Философские мысли в письмах Леонтьева к Соловьеву

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена философским мыслям, освещенным Леонтьевым в своих письмах к Соловьеву. Я собираюсь подробно рассмотреть личность самого автора, его биографию, основные идеи, а так же факторы, повлиявшие на их формирование. Леонтьев был консерватором и рассматривал все через призму христианства. Мне интересно проследить за его мыслями, за тем, как он видел настоящее и будущее России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Описание личности К. Леонтьева и его взаимоотношений с В. С. Соловьевым………………………………………………………………………..4
1.1Биография К. Леонтьева и описание его основных идей…………………...4
1.2 К. Леонтьев и В. Соловьев в их взаимных отношениях……………………8
2.Основные идеи, обозначенные К. Леонтьевым В письмах к В.Соловьеву..15
2.1 Проблема национализма и национальной политики……………………..15
2.2Византизм…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Копия все.docx

— 53.86 Кб (Скачать)
 
 
 

Курсовая  работа

Философские мысли в письмах  К. Леонтьева к  В. Соловьеву 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Описание личности К. Леонтьева и его взаимоотношений с В. С. Соловьевым………………………………………………………………………..4

1.1Биография К. Леонтьева и описание его основных идей…………………...4

1.2 К. Леонтьев и В. Соловьев в их взаимных отношениях……………………8

2.Основные идеи, обозначенные К. Леонтьевым В письмах к В.Соловьеву..15

2.1 Проблема национализма  и национальной политики……………………..15

2.2Византизм…………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………..24 

 

 
 
 

Введение.

Работа посвящена  философским мыслям, освещенным Леонтьевым в своих письмах к Соловьеву. Я собираюсь подробно рассмотреть  личность самого автора, его биографию, основные идеи, а так же факторы, повлиявшие на их формирование. Леонтьев был консерватором и рассматривал все через призму христианства. Мне  интересно проследить за его мыслями, за тем, как он видел настоящее  и будущее России.

Но сутью моей работы, все же, будет описание отношений  К. Леонтьева и В. Соловьева. Соловьев был особым человеком для Леонтьева, и мне интересны причины, по которым  они так сдружились. В своих  посланиях другу ученый развивал множество серьезных идей и мыслей, которые, по моему мнению, являются актуальными и в наше время. На протяжении всей своей мыслительной и идейной деятельности Леонтьев изучал эти проблемы. Во-первых, это  проблема национализма, сохранения русской  самобытности и ассимиляции.  В  настоящее время Россия стремиться идти по пути Запада, и именно проблема ассимиляции преследует ее сегодня, как никогда. Во-вторых, это идея византизма. Леонтьев посвятил этой теме целый труд, который называется «Византизм и славянство». В письмах к  Соловьеву Леонтьев комментирует критику  византизма, дает отпор обвинениям, следуемым в адрес его идеи и рассказывает, что его натолкнуло на написание этой работы.

Я собираюсь  изучить и изложить мысли философа по данным вопросам и проанализировать его мнение по поводу будущего России, а так же путей решения русских  национальных проблем того времени. 
 

  1. Описание  личности К. Леонтьева  и его взаимоотношений  с В. Соловьевым.
    1. Биография К. Леонтьева и описание его основных идей.

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в  семье помещика Николая Борисовича Леонтьева, жившего в селе Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. Он был седьмым самым младшим  ребенком. К отцу будущий философ  относился плохо, считая его несерьезным. Николай Бердяев в своей книге, посвященной К. Н. Леонтьеву, приводит такую его цитату: «Отец мой был из числа тех легкомысленных и ни к чему невнимательных русских людей (и особенно прежних дворян), которые и не отвергают ничего, и не держатся ничего строго. Вообще сказать, отец был и не умен, и не серьезен».1 Леонтьев отнесся к смерти отца абсолютно равнодушно и безучастно. Из этого можно сделать вывод, что отец никак не повлиял на его жизнь, мировоззрение и творчество.

 Мать Леонтьева,  Феодосия Петровна Леонтьева  (в девичестве Карабанова) дала  ему первоначальное образование.  Она была очень религиозным  человеком, и в таком же духе  воспитывала всех своих детей.  Под ее началом формировалась  вся жизнь семьи. Леонтьев с  большой теплотой говорил о  своей матери, вспоминая «об утренних  молитвах в красивом кабинете  матери с видом на засыпанный  снегом сад»2. Именно от нее Леонтьев перенял огромную, живую и глубокую любовь к Богу, ко всему религиозному и духовному. Кроме того, воспитание матери заложило в нем потрясающее эстетическое чувство. На протяжении всей своей жизни он сохранял его и пронизывал им все свое существование. «Все жизненные явления он оценивал этой своей неизменной эстетикой…3» говорит Бердяев. Следовательно, именно мать заложила фундамент мировоззрения и мысли в мальчике, который в будущем стал великим философом.

В 1849 году Леонтьев окончил Калужскую гимназию с  правом поступления в московский государственный университет, где  и продолжил учебы на медицинском  факультете. Врачом он стал больше не по своему желанию, а под влиянием матери, которая видела призвание сына именно в медицине. Этому делу он посветил не большую часть своей жизни, но, однако, занятия медициной внесли свою лепту в формирование личности Леонтьева. Пройдя курс естественно  научной школы, он навсегда остался  натуралистом по складу мышления. Вскоре Леонтьев тесно связал натурализм4 со своим эстетизмом и религиозностью. Он связывал процессы, происходящие в человеческом организме с процессами, наблюдаемыми им в обществе.

Период учебы  в университете не был для Леонтьева  радужным и беззаботным. Он нуждался в свободе, деньгах и. наконец, в  романтической пылкой любви. Мать воспитала  в сыне утонченного, глубоко мыслящего  и немного женоподобного человека. Эстетизм и любовь ко всему прекрасному  часто брали верх над остальными его качествами. Поэтому студенческие годы юноши можно охарактеризовать меланхоличностью, вечной неудовлетворенностью, тяготой жизни в семье и  романтической окраской чувств. Сам  Леонтьев описывает юность «мечтательной, тщеславной и отвратительно-страдальческой»5. Именно в этот период жизни Леонтьев взаимно влюбился в Зинаиду Яковлевну Кононову. Эти отношения продлились довольно долго, пять лет, однако, на всех этапах были до крайности не определены и в итоге расстроились, оставив отпечаток в большей степени на чувствах молодого человека. Впрочем, никак не повлияв на его мысли.

По своей натуре, Леонтьев был, прежде всего художником, поэтому довольно рано, в 1851 году, написал  свое первое художественное произведение «Женитьба по любви», первым критиком которого оказался кумир автора И. С. Тургенев. В последствии Тургенев стал покровителем для молодого писатели и продвигал его творчество в  разнообразные журналы. Он оценил это  произведение как «болезненное, но очень хорошее». Однако, «Женитьба по любви» не была опубликована, так как не прошла цензуру.

Вскоре Леонтьев был призван в Крым военным  врачом. Там он начинает жить по-настоящему, «дыша полной грудью». Он стыдиться  своих упаднических мыслей молодости. Однако, через пять лет молодому человеку надоедает врачебная деятельность. Он видит свое будущее только в  литературе и, в поисках изысканности и интеллектуальности , отправляется в Петербург. В Петербурге Леонтьев собирался приводить свои идеи и  мечты в жизнь, иметь влияние. Однако, Петербург не принял молодого писателя, его надежды не оправдались. Его эстетические идеи оказались  ненужными столице. Его постигло окончательное разочарование в  прогрессивных, либерально-эгалитарных  идеях, и он стал бесповоротным приверженцем консерватизма.

В 1861 году Леонтьев совершенно неожиданно жениться на красивой, но малограмотной мещанке из Феодосии, которая впоследствии сошла с  ума. Она была тихой, покорной, добродушной  и незначительной для Леонтьева, однако, он считал, что именно такая  жена должна у него быть. Ее сумасшествие он расценивал как расплату за собственные  грехи.

Вскоре после  женитьбы он находит должность в  дипломатическом департаменте и  в 1983 уезжает с женой на Крит. Именно здесь и начинается самый яркий период в его жизни. Он много ездит по странам Востока, останавливаясь то в одном месте, то в другом, но окончательно селится в Константинополе. Именно на востоке сформировались его основные философские, политические и художественные идеи. В этот период было написано множество произведений о христианах на Востоке. Большинство этих произведений было подвержено критике творца в более взрослом возрасте, но больше всего от нее пострадало его лучшее художественное произведение «Исповедь мужа». Вот что он пишет о нем: «В высшей степени безнравственное, чувственное, языческое, дьявольское сочинение, тонко-развратное; ничего христианского в себе не имеющее…»6

Но спустя 10 лет  и восточный период в жизни  Леонтьева подходит к концу. Как  натура глубокая, он опять начинает испытывать неудовлетворение и тоску, о чем пишет в письме Губастову  «А главное — тоска такая на сердце, которую я ещё в жизни не испытывал... Главною виною моя внутренняя жизнь»7. Утолить душевную жажду он пытается на Афоне. Страх телесной смерти привел его к истинной, абсолютно искренней вере в Бога. Отвращение к современной ему буржуазности легло в основу его славянизма. С этого момента неутолимое желание уйти в монашеский мир и принять постриг не оставляет его. Начинается один из самых тяжелых периодов его жизни. Он остро чувствует материальную нужду, болезни и духовное одиночество. В какой-то момент он пытается найти свое место в Кудинове, в селе, в котором он родился, однако и тут его постигает неудача – родное село в запустении, и жить там невозможно. Осенью 1874 года Леонтьев впервые посетил Оптину Пустынь – место, где он найдет себе телесное и духовное пристанище. С Оптиной его по-настоящему связывали два человека: старец Амвросий и Климент Зедергольм. Они во много повлияли на будущее Леонтьева. В ноябре этого года Леонтьев отправился в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, что бы испытать себя в роли монаха, однако двойственность его натуры и барские привычки откладывают его монашескую жизнь на некоторое время, и он переезжает в Варшаву. Там он становится сотрудником газеты «Варшавский дневник», где публикует большое количество своих статей на философско-политические темы. Вскоре, поняв, что его место только в Оптиной пустыни, Леонтьев переезжает туда, сняв двухэтажный дом у ограды монастыря. Поначалу ему было очень трудно привыкнуть к монастырской жизни, он страдал от соблазнов и нехватки земных удовольствий,  однако, вскоре он понял прелесть аскетизма.

Находясь в  Оптиной, он продолжал активное общение  с разными людьми, такими как Астафьев, Карцев, Розанов, Вл. Соловьев, Филиппов и многие другие. Это помогало ему  сохранять связь с внешним  миром и развивать свои мысли. В Оптиной пустыни он написал  такие свои произведения, как «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции» и «Анализ, стиль и веяние».

В августе 1891-го года принимает тайный постриг Предтечевом скиту Оптиной пустыни с именем Климент, а в ноябре того же года умирает.

    1.2  К. Леонтьев и В. Соловьев в их взаимных отношениях.

Среди многочисленных знакомых и друзей Леонтьева особое место, бесспорно, занимал Владимир Сергеевич Соловьев. Их взаимоотношения  носили черты своеобразной оригинальности, присущей, впрочем, им обоим и в  отдельности. Но для начала, для полного  понимания ситуации, нужно немного  рассказать о Вл. Соловьеве.

Родился Владимир Сергеевич Соловьев 16 января 1853 года в Москве. Отец его, Сергей Михайлович Соловьев,  был очень известным русским историком. Образование Соловьев получал сначала в гимназии, а затем в Московском университете на факультете физико-математических наук. Позже перешел на философский факультет. Там он много изучал труды известнейших мировых философов, таких как Гегель, Кант, Шиллинг и др. В 21 год написал свою первую работу «Кризис западной философии». В 1880 году защитил докторскую диссертацию, однако не получил должности профессора, оставшись доцентом. Семьей соловьев так и не обзавелся, большей частью жил у друзей или за границей. В 1890-х годах заметил сильное ухудшение здоровья. Врачи обнаружили множество запущенных заболеваний, и вскоре,31 июля 1890 года, Соловьев скончался в поместье своего друга. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, недалеко от могилы своего отца.

По характеру  В. Соловьева можно назвать натурой  очень противоречивой. В нем сошлись  две крайности: сила и слабость. Слабость его заключалась в том, что  в бытовом смысле он был абсолютно  беспомощным и совсем не приспособленным  к самостоятельной жизни. Именно поэтому практически всю жизнь  он прожил под покровительством и  опекой своих друзей и не женился. Так же Соловьев был безумно добр и отзывчив к окружающим, но находились люди, которые пользовались его добротой. Бывали времена, когда Соловьев оставался  без гроша, «a инoгдa дaжe пoчти бeзъ плaтъя»8, не в силах отказать в материальной помощи одному из своих «товарищей». Однако, натура  его была настолько милосердна и жертвенна, что однажды о нем написали: «oнъ вceгдa гoтoвъ былъ oбедaть чepeзъ дeнь для тoгo, чтoбы дocтaвитъ вoзмoжнocть oбедaтъ кaждый дeнь кoмy-либo дpyгoмy».9 Часто он уходил в себя настолько, что мог расплакаться без видимых причин. Его слезы были следствием мысли, которая пришла ему в голову. Все это свидетельствует о чистоте, искренности и доброте его души.

Однако, слабость философа тесно сплеталась с его  силой. Не каждый решится громогласно  оспаривать общепринятые нормы, однако Соловьев занимался этим нередко. Например, уже в  1878 году он заявляет, что «христианство — не учение, не система взглядов и не доктрина»10, подвергнув тем самым труды множества философов. В каждом споре Соловьев обычно выбирал какую-то свою истину и боролся за нее до конца, не отрекаясь от нее ни при каких обстоятельствах. По моему мнению, одним из самых значимых проявлений силы является то, что во всем Соловьев проявлял свою исключительную честность. Он всегда говорил и писал то, что думал. Соловьев был философом-идеалистом, мистиком, публицистом и поэтом. Он был одним из самых значимых философов, придерживавшихся религиозных идей. Именно он создал идею Богочеловечества. Эта идея говорит о том, что России предназначена миссия воссоединить человека и Бога в одном лице. Так же Соловьев является автором, так называемой Русской идеи, суть которой заключается в тройственности социальной структуры. Ее составными частями, по мнению Соловьева, являются церковь, государство и общество. А целью русского общества он ставил воссоединение трех этих компонентов. Кроме того, Соловьев продвигал идею всеединства, согласно которой люди должны воссоединиться и помогать друг другу, избегая тем самым разнообразных ссор и конфликтов. Он внес большой вклад в развитие норм морали и гуманизма.

Информация о работе Философские мысли в письмах Леонтьева к Соловьеву