом Петрарки являлось просвещенное благочестие, поскольку он считал, что  христианство и классическая античная культура рождают глубокую гармонию.

     Одной из проблем, требовавших нового осмысления являлась проблема человека как единства души и тела. Так, гуманист Д. Манетти (1396-1459) посвятил трактат «О достоинстве  и превосходстве человека» красоте  и величию человека, понимаемого  как центр мироздания и высший результат божественного творения. Он стремился к полной реабилитации телесного начала в человеке. Мир  создан Богом для человека, но вершина  его творения - это человек, тело которого превосходит другие тела. Человек - это «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». Новые запросы на человека и его  многократно возросшая активность приводили его к сближению  не с природой, а с Богом. Для  Манетти человек - «словно некий  смертный Бог» являющийся как бы соперником бога в творческой деятельности. Если Бог творец всего сущего, то человек  является творцом великого и прекрасного  царства культуры.

     Если  в христианском мировоззрении на первом месте стоял Бог, а затем  лишь человек, то гуманисты выдвигали  на первый план человека, а потом  говорили о Боге.

     Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается существом «скорее  божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму  и деяниям. Подчеркивая в человеке деятельное начало, гуманистическая  антропология противостоит тем самым  как средневековому аскетизму, так и пассивности гедонистического наслаждения.

Информация о работе Философские идеи раннего Возрождения