Философские концепции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что жизнь в современном мире ставит перед человеком много проблем, которые не стояли перед большинством людей столетие назад, а тем более в глубокой древности. В наше время все в мире так тесно связано, так быстро меняется, такие глубокие преобразования происходят в экономике, политике и науке, что изменчивость, подвижность, динамизм становятся важнейшей чертой жизни людей. В этих условиях перед каждым рано или поздно встает насущная задача понять происходящие изменения и попытаться найти какие-то общие устойчивые черты, какие-то закономерности в процессах, совершающихся в космосе и в обществе, в объективной реальности и в нас самих, в наших переживаниях, замыслах и надеждах.

Работа содержит 1 файл

контрольная конец развитие.docx

— 48.97 Кб (Скачать)

Введение

     Вряд  ли кто-нибудь будет отрицать, что  жизнь в современном мире ставит перед человеком много проблем, которые не стояли перед большинством людей столетие назад, а тем более  в глубокой древности. В наше время  все в мире так тесно связано, так быстро меняется, такие глубокие преобразования происходят в экономике, политике и науке, что изменчивость, подвижность, динамизм становятся важнейшей  чертой жизни людей. В этих условиях перед каждым рано или поздно встает насущная задача понять происходящие изменения и попытаться найти  какие-то общие устойчивые черты, какие-то закономерности в процессах, совершающихся  в космосе и в обществе, в  объективной реальности и в нас  самих, в наших переживаниях, замыслах и надеждах. Необходимость решить эту задачу вплотную подводит к вопросу  о том, что такое развитие, как  оно соотносится с остальными известными нам формами движения и изменения.      
   Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изме-нений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Развитие имеет формы, основные признаки, черты и механизмы. Различные виды развития в природе, в обществе или в сознании человека изучаются различными науками. Само же понятие развития по разному определяется различными концепциями и науками их изучения, такими как метафизика, диалектика и синергетика. 
   Интерес к возникновению нового диктуется не простой любознательностью, а глубочай-шими внутренними потребностями самой жизнедеятельности человека. появление нового, принципиально отличающегося от всего, что было раньше, имеет особое значение для по-нимания исторической судьбы человечества. Если новое в общественной жизни было бы невозможным, то все страдания, вся борьба людей за более разумную и справедливую жизнь были бы просто лишены смысла. 
     Поэтому целью нашей работы стало:  изучение философских концепций развития
    Нами были поставлены следующие задачи:  
1) Дать определение понятию «развитие», выделяя черты развития, его механизмы и формы; 
2) Описать и раскрыть особенности протекания процессов развития в природной и социальной реальности; 
3) Отметить и выделить специфику понимания развития в метафизике, диалектике, синергетике.

  1. Основные черты развития, его механизмы, формы.

     Единый  мировой  процесс   развития   –   это   непрерывное   усложнение организации,   происходящее   в   результате   взаимодействия    объективной необходимости со  столь же объективной стохастичностью  Вселенной.  Реальность такова,  что  необходимость  не   исключает   случайность,   но   определяет потенциальные возможности  развития, которые описываются законами  природы.    Единый процесс  развития охватывает неживую,  живую природу  и  общество . 
       Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы. Качест-венные изменения – связаны с изменением структуры самих предметов, их превращением в другие предметы. Необратимость (возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее). Направленность изменений (развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому , даже кажущиеся случайными изменения носят взаимосвязан-ный характер и вызывают другие изменения (дискуссии о прогрессе или регрессе) [8]. 
     Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном  времени и только  время выявляет  его направленность.  Совре-менная  общественная  жизнь убедительно подтверждает сложный,  неоднозначный харак-тер  процессов   развития,   показывает,   что общественный  прогресс   есть   результат   диале-ктического   взаимодействия многообразных   процессов,   в    которых    решающая    роль    принадлежит целенаправленной деятельности человека [2]. 
    Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эво-люционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Развитие может быть однолинейным и многолинейным; прямолинейным и зигзагообразным; общим и локальным, ускоренным и замедленным, гармоничным и дисгар-моничным и т. д. Эти разные типы, виды, формы развития, которые могут осуществляться в природе и обществе. В реальных конкретных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая сложную картину многообразия и богатства природных связей, реальности [1]. 
    Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст[12]. Прогресс - тип направления развития, характеризую-щийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понима-ется как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регресс-сивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития. 
   Основные черты и особенности всякого развития заключаются в следующем: 1) в процессе развития, в отличие от других форм движения, появляется нечто новое, не существовавшее ранее; 2) процесс развития необратим; 3) каждый конкретный процесс развития имеет свои собственные источники и присущую ему форму; 4) развитие имеет направление во времени: от прошлого через настоящее к будущему; 5) каждый момент или этап этого процесса разви-тия обусловлен предшествующим состоянием и в свою очередь обусловливает последующие состояния.   
      Развитие проявляется в том, что в бытии борются между собой начала гармонии и дисгар-монии, порядка и беспорядка, нового и старого. Гармония и порядок - это конструктивные начала бытия, а дисгармония и беспорядок - деструктивные. Развитие можно понимать как перманентный процесс возникновения дисгармонии и последующее ее преодоление, обрете-ние гармонии. Дисгармония обнаруживается через рассогласованность бытия, т. е. через про-тиворечие между бытием в целом и составляющими ее элементами. Это противоречие и выступает в качестве универсального источника развития.   Бытие состоит из различных уровней, форм, сфер, которые объединены различными видами взаимосвязи и обособлены друг от друга определенными границами. Абсолютность бытия не означает, что составляю-щие его компоненты не развиваются. Бытие в целом - это своеобразная оболочка, форма, достаточно гибкая и допускающая внутри себя разные изменения, которые можно квалифицировать как развитие [13].  
  Ход развития обеспечивается системой "передаточных звеньев", своеобразным меха-низмом развития. В неживой природе это могут быть химические реакции, геологические катастрофы, действие физических законов. Универсальным механизмом развития в живой природе выступает меж- и внутривидовая борьба, а в обществе - рыночная конкуренция, социальные столкновения, деятельность великих личностей, потребности и интересы людей.    
   Итак, развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Оно имеет свои признаки и механизмы, а также формы, которые так или иначе являются одним целым и не могут существовать  вне друг друга, только во взаимосвязи.

  1. Особенности протекания процессов развития в природной и социальной реальности.

  Развитие  есть объективное явление, феномен  материальной и духовной реальности.  Сложность развития и другие причины  обусловливают  неоднозначность  его трактовок, разнообразие его  интерпретаций.  Остановимся на рассмотрении некоторых основных концепций развития. 
1. Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики,  представ-ленная трудами немецких философов XVIII - XIX веков - Канта, Фихте,  Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель  диалектики. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и анти-тезис, из которых возникает новое качественное состояние. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез [14]. 
  Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века  создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких  концепций развития.  
2. Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим боль-шое влияние на европейскую философию второй половины XIX - начала XX в., был  англий-ский философ Г. Спенсер. Составными частями его трактовки развития были идея сводимо-сти высших форм движения материи к низшим (социальной к биологической, биологической – к физической и химической), а также теория равновесия. Главные недостатки понимания Г. Спенсером всеобщего развития: 1) исключительно постепенный характер эволюции и 2) внешний источник изменения и развития материальных систем.
[2] 
    Основной недостаток такой концепции – не в отрицании скачков вообще, а в отрицании скачков взрывообразного типа, каковыми являются в живой природе мутации, а в социальной действительности – политические революции. Градуалистская трактовка развития стала при-ходить в более резкие противоречия с действительностью в 1-й четверти нашего столетия. Развертывалась научная революция в физике, и важное значение для понимания характера движения имела разработка квантовой теории. Был обнаружен качественно новый уровень материи, вернее, ряд структурных уровней, образующих особую область – микромир, сущес-твенно отличающуюся по своей внутренней природе и закономерностям от макромира. В би-ологии было открыто явление естественного мутагенеза (1907), а затем и явление искусствен-ного мутагенеза (2-я половина 20-х годов). Все это свидетельствовало о нередко взрывном характере развития природы, о недостаточности его плоско-эволюционистского понимания. 
  3.  Эмерджентизм. В западно-европейской философии сформировалась еще одна концеп-ция, называемая «творческий эволюционизм», или «эмерджентизм». Главные идеи этого течения: 1) «творческая эволюция» строится на основе признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается «взрывообразный», быстрый скачок. 2) новое качество выступает результатом внутренней «творческой силы», по-разному назы-ваемой и по-разному истолковываемой. 3) несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. 4)  благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков[14]. 
    А. Бергсон нарисовал грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного “жизненным порывом” (elan vital); свое понимание развития он изложил в работе “Творческая эволюция” (1907).  Жизненный Порыв – это сознательное начало, и поэтому оно преобразует материю, ведет ее к своей собственной цели, чтобы насытить материю этим жизненным порывом. Поэтому жизненные начала, начало духовное и начало материальное, не противоречат друг другу, а включаются одно в другое, как и законы духа и законы мира не противостоят друг другу. Жизненный Порыв имеет некоторую энергию, и она, развиваясь, может направляться в разные стороны. Со временем Жизненный Порыв может остывать. Развертываясь вовне, сила этого творческого порыва приводит к возникновению и развитию жизни на Земле. Главные линии эволюции по Бергсону – инстинкт и интеллект. Он утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограниченна сферой “неорганизованной материи” и может постигать лишь отношения между вещами. 
    В жизни как таковой также происходит разделение эволюции на жизнь растительную и жизнь животную. Животная жизнь также начинает раздваиваться и развивается по 2-м направлениям: инстинкта и интеллекта. По Бергсону инстинкт и интеллект – вещи не одного порядка. Они всегда сопровождают, дополняют друг друга, но не взаимозаменяют, ибо они различны между собой. Интеллект всегда направлен вовне. Бергсон указывает, что интуиция противоположна рассудку, противоположна разуму. Рассудок всегда мыслит вовне, мыслит обрывочно и потому не схватывает жизнь. Рассудок как бы умертвляет предметы, а интуиция схватывает предмет изнутри, и это схватывание есть переживание, есть постижение жизни как таковой, постижение собственно длительности.  Познать духовную жизнь можно лишь при помощи интуиции.. Наука есть частный случай Жизненный Порыв, частный случай интуиции, поэтому наука не противоречит Жизненному Порыву, не противоречит сознанию, она есть одно из его проявлений.  [14]. 
    В книге «Эмерджентная эволюция» Л. Моргана, изданной в 1922 г., различались (как и в некоторых других работах эмерджентистов) два понятия – «результант» и «эмерджент». Результант соотносился с суммативным типом изменений, определяемым арифметическим сложением исходных элементов, эмерджент – с интегративным изменением, несводимым к исходным. Свойства первого могут быть предсказаны априорно: общий вес двух предметов определяется путем простого сложения их индивидуального веса (без обращения к непосредственному взвешиванию). Свойства же эмерджентов могут быть определены лишь апостериорно: свойства воды не могут быть предсказаны лишь на основе свойств водорода и кислорода. Это говорит о существовании внезапных изменений, не детерминированных материальными, природными силами. 
   Сторонники эмерджентной концепции обращаются к некоей «творческой силе», якобы находящейся внутри исходных материальных элементов или в связи с ними. Такую силу Л. Морган усматривает в Боге. Он признает, с одной стороны, физический мир, а с другой – «нематериальный Источник всех изменений в нем», включенность физических событий «в Бога, от которого весь эволюционный процесс в конечном счете зависит». 
   Однако не всякая эмерджентистская трактовка природы обязательно должна быть соединена с идеализмом. Пример тому – американский философ Рой Вуд Селларс (1880–1973) [3]. Он рассматривал мир как самодвижущуюся динамическую систему, признавал возможность предвидения и познания закономерностей возникновения новых качеств. В основе анализа скачков – материальные причинные факторы.  
    4. Натуралистическая концепция развития. Со второй половины XIX столетия все боль-шее значение в науке начинала иметь еще одна концепция – «натуралистская». Это – диа-лектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина. Наряду с глубокими идеями, касающимися развития, дарвиновская концепция фактически соотносилась с частно-научным понятием «эволюция», а не с всеобще-философским понятием развития. В этом плане она не могла иметь философского (в собственном смысле этого слова) статуса, поско-льку не учитывала специфики социального развития. Тем более она не включала в себя ис-следования развития как всеобщего, универсального методологического принципа, не анали-зировала, в частности, тех понятий, логических средств, с помощью которых можно дости-гать адекватного отражения в мышлении развивающихся органических форм[2].  
5. Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологи-ческая модель развития. Ей присуща антисциентистская направленность – не в том плане, что отрицается значение науки вообще (как и техники), особенно для развития производства, но в том, что наука подвергается критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж..П. Сартр считает, что природа и техника есть сферы действия аналитического разума, в них действует механистичность. Диалектика – только в тотальности человеческого духа, в его противоре-чивом динамизме. Диалектическая необходимость связана с такими экзистенциальными измерениями бытия, как цель, выбор, проект, свобода, ответственность. Диалектика синтети-чна, природа (и техника) аналитична. Хотя явления природы и могут быть внутренне проти-воречивыми, их нельзя рассматривать как целостности. Подлинная диалектика – в челове-ческих отношениях  и в отношениях людей к природе. Диалектика, по Ж..П. Сартру, вклю-чает исходя из идеи целостности, глубокую понятность и самопросвечивание. Человеческое бытие полностью раскрыто для диалектического разума; для него здесь нет тайн. Отсюда и история общества интеллигибельна (постигаемая разумом или интеллектуальной интуици-ей). Он  подчеркивает, что диалектика не в природе, а в человеческих отношениях [4, 15].  
6. Равновесно-интеграционная концепция развития начала складываться с XVII века в целях объяснения общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновес-ной системе, все части которой сбалансированы между собой. Сначала общество уподобля-лось физической равновесной системе, подчиняющейся третьему закону Ньютона, говоря-щему о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга. Затем физический редукционизм сменился биологическим (во второй половине XIX века), и общество стало рассматриваться преимущественно по аналогии с живым организмом, само-регулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия вклю-чаются данные кибернетики, ее принципы. Наиболее видными представителями теории равновесия были  Г. Спенсер, Ле Дантек, Л.Ф. Уорд. В последние десятилетия в западных странах она получила распространение благодаря трудам представителей школы структурно-функционального анализа. Некоторые из них провозглашают порядок и устойчивость в об-ществе как гарантию успешности социальных изменений, возлагая надежду на преодоление социальных конфликтов и напряженностей на власть. 
    В этой теории абсолютизируется значение равновесного состояния систем.. Отметим, что равновесие является необходимым моментом развивающихся систем и в природе. Для слож-ных систем с обратной связью характерна динамическая устойчивость, гомеостатичность. В общественной жизни равновесные состояния тоже не редкость, в том числе в сфере отноше-ний между стратами, в сфере социально-групповых межгосударственных отношений. 
  Недостаток теории равновесия прежде всего в том, что она рассматривает равновесные состояния как лишенные противоречий. Она прикрывает столкновение социальных сил там, где гармонии нет. Даже гармоничные отношения, как известно, есть не что иное, как единство противоположностей, т.е. форма, состояние противоречий. 
  Таким образом, разнообразие трактовок говорит не о беспочвенном фантазировании философов по поводу развития, а о многогранности и многоуровневости самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций (в том числе под влиянием социальных факторов и личностных мотивов). Важно увидеть в каждой из них позитивные стороны и начала и постараться свести эти стороны в единое целое.

  1. Специфика понимания развития  в метафизике, диалектике и синергетике. 
      

     Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречи-вого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Объяснение возник-новения и уничтожения как изменение субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и почему происходят изменения. 
   Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пони-манию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей — это одна из ступеней, пройден-ных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуни-чтожимы и неизменны.   Таким образом, в истории философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого. 
   В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга фор-мировали представления о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт вы-двинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движе-ния частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и жи-вотных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, — это результат длившегося миллионы лет процесса. 
  Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики [5].  
   Термин «метафизика» (с греческого — «после физики») ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе», которые он поставил на полку после физики, т.е. после трактатов Аристотеля о при-роде. На Западе до сих пор под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию в целом. У нас же долгое время под метафизикой понималось учение о разви-тии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется и в первоначальном ее значении. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор. Главным в споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому впоследствии диалектикой стали называть сами противоречия. 
     Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая диалектика объясняла появление нового вхождением в косную материю различных, находящихся в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсо-лютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира. 
   Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в развитии. Диалектика считает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними. 
    Вопрос об источниках движения и развития является одним из главных вопросов фило-софии. Те, кто считает источником движения внутренние причины, получили название диалектиков, а те, кто таким источником считает внешние воздействия, в марксизме полу-чили название метафизиков. То есть метафизик — это тот, кто либо отрицает движение и развитие, либо признает движение,  но не признает развитие, либо признает развитие, но как повторение прошлого. К метафизикам отнесли и тех, кто либо отрицает наличие всеобщей связи между явлениями, либо признает связи, но считает их случайными [5]. 
   Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость и т.д.  Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:  а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития. 
  1.  Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой? 
    На протяжении всей истории философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.). 
    Явление и сущность. Явление — это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность — это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности. Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).Сущность взаимодействует с другими сущностями и предстает нам в иска-женном виде — в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.). 
    Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходи-мого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существу-ет, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершен-ства знания.) 
     Закон. Закон — это наиболее повторяющиеся,  существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющих-ся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.) Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для катего-рии «закон», но логично предположить, что на эту роль подходит категория «хаос». Закон — это порядок, хаос — беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка. 
2. Принцип детерминизма раскрывается  категориями: причина и следствие. Действите-льную причину явлений установить трудно, так как все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие всегда имеет причину, что причина предшествует след-ствию, что причина порождает следствие, в отличие от повода, который является случайной связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрица-ющее причинные связи, называется индетерминизмом.) 
3. Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.  Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не вся-кое возможное становится  действительным. Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма — содер-жательна, содержание оформлено.) 
  Кроме этих категорий принцип развития раскрывается в сформулированных Гегелем законах: а) перехода количественных изменений в качественные, б) единства и борьбы противоположностей, в) отрицания отрицания. 
  
Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается в диалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит  в ходе накопления количественных измене-ний, которые достигают пределов меры, после этого происходит скачок в развитии и изме-няется качество. Это качество содержалось раньше в возможности, оно есть новая форма для изменившегося содержания. 
   Этот закон требует рассматривать развитие как единство количественных и качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное накопление количественных изменений («Как веревочке ни виться, все равно конец придет»). Качество не меняется только в пределах меры.  Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социальных революций. Закон единства и борьбы противоположностей марксизм использовал для обоснования необходимости классовой борьбы. 
   Согласно диалектике, разрешение противоречия ведет к смене качества, а значит, к отри-цанию предыдущего. Следовательно, отрицание — это момент развития, выражающий связь двух последовательных  стадий (состояний) развивающегося объекта. Но утверждение последующей стадии происходит на базе предыдущей, поэтому последующая стадия  со-храняет, удерживает некоторые существенные элементы предыдущей. 
   Дальнейшее развитие приводит к отрицанию предыдущего отрицания, а значит, возвраще-ние к предыдущему качеству,  восстановление того, что отрицалось ранее, возврат к уже пройденной стадии развития. Но это не простой возврат к исходной точке. Это развитие по спирали. Возврат происходит на более высоком уровне, так как то прежнее уже обогатилось своим отрицанием. Закон отрицания отрицания объясняет преемственность, в развитии и говорит о его направленности, то есть, отвечает на вопрос «Куда идет развитие?». 
   Марксизм использовал этот закон для обоснования неизбежности социалистической революции и перехода к коммунизму. 
   Мировоззренческий характер синергетических представлений позволяет отнести синер-гетику к философской концепции развития. Но пока ее понятийный аппарат находится в стадии становления. Отсюда споры о ее статусе. Например, некоторые философы синер-гетику считают одним из элементов диалектики. 
     Синергетическая концепция развития является наиболее популярной в настоящее время. Синергетика (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) возникла как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возможности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем.  
     В обобщенном виде основные идеи синергетики можно свести к следующим: 1) из хао-са может возникнуть новая структурно организованная определенность. Законы и механиз-мы этого процесса и исследует синергетика; 2) сложноорганизованные и самоорганизую-щиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности и случайности; 3) синергетика разрабатывает принци-пы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей. Но эта сборка не подчиняется правилам арифметики; 4) синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным рычагом этого управ-ления является не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздейст-вия на сложноорганизованную среду [13].  
  Хаос традиционно рассматривался как деструктивное начало, которое должно быть упоря-дочено. Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который может привес-ти к конструктивным результатам. В отличие от других концепций развития, синергетика возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитируя его. Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второсте-пенный и не имеющий значения фактор, забывающийся, стирающийся по прошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необходимости. Состояния неравновесности и неустойчивости объявляются синергетикой как норма и естественность.  
    Классические концепции понимают развитие как поступательное и безальтернативное движение, подчиненное принципу причинности. По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие реконструируемо и пред-сказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим. Но такой строго детерминистский подход был подорван в XX веке появлением квантовой механики.  
   Один из ведущих теоретиков в области синергетики Илья Пригожин говорил, что идея нестабильности, лежащая в основе синергетики, существенно потеснила идею детерми-низма. Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность. И такие понятия, как нестабильность, непредсказуемость, стали играть немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными нау-ками и науками о природе. В мире обусловленности природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний [7]. Идея нестабиль-ности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на длительный отрезок. Пригожин назвал эти интервалы "темпоральной экспо-нентой" и выдвинул утверждение, что после того, как мы переходим в новый интервал, ин-формация о предыдущем может исчезнуть. В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнозируемо. 
  Таким образом, диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние  противоречия,  метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора, означающего, в том числе, этическую ответственность.
 

  Заключение

  Итак, цель нашей работы: изучение философских  концепций развития была нами успешно  решена. Задачи, ставившиеся в начале, успешно решены. Мы выяснили, что: 
1)Развитие не есть развитие «вообще» и развитие «всего». Это понятие связано только с развитием конкретных систем: живой организм, социальное явление, теория, солнечная система и т. д.  Развитие — это характеристика качественных изменений объектов и появления новых форм бытия, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. 
     Отметим , что основные признаки развития это и оно:  1) неотрывно от движения, изменения; 2) предполагает, что в процессе изменений системные качества изменяющихся объектов сохраняются, поэтому из развития исключаются моменты возникновения системы и ее распада; 3) характеризуется не разовым качественным преобразованием, а рядом таких преобразований и оно есть связь качественных преобразований системы; 4)   направленное преобразование системы; 5) качественные изменения в системе в процессе развития — необратимы. На основании этих признаков возможно следующее определение развития: Развитие — это направленные, необратимые, качественные изменения системы. 
2) Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности.  Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций.  
    Особенности протекания процессов развития в природной и социальной реальности просматриваются в различных философских концепциях развития:

  1. Рационалистическая, логико-гносеологическая модель  диалектики. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

  2. Градуалистской модель развития Выдвинута Г.Спенсером (1820-1903). Обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности. Отрицал скачки «взрывообразного типа». 
3. Эмерджентизм. В западно-европейской философии сформировалась еще одна конвенция, называемая «творческий эволюционизм», или «эмерджентизм»[3]. Главные идеи этого течения: 1) во-первых, «творческая эволюция» строится на основе признания факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; признается «взрывообразный», быстрый скачок. 2) Во-вторых, новое качество выступает результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истолковываемой. 3) В-третьих, несводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. 4) В-четвертых, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков. 
4. Натуралистическая концепция развития. Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке начинала иметь еще одна концепция – «натуралистская». Это – диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина. Наряду с глубокими идеями, касающимися развития, дарвиновская концепция фактически соотносилась с частнонаучным понятием «эволюция», а не с всеобще-философским понятием развития.  5.Противоположностью сциентистской (натуралистской) концепции является антропологическая модель развития. Ей присуща антисциентистская направленность – не в том плане, что отрицается значение науки вообще (как и техники), особенно для развития производства, но в том, что наука подвергается критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека. Один из виднейших представителей экзистенциализма Ж..П. Сартр считает, что природа и техника есть сферы действия аналитического разума, в них действует механистичность. 
6. Равновесно-интеграционная концепция развития начала складываться с XVII века в целях объяснения общества. Система стремится к равновесию. Противоречия рассматрива-лись лишь как негативный фактор, нарушающий равновесие.  
3)Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора, означающего, в том числе, этическую ответственность.
 
 

 Библиографический список

  1. Аруцев А.А., Ермолаев Б. В. Кутателадзе И. О., Слуцкий М.С. - Учебное пособие. Концепции современного естествознания, 2002. -  175с.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
  3. Быховский Б. Э. «Памяти Р. В. Селларса»//«Философские науки»,1974. № 4. С.156-157.
  4. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.-СПб., 1914.
  5. Кабанов П.Г. "Философия" - Томск. издательство ТГУ, 2003. - 203 c.
  6. Миклин А. М., Подольский В. А. Категория развития в марксистской  диалектике. М., 1985. 
  7. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.
  8. Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития Философские науки. - 1989. - № 5. - С.11.
  9. Электронный ресурс. Реферат. Философия. Идея развития в философии и науке .URL адрес: http://www.ref.by/refs/90/37253/1.html
  10. Электронный ресурс. Материалы по философии. Тема 5: Философия развития. Диалектика. URL адрес: http://www.rtext.org/2011/06/5.html
  11. Электронный ресурс. Диалектика как учение о развитии. URL адрес:  http://conspects.ru/content/view/226/10/
  12. Электронный ресурс. Реферат. Структурные уровни организации материи. URL адрес: http://www.neuch.ru/referat/4572.html
  13. Электронный ресурс. Философия развития. Проблема развития бытия. URL адрес: http://filosofij.ucoz.ru/index/filosofija_razvitija/0-32
  14. Электронный ресурс. Основы философии. URL адрес: http://intencia.ru/FAQ-view-28-3-1.html
  15. Электронный ресурс. Основные концепции социального развития. URL адрес:  http://libsib.ru/vvedenie-v-sotsialnuiu-filosofiiu/problemi-sotsialnoy-filosofii/osnovnie-kontseptsii-sotsialnogo-razvitiya
  16. Электронный ресурс. Философия развития. Проблема развития бытия. URL адрес: http://www.tezis.info/filosof/14.php

Информация о работе Философские концепции развития