Фрэнсис Бэкон

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Английский философ, родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне; был младшим сыном в семье сэра Николаса Бэкона, лорда-хранителя Большой государственной печати. В течение двух лет учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции в свите английского посла. После смерти отца в 1579 г. поступил для изучения права в школу барристеров (адвокатов) «Грейз инн». В 1582 г. стал барристером, в 1584 г. был избран в парламент и вплоть до 1614 г. Возведён в рыцарское достоинство в 1603 г. В 1621 г. был привлечён к суду по обв

Работа содержит 1 файл

Фрэнсис Бэкон.docx

— 19.82 Кб (Скачать)

Фрэнсис Бэкон.

Краткая биография.

Английский  философ, родоначальник  английского материализма Фрэнсис Бэкон  родился 22 января 1561 года в Лондоне; был  младшим сыном  в семье сэра Николаса Бэкона, лорда-хранителя  Большой государственной  печати. В течение  двух лет учился в  Тринити-колледже Кембриджского  университета, затем  три года провел во Франции в свите  английского посла. После смерти отца в 1579 г. поступил для изучения права в школу барристеров (адвокатов) «Грейз инн». В 1582 г. стал барристером, в 1584 г. был избран в парламент и вплоть до 1614 г.  Возведён в рыцарское достоинство в 1603 г. В 1621 г. был привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, отстранён от всех должностей и приговорён к штрафу в 40 тысяч фунтов стерлингов и к заключению в Тауэр (на столько времени, насколько заблагорассудится королю). Помилованный королём (он был освобожден из Тауэра на второй день, а штраф был ему прощён; в 1624 г. приговор был полностью отменён), Бэкон не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.

Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.

Существует  не признанная научным  сообществом «бэконианская  версия», приписывающая  Бэкону авторство  текстов, известных  под именем Шекспира.

Фрэнсис Бэкон умер 9 апреля 1626 в Хайгейте,в возрасте 65 лет.

Основные  направления философии  Бэкона.

Френсис Бэкон - основатель английского  эмпиризма.

Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало, что все знания возникают из опыта  и наблюдений. При  этом остается неясным, как возникают  научные теории, законы и понятия, которые  нельзя получить непосредственно  из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями  этого направления  были Ф. Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).

Суть  основной философской  идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом  был выдвинут афоризм, который сжато  выразил все его  философское кредо: "Знание — сила".Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”. 

Это не что иное, как  индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Путь  преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.  Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: "путь паука"; "путь муравья"; "путь пчелы".

"Путь  паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума"."Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри."Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

ПРОБЛЕМА  ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ  В ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.

Ф.Бэкон  уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в  Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой  традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а  не цель сама по себе. Человек же - властелин  природы, таков лейтмотив  философии Бекона. “Природа побеждается  только подчинением  ей, и то, что в  созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному: природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;Бога — через природу;себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

ПОНЯТИЕ “ПРИЗРАКОВ” У  Ф.БЭКОНА.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами"). Итак, важнейшим условием овладения природой является знание, которое, по мнению Бэкона должно строится на новых принципах. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему “призраков”, т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления. “Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Назовем первый вид призраков - призраками рода, второй - призраками пещеры, третий - призраками рынка, четвертый - призраками театра .

Призраки  рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — "пещера") отражается в конечном результате познания.

Призраки  рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки  рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя  из наличия четырех  основных препятствий  познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное  от их влияния "чистое знание". 

Ф. Бэкону принадлежит  одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации  —свойства человеческого ума:память;воображение; рассудок.Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о: Боге; природе;человеке.

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);предпринята первая попытка классифицировать науки; дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом. 
 


Информация о работе Фрэнсис Бэкон