Философско-правовое учение И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

Необратимое течение времени все более отдаляет от нас XVIII век, с которым связано имя Иммануила Канта. XVIII век принадлежит истории. Истории принадлежит и учение И. Канта. Но история - это не мертвое, невозвратное прошлое. История человечества - это закономерный, поступательный процесс общественного развития, в котором настоящее неразрывно связано с прошлым и будущим.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Иммануил Кант 4
Глава 2. Идея права и государства И. Канта 6
Заключение 15
Библиографический список 17

Работа содержит 1 файл

Философско-правовое учение И. Канта.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

     Учение  Канта о праве представляет собой  высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали, и др. Описывая право в предельно широком культурологическом контексте, Кант подготовил условия для возникновения философии права в виде самостоятельной дисциплины. Для специальных юридических исследований важное значение имела содержащаяся в его трудах характеристика правовых отношений как взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.6

     В «Метафизике нравов» была предложена, кроме того, своеобразная трактовка естественного права. Следуя  Руссо, Кант придерживался концепции гипотетического естественного состояния, в котором отсутствовало объективное право. Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право – свобода нравственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые моральные качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями, и др. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными. Совокупность таких субъективных полномочий Кант вразрез с господствующей традицией назвал частным правом. Подлинно юридический и гарантированный характер частное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов.

     В соответствии с принципами априорного подхода к объяснению социально-политических явлений Кант отказался решать вопрос о происхождении государства. Он стремился преодолеть тем самым  известное противоречие, свойственное концепциям естественного права, в  которых образование государства  путем договора представало одновременно и реальным событием прошлого, и  основанием будущей идеальной организации  политической власти. Первоначальный договор выступает у него исключительно  умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения  существующего феодально-абсолютистского  строя.

     «Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа». Как видно, Кант придает общественному договору черты регулятивного принципа, позволяющего судить о справедливости конкретных законов. Идея договора служит, по его словам, «безошибочным мерилом» права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным.

     Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется тем, что  он сформулировал основные идеи и  принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в «Метафизике нравов», государство – это соединение множества людей, подчиненных Правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права».7

     Призванное  гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление  законодательной власти народом  исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными  правами. Представления мыслителя  о народном суверенитете вместе с  тем носили более чем умеренный  характер. Прямое народоправство Руссо  он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается  отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но запутался и признал теоретическую слабость своих аргументов.

     Как идеолог раннего либерализма, Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. «Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом». В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан. С этих позиций он выделяет в государстве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации государства для него служила система разделения и субординации властей.8

     В свою очередь данный принцип был  положен мыслителем в основу разграничения  форм государства на республиканскую и деспотическую. «Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм – принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим». Традиционной классификации форм государства по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции, монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое отсутствует.

     Сочинения Канта содержат ряд положений (например, о суверене наряду с народом), которые  свидетельствуют о том, что будущее  устройство Германии представлялось ему  в виде конституционной монархии.

     Обсуждая  способы перехода к идеальному государству, философ категорически отверг путь насильственной революции. Правового  состояния общества, подчеркивал  он, невозможно достичь противоправными  средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него «чувство полного ниспровержения всех правовых понятий». В связи с этим Кант доказывал необходимость «подчинения ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение» и призывал добиваться преобразований в государственном строе мирным путем, с помощью постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновывала проведение буржуазной революции легальными методами.

     Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию  политического развития в XIX в. – переход к парламентским формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать образование правового государства как ближайшую перспективу. «Совершенное правовое устройство у людей – это вещь в себе», – указывал он.

     Учение  Канта о праве и государстве  явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Великой французской революции. Кант соединил политическую программу  либерализма с идеями наиболее радикальных  и популярных течений того времени  и придал им форму глубоко продуманной  теоретической системы, которая  с трудом поддавалась критике. Кантовская философия по праву считается  немецким вариантом оправдания Французской  революции.

     В учении о международном праве  Кант выдвинул проект установления вечного  мира. Философ мечтал о мире без  захватнических войн, о создании  международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми «права всемирного гражданства» намного опережали свое время.9

 

     

     Заключение

     Оставленное Кантом наследие вот уже двести лет  считается началом тех процессов, которые со временем изменили весь мир. Его критическая философия стала основой естественнонаучного материализма. Хотя в более зрелом возрасте он пришёл к выводу, что для объяснения процессов жизни только этого, как он называл - механистического представления, недостаточно, его теория уже стала жить своей жизнью.

     Формирование  философских воззрений Канта  проходило постепенно, поэтому его  ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает Асмус: «Кант не был кантианцем в такой мере, в какой его изображают новейшие почитатели».

     Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого  идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы  и своими работами сообщил сильный  толчок к ее дальнейшему развитию.

     «Критика  способности суждения» занимает промежуточное звено в общей философии Канта, и, как говорил философ: «Критика способности суждения является связующим звеном обеих частей философии «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». Эта книга поразила умы современников.

     Эта система взглядов полностью отвечает и соответствует развитию наук того времени. Некоторые выводы были сделаны  Кантом благодаря его гениальности и намного опередили время.

     Многие  мыслители обращали внимание на философию  Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: «О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии – «определи себя сам». Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой».

     Кантовское  учение о праве, государстве, законе, сыгравшее огромную роль в философии  права, сохраняет свою значительность в наши дни. Фундаментальные идеи Канта о праве и правовой политике, правовой организации государственной жизни, правовом союзе свободных государств как способе обеспечения международного мира и пути к вечному миру приобретают особую актуальность в современных условиях интенсивного развития общеевропейского и мирового процесса в направлении к повсеместному признанию и постепенному утверждению идей господства права, принципов свободы, равенства и самостоятельности человеческой личности. Суждения Канта по этому кругу проблем и сегодня продолжают играть огромную роль в уяснении того, где мы находимся и куда должны двигаться, в поиске верного пути к будущему.

 

     

     Библиографический список

  1. Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта // Вопросы философии. - 2000. - № 8.
  2. И. Кант. Критика чистого разума. / Диск «Ваша домашняя библиотека 2001».
  3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991.
  4. Нерсеянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Издательство норма (Издательская группа Норма-Инфра-М), 2001.
  5. Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И.Канта: метафизика свободы. // Вопросы философии. - № 6. - 1996г.
  6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
  7. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат. - 1988.
  8. Философия: Учебник / Островский Э. В.. – М.: Вузовский учебник, 2009.

Информация о работе Философско-правовое учение И. Канта