Философское осмысление загадок человеческого сознания. Парадокс сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:05, реферат

Описание работы

План занятия: раскрываем тему в виде споров о создании фильма «Человеческое сознание». Участники дискуссии: продюсер, режиссер, специалист в области снов, специалист, изучающий парадокс времени, экзотерик, ученый и его ассистент.

Работа содержит 1 файл

Сознание.docx

— 34.01 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 

Кафедра философии 

Индивидуальная  работа №1

По дисциплине "Философия"

по  теме  
 
 

«Философское  осмысление загадок  человеческого сознания. Парадокс сознания»

  
 

Студенты гр. 110: Гараева А.

                                 Гимазова А.

                                 Зарипова Д.

                                 Каримова А.

                                        Поваразднюк И.

                                  Толмачева К.

                                 Шишкина Е. 

Преподаватель: Муругова Вера Владимировна 
 
 

Казань 2011

     План занятия: раскрываем тему  в виде споров о создании  фильма «Человеческое сознание».  Участники дискуссии: продюсер, режиссер, специалист в области снов, специалист, изучающий парадокс времени, экзотерик,  ученый и его ассистент.

     Режиссер собирает всех участников  и предоставляет слово ученому.

     Ученый: каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способен осознавать окружающий мир и собственные переживания. Мы воспринимаем мир и самого себя с непосредственной очевидностью. Если я, допустим, хочу есть, то мне не надо ни с кем советоваться, чтобы узнать, действительно ли я хочу есть. А если слышу шум дождя на улице, то понимаю, что, выходя из дома, должен взять зонтик, а не затыкать уши. И незачем выяснять, если я читаю книгу, действительно ли это я читаю, а не кто-то другой. Я просто знаю обо всем этом — и все тут. Казалось бы, в чем проблема? Сам по себе факт наличия сознания настолько исходно очевиден, что еще в XVII в. Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете, а в XIX в. один из основателей современной психологии У. Джемс называет уверенность людей в существовании сознания самым фундаментальным постулатом психологии.

Итак, с одной стороны, ни у кого не возникает сомнения, что сознание существует. Но с другой - каждому очевидно только существование  своего собственного сознания. Как, например, установить, есть ли сознание у животных или у новорожденных детей? Они  же не могут сообщить свое мнение по этому поводу и рассказать, что  они на самом деле чувствуют. Вообще, то, что переживается мной как очевидное, не может быть передано другому лицу в качестве столь же очевидного. Если у меня болят зубы, то другой может мне поверить, что они  у меня болят, может посочувствовать, вспомнив, как у него болели зубы, но не может переживать так, как я, мою зубную боль. Мое переживание  всегда эгоцентрично, так как только я его испытываю. (Как писал  В. Маяковский, «гвоздь у меня в  сапоге кошмарней, чем фантазия у  Гете».)

Часто говорят, что  у животных сознания нет и быть не может. Но разве можно это высказывание как-либо проверить? Ведь о наличии  сознания у кого-то другого, кроме  себя, я могу только предполагать, но не знать. А на вопросы ни одно животное (есть у него сознание или нет) никогда  не сможет ответить. Еще менее похоже на проверяемое утверждение, что  наше сознание не исчезает вместе со смертью  тела, а перемещается в некие другие сферы, — в этом случае даже спрашивать некого. Как же можно объяснить  сознание?

Сознание ускользает от объяснения. Впрочем, прежде всего  надо договориться, как вообще можно  что-либо (объяснить. Существует много  разных путей познания: логический, мистический, практический, путь естественной науки и путь науки гуманитарной. И надо выбрать сам путь, на котором  мы будем искать объяснение, в соответствии с этим выбрать язык, на котором  мы сможем это объяснение описать, и, наконец, выбрать критерии, позволяющие  принимать решение об успешности (удовлетворительности) сделанного объяснения.

Сознание - вечно, тело - временно. Разумнее заниматься проблемами и вопросами сознания. Сознание имеет  свою "механику", свои принципы, свои законы. Когда мы начинаем размышлять и задумываться о сознании, мы сразу  сталкиваемся с главной и основной проблемой и трудностью понимания. Первое препятствие его осмысления и тайна есть то, что мы не можем  определить, назвать и обозначить, что такое сознание. Невидимый  свет, свойство высокоорганизованной материи, некая первичная структура  и т.д. Всё это абстрактно и  ничего не отражает. Но названия существуют, чтобы как-то оперировать данным понятием.

Наиболее точное определение конкретно приближённое к человеку я нашёл у П. Успенского. Он обозначает сознание как некую  осведомленность о себе, как информацию в виде чувствования и ощущения "я - есть", где я, с кем я и  т.д. Но это лишь один аспект сознания. Суть его гораздо шире. Итак, сознание неопределимо, можно лишь его почувствовать, узнать его тайны опытным путём, но описать невозможно. Проще говорить и говорят о его уровнях. Существуют многие уровни сознания. Есть уровни сознания дерева, собаки, дельфина, человека. Имеются  уровни сознания человека - сон, бодрствование, просоночное состояние... Есть качественно  разные уровни сознания самих частей человека: умственный уровень, эмоциональный, инстинктивный. Сознание имеет не только "голова", но и печень, сердце, клетки тела... Йог Рамачарака пишет о  том, что его удивляют осознанные восстания некоторых групп клеток в организме, как у людей. Уровней  сознания много.

Сознание вездесуще.

1.Существует мир (объект). И есть наблюдающий, наблюдатель этого мира (субъект). Их связывает процесс восприятия. (Сонастройка внешних и внутренних эманаций.)

Итак, объект - восприятие - субъект. Парадокс заключается в  том, что мы не можем говорить о  неком абстрактном отвлечённом  мире, - такого не существует! Мир всегда конкретен, он обязательно приложим к субъекту - воспринимаемой единице. Очень важно! Любые воспринимаемые предметы, объекты и мир в целом  может быть соотнесён в восприятии только к данному конкретному  человеку, наблюдателю, индивидууму. Например, я смотрю на вас. Я вас наблюдаю. Вы будете существовать только в моём воображении, (то есть вы для меня - иллюзия, а значит не существующее) потому что, если я от вас отвернусь и не буду о вас думать и вспоминать, вы "прекратите существование", исчезните - для меня! Подчёркиваю - для меня, ведь я могу рассуждать только о  вещах, приложимых ко мне. Я не могу чувствовать, воспринимать и думать за вас. Если я буду пытаться это  делать - а это возможно, то всё  равно это будут мои личные, предполагаемые проекции, а не ваши мысли и чувства. На этом выстроен весь психоанализ Пациент (субъект) проецирует (отреагирует) свой внутренний мир на психоаналитика (объект).

Вы, например, купили вещь и несёте её домой. Реальна ли она? - Да. Но вот вы о ней забыли, не помните, что она в вашей  руке и стали думать о другом. Ваша покупка тотчас исчезнет, пропадёт. (Подчёркиваю - для Вас! А для кого же ещё будет иметь значение ваша покупка?) Как только вы перестали  обращать внимание на предмет своей  покупки, она перестаёт существовать. Как же так, скажете вы. Моя вещь останется реальной. Ведь я принесу  покупку домой и положу её на стол... Как только вы обратите на неё внимание, она появится, станет реальной, начнёт существовать. А забудете, снова  исчезнет и станет нереальной, сноподобной  иллюзией. (Для вас!) Поэтому и  говорят восточные мудрецы - мир  нереален, он есть майя, иллюзия. Он постоянно  меняется, появляется, исчезает, нет  ничего стабильного. Это очень важно  для понимания сновидений. Во сне  этот процесс происходит более отчётливо, он более ярко выражен. Нас постоянно  вводит в заблуждение кажущаяся  реальность этого обманчивого, иллюзорного, изменчивого мира. Непробиваемая  толща и масштаб покрова этой майи (иллюзии) впечатляет.

Рассмотрим несколько  иной аспект темы иллюзорности мира. Известен эффект, когда в темноте разные люди по разному воспринимают определённый неясный объект. Тайна и парадокс сознания и восприятия заключается  в том, что мы не знаем, каков мир  на самом деле. Потому что каждый воспринимает его своим сознанием (чувствами) по-своему. Для одного человека мир холодный и жестокий, люди злые. Для другого - добрый и ласковый, люди любящие. Всё дело в том, как мы с самого раннего детства привыкли воспринимать окружающий мир. "Привычка" восприятия соответствует определённой позиции точки сборки. Можем ли мы говорить о нечто постоянном, о некой стабильной точке отсчета, пусть даже условной - нет!

Более правильно  будет сказать, что этот мир и  реален и иллюзорен одновременно. Но для каждого из нас (а как  же иначе?!) он всё же иллюзорен! Вот  почему эта сторона хорошо отображается и видится в сновидениях. Пойдём дальше. Реальны ли наши воспринимаемые единицы - органы чувств, ощущения? Да, конечно! Они могут изредка ошибаться, но они объективно действуют и  существуют. Если бы их не было - не существовал  бы воспринимаемый нами мир. Не было бы, в конечном итоге, нас самих.

Тогда почему же мы считаем, что сны не реальны, а лишь наше воображение и как бы не существующее? Ведь в наших снах мы переживаем вполне реальные чувства и эмоции, например, - страх, обиду, агрессию, любовь... Более того, современные научные  исследования показали, что наше спящее в это время физическое тело реагирует  соответствующим образом. При сонном кошмаре наблюдаются те же реакции, как в физическом бодрственном мире... Вывод - значит и наши сны реальны? - Да! А если быть точнее, надо договориться. Либо считать реальным этот физический мир наяву, - тогда и сны считать  абсолютной реальностью. Либо, если считать  наши сновидения иллюзией, - тогда и  окружающий мир необходимо определять как иллюзию, ложную проекцию. (Смотрите рассуждения выше)

Cознание - единственная  реальность! Его уникальность, проникновенность, способность заражать можно проследить  в обыденной жизни. Как часто бросается в глаза похожесть внешняя и даже внутренняя домашней собаки и её хозяина. А муж и жена ("одна сатана"), долго живущие вместе, становятся одним, одинаковыми - одно и то же положение точки сборки. Причём более гармоничный и уравновешенный супруг смещает, приводит в равновесие точку сознания партнёра.

Это примеры неосознанной передачи сознания. Просветлённый духовный учитель (Гуру) может передавать знания своему ученику в виде сгустка  невидимого света осознанно, жестом, через предмет. Он может сдвигать точку сборки ученика, чуть дотрагиваясь, едва прикасаясь к ней.

Разберем кратко всё ту же грань парадокса и  тайны восприятия и сознания.

Там, где один заплачет, - другой засмеётся. Современный православный христианин вместо привычного ангела с крылышками может увидеть красивого  юношу в белом костюме с "дипломатом". Вся наша жизнь и быт отражаются в наших сновидениях. Великая  мудрость есть в ответе на вопрос "Есть ли Бог?". - Веришь! - есть Бог. А не веришь - нет Бога! В этом очередная, правда и тайна сознания. Трудно понять это материалисту. Повторюсь - мир, как продукт моего воображения, не реален. Мы не имеем дело с подлинным  миром, а всего лишь оперируем  своими представлениями о мире.

Продолжим парадоксальное.

Кто я? Очевидно, что  я - это моё сознание в первую очередь. А потом уже всё остальное - тело, чувства, и т.д. Если у меня нет  сознания, получается, что у меня нет ничего. (Как интересно и  просто!) Если у меня нет сознания, как я могу сказать, что у меня есть моё тело? В смерти нет нашего сознания, иначе мы бы знали, откуда пришли и куда мы уйдём. (Это можно  узнать через сны). Куда девается наше сознание, когда мы засыпаем? Оно  растворяется, исчезает, так же как  после смерти. Вот почему древние  греки называли сон "малой смертью". Исчезает наше сознание во сне, - исчезаем и мы. (Пусть на время, но нас - нет). Вывод столь прост и очевиден. Значит мы - это наше сознание. Наша жизнь - это наше сознание!

Вступим в мир  парадоксов. Предположим, человек родился  в коме, прожил всю свою жизнь  в бессознательном состоянии, (т.е. без сознания) и умер в коме. Вопрос - жил ли он? Едва ли такую жизнь  можно назвать, даже относительно, жизнью, а точнее говоря - он попросту не жил. Живём ли мы, когда спим? (Исключим пока фазу сновидений - там можно  действовать и чувствовать) В  дельта-фазе сна наше сознание исчезает полностью. Так, живём ли мы во сне? Ответ  парадоксальный: - нет!

А теперь, совсем непривычно для нашего понимания, для нашего представления. Чтобы быть, существовать, жить (воспринимать, чувствовать, действовать  и т. д.) необязательно иметь физическое тело! Можно его совсем не иметь, но необходимо обладать сознанием и  энергией (в чистом виде или в  какой-нибудь невидимой или видимой  форме, например, в виде тела снов).

С другой стороны, обладание  физическим телом не даёт гарантий того, что мы будем жить полнокровной жизнью (пример человека в коматозном состоянии). И вот мы прикоснулись к тайне сознания, бытия, тайне  жизни и смерти. А много ли таких  живущих (там, где-то) без физического  тела, но с сознанием и энергией. - Бесчисленное множество! Получается, что все многовековые религии, с которыми спорит, опровергает, громит, считает недостоверным современная наука, - правы.

Опасность "занаучивания" состоит в том, что человек  подменяет или умаляет свой личный духовный опыт интеллектуальными поисками, изобретениями, умственными построениями и концепциями, сбором информации и  её обобщением. По высказыванию одного из великих людей, опасность "занаучивания" состоит в следующем. Если человек  войдёт через заднюю дверь в громадные  башенные часы и посвятит свою жизнь  изучению всей сложной их механики, то он узнает много интересного и  нового. Но придёт смерть, а такой  учёный так и не обнаружит главного. Он так и не ответит на вопрос - сколько времени?! В самом деле, - наш ум постоянно обманывает сам  себя!

Информация о работе Философское осмысление загадок человеческого сознания. Парадокс сознания