Формы и методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Цель данной работы хорошо раскрыть тему с помощью рассуждений и различных источников.
Задачи:
Ознакомиться со структурой научного познания;
Раскрыть формы научного познания;
Охарактеризовать основные методы научного познания.

Содержание

Введение 2
1. Научное познание и его особенности. 3
2. Уровни научного познания. 5
3.Формы научного познания. 7
4.Методы научного познания. 10
Вывод 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Формы и методы научного познания.docx

— 36.97 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕСИТЕТ

Биолого-технологический  факультет

Кафедра философии

Реферат по философии

 

 

 

Формы и методы научного познания

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. 2209

Куликова Ю.М.

Проверил:

старший преподаватель

Сергеев С.С.

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение 2

1. Научное познание и его особенности. 3

2. Уровни научного  познания. 5

3.Формы научного  познания. 7

4.Методы научного  познания. 10

Вывод 16

Список литературы 17

 

 

Введение

Наука зародилась в древности. Но долгое время научное знание находилось в зачаточном состоянии. Ситуация начала меняться в XVI—XVII вв.. В Новое время наука становится широко распространенным явлением. Она становится непосредственной производственной силой, а научно техническая революция приобретает все более широкий размах. Особенностям научного познания, средствам и методам исследования в науке уделялось значительно меньше внимания. В последние годы положение в этой области заметно изменилось. На  данный момент это является одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, превращение профессии научного работника в массовую – все это требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.

Я хочу раскрыть данную тему, она мне интересна.

Цель данной работы хорошо раскрыть тему  с помощью рассуждений  и различных источников.

Задачи:

  • Ознакомиться со структурой научного познания;
  • Раскрыть формы научного познания;
  • Охарактеризовать основные методы научного познания.

 

 

1. Научное познание и его особенности.

Что такое научное познание? Чтобы ответить на этот вопрос, для  начала скажем что такое познание.

Познание – это процесс  получения и обновления знаний. Деятельность людей по созданию понятий, концепций  и т.п. обеспечивающих воспроизводство  и изменение их бытия, их ориентаций в окружающей среде.

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Научное познание представляет исследование, которое характеризуется  своими, особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний. Научное знание всегда отличается последовательным и систематическим  характером. Наука отличается от обыденного знания тем, что представляет собой определенную систему знаний, а не «набор» сведений о мире. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. И научное и обыденное познание стремятся к достижению объективно истинного знания, опираются на факты, а не на веру.

Целью научного познания является получение объективных знаний о  реальности.

В результате научного познания появляется научное знание об объекте. Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов  познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.  
Научное познание осуществляется не спонтанно, а опирается на целый арсенал надежных принципов, методов и средств. Методы и принципы научного исследования постоянно подвергаются рефлексии, которой занимается философия и методология науки.

Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые  свойства объектов, а также отношения  между объектами. Наука нацелена на выявление и познание законов и закономерных связей.

Таким образом, можно сказать, что научное познание - это специальным образом организованный, систематизированный и оформленный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных знаний о мире.

 

 

2. Уровни научного познания.

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирическое (от лат. empeiria - опыт) познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Основными средствами формирования и развития научного знания в XVII - XVIII вв. были эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций. Уже на этой стадии возникли первичные научные абстракции. В дальнейшем, такие логические формы, как типология, объяснительные схемы, идеальные модели выступили в качестве переходных от эмпирического уровня научного познания к теоретическому. 

Наука начинается с наблюдений отдельных событий, фактов, которые  фиксируются высказываниями. «Этот  мячик падает к земле» - данное высказывание является эмпирическим, так как мы имеем дело с фактом, который установили когда выпустили мяч из рук. А  вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не будет  являться эмпирическим, так как невозможно проверить в эксперименте поведение  всех тел.

Для ученого очень важно  обнаружить некоторую регулярность. Обнаруженная регулярность позволяет  объяснять и предсказывать явления.

Например, предсказание погоды без приборов на следующий день, неделю, зиму, лето и т.д. Все это  предсказывают по закономерностям  поведения природы. При анализе  эмпирических фактов надо учитывать  все обстоятельства. Основа эмпирического  исследования — эксперимент. Эксперимент  есть испытание изучаемых явлений  в контролируемых и управляемых  условиях. Побочные обстоятельства должны быть устранены. Недопустимо, например, проводить химические эксперименты в грязных халатах, измерять что-либо неисправными приборами и т.д. Особое значение здесь имеют приборы.

На теоретическом уровне реализуется главное предназначение науки - открытие и описание законов. Теоретическое исследование связано  с созданием и развитием понятийного  аппарата, большое внимание здесь  уделяется совершенствованию принципов  и методов познания. ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знаний. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон — это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический закон имеет дело только с обобщениями, понятиями. Эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого.

Эмпирический и теоретический  уровни органически взаимосвязаны  и дополняют друг друга в целостной  структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теории, которая, в свою очередь, открывает новые  перспективы для объяснения и  предвидения фактов, ориентирует  и направляет опытную науку. Факты, доставляемые в ходе наблюдений и  экспериментов, образуют, по образному  сравнению физиолога И.П.Павлова, "воздух ученого". Но если наука  ограничится эмпирическим уровнем, она превратиться в простое собирательство, накопление фактов. Френсис Бэкон  называл такой подход "путем  муравья" в познании. Если же ученые будут теоретизировать в тиши кабинетов, то они рискуют оторваться от жизни и уподобятся, опять-таки по Бэкону, пауку, плетущему паутину  из нитей, которые сами же из себя и  прядут. Поэтому единственно правильный выход - "путь пчелы", то есть взаимное дополнение одним другого эмпирического  и теоретического уровней.

3.Формы научного познания.

Формы научного познания - это  способ организации содержания и  результатов познавательной деятельности.

Факт является формой эмпирического  исследования, а теория и гипотеза – теоретического исследования.

Научный факт - это результат  наблюдений и экспериментов, который  устанавливает количественные и  качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в  наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда  исследователь убедится в том, что  при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат  с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный  факт.

В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Познание не может ограничиться фиксированием  фактов, потому что это не имеет  смысла: любой факт должен быть объяснен. Это является задачей теории. Например яблоко, упавшее Ньютону на голову побудило его на объяснение данного факта, благодаря чему была создана теория гравитации.

В понимании фактов в философии  науки существует две тенденции: фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает, что факты независимы и автономны по отношению к теории. Сторонники теоретизма исходят из того, что факты зависят от теории, которая выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описывается факт.  
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям, таким как релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота. 

Релевантность (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу) гипотезы характеризует её отношение к фактам, для объяснения которых она создается. Если факты подтверждают или опровергают гипотезу, она считается релевантной. 

Проверяемость гипотезы предполагает возможность сопоставления её результатов с данными наблюдений и экспериментов. Имеется в виду именно возможность такой проверки, а не требование обязательного её проведения. Многие гипотезы современной науки оперируют ненаблюдаемыми объектами, что требует совершенствования экспериментальной техники для их проверки. Те гипотезы, которые нельзя проверить в настоящее время, возможно будут проверены позже, с появлением более совершенных экспериментальных средств и методов.

Совместимость гипотез с  существующим научным знанием означает, что она не должна противоречить  установленным фактам и теории. Это  требование не распространяется на периоды  кризисов и научных революций. 

Объяснительная сила гипотезы состоит в количестве дедуктивных  следствий, которые из неё можно  вывести. Если из двух гипотез, претендующих на объяснение одного и того же факта, выводится разное количество следствий, то, соответственно, они обладают разными  объяснительными возможностями. К  примеру, гипотеза Ньютона об универсальной  гравитации не только объясняла факты, обоснованные до этого Галилеем и  Кеплером, но и дополнительное количество новых фактов.

Предсказательная сила гипотезы заключается в количестве событий, вероятность которых она в  состоянии предугадать.

Критерий простоты гипотезы относятся к ситуациям, когда  конкурирующие научные гипотезы удовлетворяют всем вышеуказанным  требованиям и, тем не менее, нужно  делать выбор в пользу одной из них. Серьёзным доводом может  служить простота. Она предполагает, что одна гипотеза содержит меньше число посылок для выведения  следствий, чем другая. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Методы научного познания.

Научное познание, в отличие  от обыденного, осуществляется не спонтанно, а использует для достижения своих  целей специально разработанные  методы. Поиск методов играет важную роль в развитии любой науки.  
Метод (от греч. мethodos - путь, исследование) - это совокупность средств, приемов и операций, применяемых в ходе познавательной или практической деятельности. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности. Философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

 C XVII века постепенно начало формироваться специальное учение о методе, получившее название методология. В настоящее время методологические исследования хотя и носят междисциплинарный характер, но ведущую роль в них по-прежнему играет философия.  
Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Существуют различные  классификации методов научного познания. В зависимости от сферы  действия того или иного метода различают  всеобщие (универсальные), общенаучные  и специальные методы. 

 
Всеобщих методов познания известно два: диалетический и метафизический. Они имеют философскую природу.

Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания: наблюдение, эксперимент, моделирование абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия.

Также существуют специальные  методы исследования, такие, как метод  спектрального анализа в физике и химии, метод статистического  моделирования при изучении сложных  систем и другие.

Рассмотрим более подробно некоторые методы.

Диалектика и метафизика.

Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в  античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа  научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века.

Диалектика – это метод  научного познания, который рассматривает  все предметы и явления как  развивающиеся и взаимосвязанные.

Метафизика – это метод  познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и  изолированные друг от друга.

Ученые XVII – XVIII допускали  огромную ошибку, применяя только метод  метафизики. Ели изучать что-либо отдельно от всего, то мы получим минимальную  информацию о его свойствах. Например, возьмем серу. Мы видим, что она  твердая, кристаллическая, желтая, хрупкая  и т.п. Таким образом, мы видим  только ее физические свойства. И лишь когда мы применяем диалектический метод познания, т.е. начинаем соединять  ее с другими веществами, мы получаем сведения о ее химических свойствах. Таким образом, ученые XIX – XX веков сделали огромный шаг вперед.

Информация о работе Формы и методы научного познания