Философское учение о методах и формах познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем
научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-
либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а
именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный
рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-
технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир
показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась
главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой
экономики», для которой не действуют законы классической экономической
теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь
удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания –
наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной
частью реальности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Диалектика и метафизика как основные методы философии …………...4
2.Основные исторические формы диалектики……………………………...7
3.Философские категории как инструменты познания…………………….9
Заключение……………………………………………………..…………….11
Список литературы……………………………………………………….….12

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Диалектика и метафизика  как основные методы философии  …………...4

2.Основные исторические  формы диалектики……………………………...7

3.Философские категории  как инструменты познания…………………….9

Заключение……………………………………………………..…………….11

Список литературы……………………………………………………….….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная наука развивается  очень быстрыми темпами, в настоящее  время объем

научных знаний удваивается  каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-

либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а

именно такой возраст  современной науки, человечество сделало  такой огромный

рывок, который даже и  не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-

технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир

показывает какого прогресса  достигло человечество. Именно наука  явилась

главной причиной столь бурно  протекающей НТР, перехода к постиндустриальному

обществу, повсеместному  внедрению информационных технологий, появления «новой

экономики», для которой  не действуют законы классической экономической

теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь

удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого  познания –

наука  в наши дни становиться  все более и более значимой и существенной

частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела  столь присущую

ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно

правильно выбранный  метод  наряду с талантом ученого помогает ему познавать

глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать  законы и

закономерности. Количество методов, которые разрабатывает  наука для познания

действительности постоянно  увеличивается. Точное их количество, пожалуй,

трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и  каждая из них

имеет свои специфические  методы и предмет исследования.

Вместе с тем все  эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными

методами, которые они, как  правило, содержат в различных сочетаниях и со

всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной  из

причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого.

 

1.Диалектика  и метафизика как основные  методы философии 

Диалектика (греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialektike techne – “искусство диалектики”) обозначалось искусство диалога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель, не поняв Д. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытки мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслить только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречия есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества – в схоластики Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза, первый – в своей космогонии, второй – в учении о субстанции как о самопричине, дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, - противоречия в совр. ему общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии д. стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма видел в действительности не только предмет познания, но и рассматривал ее как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел –впервые после Декарта – идею развития в познании природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту, - иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в “Наукоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал связь этого движения и развития” (К. Маркс и Ф. Энгельс, т.20, с. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, которое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу которого передовые мыслители видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен). Истинно научное понимание Д. было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящий в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая Д. не только “онтологическое”, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Главной категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния.

Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы и общества. Только с позиции  Д. можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного  и относительного, устойчивого и  изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким.

Метафизика

  1. Термин “М.” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теология как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности у таких философов, как Хр. Вольф. Именно в этом смысле термин “М.” широко употребляется в современной буржуазной философии.
  2. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные исторические формы диалектики.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Средиисторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.

Древние диалектические учения, как  правило, базировались на уяснении различных  явлений, доступных различному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении  единого и многого, единичного и  общего, опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций. Нередко  философская мысль, казалось, заходила в тупик (апории, парадоксы, антиномии, дилеммы). Обнаружение таких затруднений  и попытки их осмысления получили название «отрицательной диалектики» (Зенон и другие). Это – своего рода «стояние у врат» диалектики. Поиск выхода из трудных ситуаций, способов разрешения противоречий стимулировал развитие позитивной диалектики.

Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом  возникновения  и превращения одних явлений в другие. Но представляя весь мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. Это объясняется особенностями их культуры, мировоззрения.

Для греческой культуры высшей ценностью  была яркая жизнь, наслаждение прекрасным; в это мировосприятие плохо вписываются  представления о неизбежности смерти. Выход был найден в концепции  великого круговорота. Согласно ей, все  в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги  своя». Получалось, что в мире все  подвержено циклическим возвратным изменениям.

Большой шаг в понимании развития как процесса качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым, был сделан в средние века в христианской философии. Для христианского мировоззрения  жизнь – напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии), она устремлена вперед, от прошлого к будущему. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Рождение человека он сопоставлял с началом истории, а смерть – со страшным судом. Эта схема в известной степени преодолевала цикличность античной модели.

Важный шаг к идее развития мира сделал Декарт. Бог, создавая мир, полагал  он, дал ему импульс, толчок, получив  который природа начала «распутывать первоначальный хаос», порождая новые  формы. У Декарта понятие развития не распространялось на общество. Но эпоха  буржуазных революций заставляла задумываться и об этом, побуждала интерес к  истории. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули  идею исторического развития, включающего  и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды учением  о непрерывном прогрессе как  преобладающей форме общественного  развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказались  духовные факторы (моральные, религиозные  и другие идеи).

Синтез разных догадок и формирование теории развития (идеалистическая диалектика) были осуществлены в немецкой классической философии, важную роль в формировании которой сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться  физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы, открытия в области математики, астрономические  эмбриологические, геологические теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Философские  категории как инструменты познания.

Как показывает история антропосоциогенеза развитие мышления и отношения человека к миру происходит посредством и  на основе формирования предельно общих  понятий (категорий) – форм отражения  универсальных законов объективного мира и их интерпретации.

Под категорией понимают формы  осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления [3, с.193]. Философские категории формировались  в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя  систему отношения человека к  миру. Категории были подвижными и  гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия  и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Таким  образом, категория – это предельно  широкое понятие.

Отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта – они не могут  быть редуцированы до понятий естественного  языка, имеющего ограниченный объем.

Особая ценность философских  категорий состоит в том, что  они играют методологическую роль в  науке, поскольку отражают законы и  закономерности, всеобщую связь и  принципы развития вещей, охватывая  мир как целое.

Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя  на универсальность, служат средством  формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории  выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения различных явлений, а так же нормативные  функции, формируя определенную методологию  научного познания.

В классификации категорий  различают три типа – общенаучные, частнонаучные и философские [1, с.93-96.].

Частнонаучные используются в отдельных областях научного знания как результат обобщения знаний о локальной и специфической  области познания. Приведем другую классификацию философских категорий, а именно: категории определенности, категории обусловленности и  категории целостности.

Исходя из этой теории, можно  утверждать, что существует несколько  групп основных категорий. Первой важнейшей  всеобщей категорией является категория  бытия или категория диалектики, второй: бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, движение, пространство, время. А третью группу составляют категории логики, этики и эстетики.

Информация о работе Философское учение о методах и формах познания