Фрэнсис Бэкон. Технократическая утопия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:44, реферат

Описание работы

Развил идеи Мора итальянец Томмазо Кампанелла. В 1602 году выходит его «Город Солнца», также построенный в форме рассказа мореплавателя, попавшего в мифический город. Здесь все общее, включая детей, чьим воспитанием занимается государство, трудиться обязаны все, а смыслом жизни служит научное и общественное совершенствование. Считается, что ранняя утопия сродни детским фантазиям на тему «как здорово бы было!» 1.

Работа содержит 1 файл

Бэкон.docx

— 33.14 Кб (Скачать)

    Введение

    Утопия

    Происхождение термина. Первые утопии

    В основе большинства утопий лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной, неком месте где каждому воздается по заслугам, где жизнь течет равномерно и по определенным правилам. Сам термин утопия греческого происхождения. Еu это благо и topos — место, то есть «благословенная страна». Еще есть другой вариант: u — нет и topos, «место, которого нет».

      Широко известным термин стал  после появления в 1516 году одноименной  книги английского гуманиста  и политика Томаса Мора, действие  которой происходило на фантастическом  острове Утопия, где нет частной  собственности, труд — всеобщая  обязанность, а распределение  благ происходит по потребностям  граждан. Томас Мор не был  фантастом, его труд — одновременно  мечта об «идеальном» обществе  и памфлет на современное ему  социальное устройство. Создавая  книгу, Мор частично опирался  на известный диалог Платона «Государство».

      Развил идеи Мора итальянец  Томмазо Кампанелла. В 1602 году  выходит его «Город Солнца», также построенный в форме рассказа мореплавателя, попавшего в мифический город. Здесь все общее, включая детей, чьим воспитанием занимается государство, трудиться обязаны все, а смыслом жизни служит научное и общественное совершенствование. Считается, что ранняя утопия сродни детским фантазиям на тему «как здорово бы было!» 1.

    Несмотря  на столь позднее укрепление самого термина, первой утопией в истории  западной литературы считается модель идеального общества именно в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически любых народов.

    Глава 1

    Технократическая  утопия. Связь с  наукой

    В утопии можно вычленить несколько  течений, зависящих от вариантов  трансформации общества. В частности, утопии часто подразделяют на технократические и социальные. В первых социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса, во вторых предполагается возможность изменения людьми собственного общества. В раннее время особое распространение получила технократическая утопия, главный смысл которой — развитие науки и многочисленные изобретения. Управляют технократией ученые, наука носит характер абсолютного блага. Она не только цель существования социума, но и главное средство прогресса, ибо ее развитие служит поворотным пунктом для построения утопии. Идеальной роли науки посвящена незаконченная книга английского философа Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида». Многие прогнозы Бэкона выглядят настоящим пророчеством: воздухоплавание, подводные лодки, кино, радио и телевидение, криогеника, генная инженерия и даже энергетический «термояд». Не зря Бэкон считается одним из основоположников научного материализма. Катализатором происходящих в обществе позитивных изменений может оказаться и великое фантастическое изобретение. 

    Почти все, чем отличаются нынешние времена  от более ранних веков, обусловлено  наукой, которая достигла своих наиболее поразительных успехов в XVII веке. Итальянское Возрождение, хотя оно  и не относится к средневековью, не относится и к Новому времени; его можно сравнить с лучшим периодом Греции. XVI век, с его засильем теологии, более средневековый, чем мир Макиавелли. Новое время, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века. Нет такого итальянца эпохи Возрождения, которого не поняли бы Платон или Аристотель; Лютер привел бы в ужас Фому Аквинского, но последнему было бы нетрудно понять его. С XVII веком дело обстоит иначе: Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Оккам не смогли бы понять Ньютона.

    Новые концепции, выдвинутые наукой, глубоко  повлияли на новую философию. Декарт, который являлся в известном  смысле основателем новой философии, сам был одним из творцов науки XVII века. До него нельзя не упомянуть о Копернике, Кеплере, Галилее, непосредственно занимавшихся наукой и делавших возможным то, о чем раньше думали только как об утопиях.

    XVII век был замечателен в области астрономии, динамики. В 1608 году был изобретен телескоп голландцем Липперсгеем, хотя именно Галилей впервые серьезно использовал его для научных целей. Часы, хотя и не созданные заново, в XVII веке были значительно усовершенствованы, прежде всего трудами самого Галилея. Благодаря этим изобретениям научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде. В 1614 году Непер опубликовал свое изобретение логарифмов. Аналитическая геометрия явилась результатом работ нескольких математиков XVII века, из которых величайший вклад был сделан Декартом.

    Следствием  рассмотренной нами научной деятельности было то, что взгляды образованных людей совершенно изменились. Отразились научные прорывы и на философских  взглядах.

    Глава 2

    Фрэнсис Бэкон

    Жизнь и начало литературно  философской-деятельности

    Одним из ярких представителей научного течения  в литературе был Фрэнсис Бэкон. Он же считается и величайшим английским мыслителем времен Возрождения и философом-материалистом. Бэкон родился в семье, принадлежавшей к влиятельной новой знати; хотя дед его еще пас овец, отец занимал при королеве Елизавете пост лорда хранителя печати. Двенадцатилетним подростком Бэкон поступил в Кембриджский университет, откуда вынес непобедимое отвращение к средневековой схоластике. Младший сын в семье, лишенный, следовательно, по английским законам почти всяких прав на отцовское наследство, Бэкон принужден был заботиться о получении какой-либо должности. В 1582 г. он получил звание адвоката, а в 1584 г. был избран депутатом в палату общин, где примкнул к оппозиции. Вскоре, однако, обстоятельства изменились. Со смертью старшего брата к Бэкону перешло значительное состояние. Новый король, Яков I, приблизил к

    себе  Бэкона, который, быстро продвигаясь  вверх по бюрократической лестнице, достиг ее вершины, будучи назначен лордом-канцлером  и получив титул барона Верулама и виконта Сент-Альбана. Высокие  государственные должности препятствовали занятиям философией, которой с молодости  увлекался Бэкон; однако именно тогда  в 1620 г. - он написал свое основное произведение - "Новый Органон".  

    Бэкон развертывает здесь грандиозную  перспективу неисчерпаемых возможностей, открытых человечеству в области науки и научного овладения миром. Он хочет снести те "роковые пограничные столбы", которыми до тех пор замыкалось поле деятельности научного мышления. Люди, по мнению Бэкона, "не знают вполне ни своих богатств, ни своих сил". Но, чтобы человечество смогло "воспользоваться своими правами на природу", "необходимо открыть человеческому разуму новую дорогу". 

    В 1621 Бэкон привлечён к суду по обвинению  во взяточничестве, осуждён и отстранён  от всех должностей. В дальнейшем был  помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние  годы жизни посвятил научной и  литературной работе. 

    Бэкон и наука 

    Основную  цель своих сочинений, как и призвание  всей философии, Бэкон видел в  том, чтобы "восстановить в целом  или хотя бы привести к лучшему  виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или, по крайней мере, что-либо земное". С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда — необходимость "заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта", мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства человеческого".

    Бэкон выступает против ходячих предрассудков  относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской  культуре. Наука из подозрительного  и праздного в глазах многих людей  времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

    Деятельность  же и усилия, способствующие развитию науки, согласно Бэкону, касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых. Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и хорошо продуманный  план изменения системы образования (включая мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). При этом, едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы', если не будут предоставлены  средства на эксперименты. Нужны пересмотр  программ преподавания и университетских  традиций, кооперация европейских университетов, считал Бэкон. Смелой и даже дерзкой  выглядела его программа в XVII веке. Несомненно, в немалой степени  благодаря великим, опережающим  свое время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и  великих ученых. И не случайно к  Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика  науки.

    Однако  свой главный вклад философа в  теорию и практику науки Бэкон  видел в том, чтобы подвести под  науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как  связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь  должна быть тонко дифференцирована.

    Глава 3

    Новая Атлантида

    Создание

    Стремительное восхождение по служебной лестнице - от члена парламента до лорда-канцлера Англии, сменилось судебными тяжбами, арестом и штрафом по обвинению  во взяточничестве. Потеряв положение  нерядового государственного служащего, Бэкон обрел больше времени и  сил для интеллектуальной работы, включающей в себя и систематизацию собственных открытий, и перевод  написанных сочинений на латынь (в  чем ему помогали Бен Джонсон  и Томас Гоббс), и художественные поиски Атлантиды.

    Как определяет Мортон, «в отличие от Мора, Бэкон не интересовался вопросами  социальной справедливости. Он также  был гуманистом, но к началу XVII в. в гуманизме уже не было прежнего жара: разница между "Утопией" и "Новой Атлантидой" заключалась  не столько в их содержании, сколько  в целях, в сдвиге общего плана  интересов и в снижении температуры». 2

    Максимальный  упор в сторону знаний, получаемых эмпирическим путем, хорошо прослеживается в «Новой Атлантиде». Бэкон был  первым философом, предвидевшим обновление общества посредством науки.

    Атлантида в литературе

    Топос острова как некоторого всецело  благополучного места был известен мифологиям и литературам разных времен и народов. Хронологически первые представления о плодородном  острове наносились на глиняные таблицы  шумерскими служителями домов знаний. Согласно «Сказанию об Энки и Нинхурсаг» (конец III - нач. II тыс. до н.э.), космический  отсчет времени начался на острове  Дильмун. В мифологии Шумера Дильмун идентифицируется с центром плодородия. Космогонически важный остров Дильмун впоследствии не утрачивает своего значения для посюстороннего мира, становясь центром политического влияния Месопотамии. Подобная тенденция воплотилась также в диалогах Платона об Атлантиде и путешествиях на «острова Солнца» Ямбула. Ядро утопической мысли античности составлял «чрезвычайно распространенный по всему земному шару миф о "Золотом веке", т.е. совокупность представлений о счастливом существовании людей в далеком прошлом». В диалогах «Тимей» и «Критий» Платон подверг рациональной обработке миф о счастливом крае, устроенном на благо людей, что проявилось в наличии социального порядка, государственной власти, шестидесятитысячного войска, а также святилищ, дворцов, гаваней и т.д. на описываемом острове, расположенном перед Гибралтарским проливом. Центр Атлантиды маркирован святым храмом Клейсто и Посейдона, инициирующим отсчет концентрической архитектуры острова, а также модели мира. В силу конкретно-исторических причин, в частности, кризиса афинского полиса, Платон не мог довольствоваться картинами блаженных островов потустороннего мира. Остров Атлантида изображался им как великое государство, овладевшее большими пространствами, справедливо управляемое союзом царей и отдаленное от греков во времени. В отличие от Платоновой Атлантиды, «острова Солнца» Ямбула (ок. I в. до н.э.) не знали социальной стратификации, управления, собственности и семейных отношений. Их воображаемое величие базировалось единственно на всеобщем труде, неразделенном, но общественно обязательном.

    Утопия Бэкона

    Действие  «Новой Атлантиды» разворачивается в Тихом океане по пути из Перу в Японию и Китай. То есть во вполне реальных с географической точки зрения местах. Команда переживает бурю и оказывается на неизвестной, но прекрасной земле. Автор предвосхищает изложение моральных и научно-технических аспектов художественного мира, создавая образный ореол привлекательности, справедливости и умеренности вокруг пространства новооткрытого острова «за пределами Старого и Нового Света». Путешественники проникаются светлым чувством к стране, еще только увидев ее бухту. Далее окажется что прекрасное здесь таится во всех пластах – и в традициях, и в мировоззрении, и в науке. 

Информация о работе Фрэнсис Бэкон. Технократическая утопия