Функции философии и её роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:29, доклад

Описание работы

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по¬нимают внешнее проявление свойств того или иного объек¬та в данной системе отношений. Указать на функции фи¬лософии — значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Функции философии и её роль в обществе.docx

— 42.79 Кб (Скачать)

Функции философии и её роль в обществе

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по¬нимают внешнее проявление свойств того или иного объек¬та в данной системе отношений. Указать на функции фи¬лософии — значит определить ее место и роль в обще-ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности. 
Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоз¬зрения и как таковая включает в себя целостную совокуп¬ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со¬циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес¬кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности. 
Особенностью убеждений, основанных на философс¬ком мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос¬ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера¬мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными). Тем самым отношение людей к окружаю¬щему миру формируется не только умом, но и эмоционально - психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен¬ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер. 
Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми¬ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об¬ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают¬ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру¬исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. 
Мировоззрен¬ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей¬ному множеству, мно¬гопартийности, многоконфессиональности и пр. 
Следовательно, мировоззренческая функция филосо¬фии несет с собой огромный потенциал рациональнос¬ти, она отличается не ангажированным широким и много¬сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само¬стоятельно формулировать свое жизненное кредо, то есть веру и следовать ей в своем социаль¬ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан. 
Гносеологическая функция философии призвана обес¬печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю¬щихся между субъектами и объектами в процессе позна¬вательной деятельности. Ее область — отношения по-знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите¬рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про¬цессе, данная функция философии определяется как те-оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание? 
Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское тече¬ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс¬лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек¬тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес¬кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен¬ного божественного разумения и проникновения. Поло¬винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям. 
Мировоззренческая установка на возможность позна¬ния человеком не только явлений, но и их сущности выво¬дит гносеологию на совершенно иной уровень, когда вы¬ясняются субъективно-объективные отношения в процес¬се познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под¬тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д. 
Одна из актуальных теоретико-познавательных про¬блем состоит в достижении оптимального сочетания воз¬можностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и обществен¬ных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, бла¬годаря чему знание о мире становится богаче, адекват¬нее отражает его реальности. 
Данная философская функция реализуется двумя пу¬тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооцени¬вая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсо¬лютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру». 
Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательно¬му процессу, которые нуждаются в специальном рассмот¬рении и квалифицированной оценке. 
Методологическая функция философии также связа¬на с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить по-знающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте. 
Природа метода познания носит двойственный харак¬тер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объекти¬вен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным уче¬том особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию. 
Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы по¬знания, а философия — всеобщий метод. Последний обус¬ловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными зна¬ниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой научного зна¬ния, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем са¬мым философия выполняет функцию методологии — уче¬ния о методах, с помощью которых наука применяет об¬щие императивы философских законов и категорий и соб-ственные требования к познанию действительности. 
Область философской методологии — творческая ла¬боратория, где результаты познания заранее не предоп¬ределены. Они зависят от многих объективных и субъек¬тивных факторов: насколько диалектические методы по-знания превалируют над метафизикой, в какой мере ис¬пользуются в познавательной деятельности общие и спе¬циальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне научные методы освоения мира, применяемые в искусст¬ве, эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии и др. 
Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она опе¬рирует ценностями, которые присущи явлениям объек¬тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен¬ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти¬поды, антиценности — зло, корысть, бесчестие и др. 
В философской теории ценностей — аксиологии — последние занимают разное место. Для субъекта (инди¬вид, группа людей, общество) ценности выступают как объект его потребностей и интересов и от индивидуального или общественного сознания проявляется ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нор¬мы, нравственные регулятивы, эстетические стороны дей-ствительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы. 
Данные оценки преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам. Ценностное отношение людей форми¬руется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти пред¬ставления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер. 
Заключение

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образо¬вательные (педагогические) аспекты. От того, каким цен¬ностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени за¬висит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский исто¬рик академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у ваше¬го другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких». 
Относительно самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разуме¬ется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-ма¬териалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства. 
Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, под-робностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащают¬ся преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания соци¬альных и политических отношений и процессов. Привне¬сение в их анализ достижений философского синтеза по¬зволяет более глубоко и всесторонне исследовать дей¬ствие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъек-тивного, формационных и общецивилизационных факто¬ров и др. 
Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоцени¬мая роль в изучении и развитии общества и самого чело¬века, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, позна¬нием и преобразованием действительности.

  Философия (с греч.  - любовь к истине, мудрости) - форма общественного

сознания; учение об общих  принципах бытия и познания, об отношении  человека к

миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в

нем; она исследует познавательные ценности,  социально-политическое,

нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

     Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)

действительности - природы, человека, отношения объективной  действительности и

субъективизма мира, материального  и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее

- это свойства, связи,  отношения, присущие как объективной  действительности,

так и субъективному миру человека. Количественная и качественная

определенность, структурные  и причинно-следственные связи и  др. свойства, связи

относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии

необходимо отличать от проблем  философии, т.к. проблемы философии  существуют

объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и

время, количество и качество) существовали, когда науки философии  еще и не

существовало как таковой.

    

Функции и задачи философии

 

Основными  функциями  философии являются:  1)  синтез   знаний   и   создание

единой   картины   мира, соответствующей определенному  уровню развития науки,

культуры  и  исторического  опыта; 2) обоснование, оправдание и  анализ

мировоззрения; 3)  разработка  общей методологии познания и  деятельности

человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг  проблем.  Для

этого  вырабатывает  собственные  понятия, которые применяются в строго

определенной области  для  более  или  менее ограниченного  круга явлений.

Однако, ни одна из наук, кроме  философии не  занимается специальным  вопросом,

что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может  использовать их в

своей области. Такие  понятия  являются  предельно  широкими, всеобщими  и

универсальными.  Они  отражают  всеобщие  связи,  взаимодействия  и условия

существования любых вещей  и называются категориями. Основные задачи  или

проблемы  касаются  выяснения  отношений между человеческим сознанием  и

внешним миром, между мышлением  и окружающим  нас бытием.

Как правило, к философии  относятся как, пожалуй, к самой  непонятной и

отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя

многие люди и думают о  ней как о не связанной с обычными интересами и

находящейся за пределами  понимания, почти все из нас –  отдаем ли мы себе в

этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то,

что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое

философия, само это слово  достаточно часто встречается в  их разговорах.

Слово «философия» произошло  от древнегреческого слова, обозначающего  «любовь

к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в

него другой смысл.

Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной деятельности.

Опять же, мы говорим о  философском подходе к чему-то, когда имеем в виду

долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой сиюминутной

проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не осуществившихся

планов, мы ему советуем относиться к этому более «философски». Здесь  мы хотим

сказать, что не следует  переоценивать значение текущего момента, а

постараться рассматривать  ситуацию в перспективе. Еще одно значение мы

вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией попытку оценить

или растолковать то, что  же является или имеет смысл в  жизни.

Вообще говоря, вне зависимости  от многообразия значений, вкладываемых в слова

«философия» и «философский»  в обыденной речи, мы ощущаем стремление увязать

этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы.

«.Все.области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным.

Когда человек входит в  пограничные области или заходит  за них, он попадает из

науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид изучения,

и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть много

вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на которые

наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не желают

принимать на веру готовые  ответы пророков. Задача философии  –cтремясь

охватить мир в его  единстве,  изучать эти вопросы  и по возможности объяснять

их.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как

устроен мир? Развивается  ли мир? Кто или что определяет эти законы развития?

Какое место занимает закономерность, а какое - случай?  Положение человека в

мире:  смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение.

Каковы познавательные возможности  человека? Что есть истина и как  ее отличить

от лжи? Морально-нравственные проблемы:  совесть,   ответственность,

справедливость, добро и  зло. Эти вопросы поставлены самой  жизнью. Тот или

иной вопрос определяет направление  жизнедеятельности человека. В чем  смысл

жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель?  Ведет ли куда-нибудь развитие

истории? Действительно ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир

на дух и материю? Каков  способ их сосуществования? Что такое  человек:

частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все  вместе?

Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость?

Философия призвана правильно  решить эти вопросы, помочь преобразовать

стихийно сложившиеся  взгляды в миропонимании,  что  является необходимым в

становлении личности. Эти проблемы  нашли решение задолго до философии - в

мифологии, религии и других науках.

По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует  говорить

скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть стремление к

всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом  изучения какой-

то  отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность

в ее единстве. Для философии  характерно представление о том, что мир обладает

внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность

мира как целого - таково содержание философии.

Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над

вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как  у всех

остальных едва хватает времени  или сил, чтобы просто существовать. Иногда, в

основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается

впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых  проблем и

созданию теоретических  систем настолько отвлеченных и  общих, которые, быть

может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.

Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и  чем они пытаются

заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ –  это тот, кто целиком

и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных обществ и культур. Нам

говорят, что такие мыслители  как г-н Маркс & г-н Энгельс, создали

мировоззрение партии коммунистов, другие же – например, Томас Джеферсон, Джон

Локк и Джон Стюарт Милль  разработали теории, доминирующие в  демократическом

мире.

Независимо от этих различных  представлений о роли философа и  независимо от

того, насколько связанной  мы представляем его деятельность с нашими

непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение проблем, прямо

или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной критической

проверки этот человек  пытается оценить состоятельность  тех данных и

убеждений, которыми мы располагаем  о Вселенной целиком и о  мире людей. В

результате этого исследования философ пытается выработать некое общее,

систематизированное, согласованное  и стройное представление обо  всем, что мы

знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук узнаем о мире

больше и больше, требуется  рассматривать и все новые  интерпретации

вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих чертах»  – вопрос,

Информация о работе Функции философии и её роль в обществе