Философские взгляды Оскара Уайльда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 03:02, сочинение

Описание работы

Оскар Уайльд родился в 1854 году в семье хирурга и поэтессы. От отца будущий писатель унаследовал любознательность и трудолюбие, а от матери – мечтательность и экзальтированность. С раннего детства Уайльд проводил время в литературном салоне матери, в атмосфере неискренности и театральности. Окружающая среда и родители сыграли главную роль в формировании его мировоззрения.

Работа содержит 1 файл

Философские взгляды Оскара Уайльда.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

               Философские взгляды Оскара Уайльда

                  …избранник  – тот, кто в прекрасном видит  лишь одно: Красоту.

                        «Портрет Дориана  Грея»

      Оскар Уайльд родился в 1854 году в семье хирурга и поэтессы. От отца будущий писатель унаследовал любознательность и трудолюбие, а от матери – мечтательность и экзальтированность. С раннего детства Уайльд проводил время в литературном салоне матери, в атмосфере неискренности и театральности. Окружающая среда и родители сыграли главную роль в формировании его мировоззрения. Во время обучения в колледже определились пристрастия Уайльда: он интересовался искусством Европы, зачитывался поэтами-романтиками. Затем, в годы пребывания в Оксфорде Оскар Уайльд примкнул к эстетическому направлению в искусстве, осуждая буржуазную действительность. Тогда же он написал первые стихи, наполненные красочными образами и сравнениями. На протяжении всей жизни Оскар Уайльд оставался ценителем красоты и утонченности и стремился научить этому остальных. Поэтому он читал лекции по эстетике в разных университетах Англии и США.

      Первыми значительными прозаическими произведениями Оскара Уайльда были его сказки, составившие сборники «Счастливый Принц и другие сказки» и «Гранатовый домик». Сказки основаны на небылицах, вымыслах, подтверждающих богатую фантазию автора, но, тем не менее, они таят в себе глубокий философский смысл. Язык писателя изобилует эпитетами, аллегориями, гиперболами. Читатель погружается в мир карликов и великанов, добрых принцев и злодеев, говорящих животных и растений. Сказки Оскара Уайльда утонченные, трогательные, насыщенные поэтическими сравнениями. Так в сказке «Соловей и Роза» Розовый Куст говорит о своих цветах: «…они красны, как лапки голубя, они краснее кораллов…» Уайльд олицетворяет не только животных, растения и явления природы, но и такие понятия, как Любовь, Весна, Философия, Мудрость и другие. Особый смысл вложен в то, что эти слова написаны с заглавной буквы. Этим автор подчеркивает невозможность раскрыть полноту этих явлений, уважение к ним, потому что от них зависит смысл жизни.

      Особую  красоту некоторым сказкам придает трагичный финал, в котором не восторжествовало добро и справедливость. Такой философский подход автора, где сказочная ситуация разрешается вполне жизненными обстоятельствами, делает сказки Уайльда оригинальными и мудрыми. Любовь, ради которой пожертвовал своей жизнью Соловей из сказки «Соловей и Роза», оказывается не поэтическим чувством, а выдумкой, которую быстро выбрасывает из головы Студент. Контраст между высокой целью Соловья и обыденными словами Студента, что Логика намного полезнее Любви, заставляет задуматься о смысле и искренности человеческих чувств.

      Сказки  Оскара Уайльда не лишены черт действительности. Так сказка «Счастливый Принц» показывает трудности жизни бедных людей и власть богатых. Страдания людей из народа заставили заплакать даже статую, а пресыщенная власть не обращает на них никакого внимания.  В этой сказке автор выражает отрицательное отношение к деньгам, которыми люди заменяют дружбу, взаимопомощь, гуманизм. При жизни Принц был Счастливым, потому что не задумывался ни о чем, кроме своих развлечений, он был богат и блестящ, поэтому - почитаем. Его золотой статуей с драгоценными камнями тоже все восхищались. А когда Принц отдал все драгоценности беднякам, его статую свергли, потому что главным Городские Советники и Мэр считали шикарный, но бесполезный внешний вид и свою благополучную богатую жизнь.

      В сказках Оскара Уайльда всегда присутствует философская концепция об отношении  человека к миру  и о его  месте в этом мире. Автор призывает читателя не забывать о лучших человеческих качествах. И хотя сам Уайльд утверждал, что искусство не должно поучать, в его сказках воспевается гуманизм, щедрость, дружба и осуждается эгоизм, жадность и расчетливость. Великан из сказки «Великан-эгоист» сначала запретил детям играть в его саду, а потом почувствовал, что такое одиночество, и раскаялся за свою грубость и жадность. И поэтому в конце сказки он попадает в Рай.

      Теме  дружбы посвящена сказка «Преданный друг». В ней автор использует прием сказки в сказку. Утонченная Коноплянка пытается растолковать ограниченной и жадной Водяной Крысе смысл настоящей дружбы. Она рассказывает историю Маленького Ганса и Мельника. Мельник пользуется добрым сердцем своего друга и за пустые, ничего не значащие обещания получает с него только выгоду. Наивность Ганса, его простодушие и непоколебимая вера в лучшие качества человека гиперболизированы. Ведь туповатый мельник постоянно умудряется обогащаться за счет него. А восклицания его жены «Ты всегда думаешь о других», нахваливающей мужа, подчеркивает, что ни Мельник, ни его жена вообще не имеют духовных ценностей, а думают только о выгоде. Апогея жестокость Мельника достигает на похоронах Маленького Ганса, погибшего по его вине. «Я ведь уже, можно считать, подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу, что мне с ней делать: дома она только место занимает, а продать – так ничего не дадут, до того она изломана», - говорит Мельник. Маленький Ганс запараллелен с Коноплянкой, а Водяная Крыса – с Мельником.

      Глубочайший философский смысл несет роман «Портрет Дориана Грея». В предисловии автор заявляет, что «Всякое искусство совершенно бесполезно». Однако сам роман построен на парадоксе: произведение искусства не только не оказывается бесполезным, оно играет главную роль в жизни героя.

      Роман полон интересных мыслей, выраженных в мастерских формулировках. Необыкновенные, построенные на парадоксах рассуждения Лорда Генри о получении в жизни удовольствия легко убеждают читателя, создают иллюзию определенной философии. Но для Лорда Генри его рассуждения – это упражнение в умении удачно переплетать слова, он скорее утверждает превосходство своего ума, чем доказывает истину. Поэтому власть его доводов эфемерна, а сами они быстро забываются. В конце романа убеждения, состоящие из изящных оборотов речи и красивых слов, лопаются, как мыльный пузырь: Лорд Генри неумолимо стареет, теряет жизненные силы, его бросила жена, и он ничего ценного за свою жизнь не сделал.

      Судьба  Дориана Грея выражает основную идею автора: за все надо платить, а отсутствие совести и моральных устоев ведет человека к гибели. Герой продает свою душу, чтобы сохранить вечно молодую и привлекательную внешность и наслаждаться жизнью. Но за гуляниями и весельем не кроется никакого смысла. Прекрасная оболочка юноши сохраняется, а все его грехи отпечатываются на портрете, изображающем его внутренний мир. Видя, что его душа становится все более убогой и искореженной, Дориан винит в этом только портрет и его создателя. Автор еще в предисловии отмечает, что «Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится…» Герой, страдающий нарциссизмом и обладающий хладнокровной жестокостью, пытаясь избавиться от страданий, убивает художника. Но это не может ему помочь, потому что его мучают остатки совести, заключенные в портрете. Тогда он в исступлении разрезает портрет, убив свою душу и вместе с ней тело.

      Дориана Грея окружающие считали  ценителем  искусства, законодателем мод, увлекающейся натурой. Но герой не был способен к настоящим чувствам, к любви. Это доказывает его короткая связь с Сибилой Вейн. Трепетная Сибила Вейн противопоставлена Дориану Грею, она не только умеет любить, но и жертвует жизнью из-за любви. Герой испытывал симпатию к Лорду Генри, но лишь потому, что они оба были закоренелые эгоисты и любители развлечений. Лорд Генри выступает в роли искусителя, он научил Дориана, когда тот еще был наивным чистым юношей, любить себя; символичным становится его подарок – зеркальце с искусной резьбой. Но важную роль сыграло слабоволие и малодушие самого героя. Оскар Уайльд, эстет, ценитель красоты, утверждает красоту души, любви и самопожертвования.

      Литературная  слава Оскара Уайльда была подвержена колебаниям. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков она пережила свой расцвет. А во время мировых  войн и революций его творчество не было востребовано. Красота слога, обостренное чувство красоты и справедливости, логичность переплетаются с глубоким философским смыслом в произведениях Оскара Уайльда. Внешняя изящность прикрывает сложность и неоднозначность его мировосприятия. Читать эти произведения – душевный труд, поэтому в периоды упадка культуры автор несправедливо был забыт. Но его произведения останутся бесценными, не поддающимися влиянию времени и всегда востребованными думающей частью человечества.

Информация о работе Философские взгляды Оскара Уайльда