Формирование и эволюция философского понятия материи. Современные естественнонаучные представления о структуре материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Важнейшей стороной основного вопроса философии является вопрос о природе мира, традиционно формулируемый как вопрос о том, что первично: дух или природа, материя или сознание, мышление или бытие? Уже из этого следует, что категория «материя» является фундаментальным философским понятием. С признанием материальности мира, его первичности связано само существование материализма как философского направления.

Работа содержит 1 файл

Формирование и эволюция философского понятия материи.docx

— 15.31 Кб (Скачать)

   Формирование  и эволюция философского понятия материи. Современные естественнонаучные представления о  структуре материи

   Важнейшей стороной основного вопроса философии  является вопрос о природе мира, традиционно формулируемый как  вопрос о том, что первично: дух  или природа, материя или сознание, мышление или бытие? Уже из этого  следует, что категория «материя»  является фундаментальным философским  понятием. С признанием материальности мира, его первичности связано само существование материализма как философского направления. Для материалистов материя всегда была первична и независима от сознания. Однако и в учениях материалистов это понятие не оставалось неизменным. Оно изменялось, развивалось, углублялось по мере развития самой философии, всех знаний о мире и общественно-исторической практики. В развитии взглядов на материю в учениях самих материалистов можно выделить ряд этапов.

   I. Античный этап.

   Для материалистов  данного этапа характерны поиски первоматерии (первовещества), т.е. того, из чего якобы вещи, явления состоят и во что они, в конечном счете превращаются. А потому все вещи и явления эти мыслители делили на два вида:

   1) первичные, вечные, постоянные;

   2) производные от  первых, подвижные,  изменчивые, преходящие.

   Хронологически  этот этап совпадает с зарождением  первых материалистических учений. Так, Фалес таким первовеществом считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Каждый из них полагал, что все многообразие чувственно воспринимаемых вещей состоит соответственно из воды, воздуха и огня. Некоторые философы (особенно Древнего Китая, Древней Индии) за первичное принимали сочетание четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня.

   Особое  место в истории философии  занимали атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. Они выдвинули идею о существовании неделимых частиц - атомов. Согласно их учению, атомы неизменны, постоянны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, качественно однородны и отличаются друг от друга только по форме, величине и расположению. Они носятся в пустоте, сталкиваются друг с другом, благодаря чему и образуются отдельные тела, которые могут распадаться, превращаясь снова в атомы. Следовательно, в этот период складывается представление о материи как субстрате (от лат. substratum - основа, подстилка), первооснове, своего рода «строительном материале», общей основе вещей и явлений. Это было наивное представление о материи, соответствовавшее уровню цивилизации данной эпохи. Но в этом представлении содержалось нечто весьма важное для дальнейшего развития философии и, в частности, материализма:

   1) идея  единства мира;

   2) идея  несотворимости и неуничтожимости мира;

   3) идея  связи и взаимопревращения тел,  объектов, процессов.

   II. Этап Нового времени.

   Этот  период хронологически совпадает с  зарождением и развитием капитализма. Это время возникновения и  развития подлинного естествознания. Новое время породило плеяду замечательных  философов-материалистов, таких как  Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах и др.

   В исследованиях  природы и ее явлений в этот период господствует анализ. Устанавливаются и познаются различные свойства вещей, такие как масса, вес, сила, протяженность, инертность, движение, непроницаемость, мышление и т.п. Поэтому материя рассматривается преимущественно как отношение вещей и их свойств. Преобладает точка зрения, что материя - это не какая-то отдельно взятая вещь или их совокупность, а все то, что обладает массой, весом, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и другими свойствами. Материя полностью отождествляется с веществом, обладающим неизменными свойствами. Параллельно продолжало существовать мнение о наличии общей первоосновы вещей. В физике это были атомы, в химии - химические элементы. Лишь отдельные философы пытаются дать более обобщенное понятие материи. Так, французский материалист П. Гольбах в работе «Система природы» писал: «Материя есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»1. Для П. Гольбаха материя все то, что может ощущаться, обладает массой, протяженностью, движением. В целом же для физики ХIХ в. понятия «материя», «вещество», «масса» были идентичными. На это особенно важно обратить внимание для понимания следующего этапа в развитии взглядов на материю.

   III. Диалектико-материалистический  этап.

   Диалектический  материализм поставил и решил  проблему понятия «материя», исходя из материалистического решения  основного вопроса философии. Из чего следует, что материя есть первичное  и объективное по отношению к  духу, сознанию, что она (материя) есть объективная реальность, отражаемая органами чувств человека и познаваемая  им. Согласно диалектико-материалистическому  пониманию мира, материи как особого  вещества, лежащего в основе всех вещей, явлений и процессов, нет. «Материя, - писал Ф. Энгельс, - как таковая - это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их как телесно  существующие под понятием "материя"»1. Ф. Энгельс отбросил прежние представления о первоматерии, о наличии исходных веществ, «первокирпичиков». Вопреки мнению о неделимости атомов, он утверждал: «...атомы отнюдь не являются чем-то простым, не являются вообще мельчайшими частицами вещества... Атом обладает сложным составом»2. Как видим, Ф. Энгельс значительно предвосхитил позднейшие научные открытия.

Информация о работе Формирование и эволюция философского понятия материи. Современные естественнонаучные представления о структуре материи