Функции философии в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем.

Содержание

Введение.........................................................................................................................3

1. Философия как особая форма духовной жизни......................................................5
2. Философия как рациональное мировоззрение........................................................9
3. Методологические и социальные функции философии........................................10
4. Философия в системе культуры...............................................................................13
5. Философия и экономика...........................................................................................15
Заключение....................................................................................................................18

Работа содержит 1 файл

история филосифии.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра «Теоретические основы коммуникации»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«История философии»

на тему: «Функции философии в  обществе»

 

 

 

 

Студент: Щавлёва Айгуль Равилевна.

Группа: ЗСОс-1-12

Преподаватель: Гурьянов Алексей Сергеевич

 

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.........................................................................................................................3

 

1. Философия как особая  форма духовной жизни......................................................5

2. Философия как рациональное мировоззрение........................................................9

3. Методологические и социальные функции философии........................................10

4. Философия в системе  культуры...............................................................................13

5. Философия  и экономика...........................................................................................15

Заключение....................................................................................................................18

 

Введение

Многие проблемы, которые  рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии. [2]

Задача исследования внутренних отношений наук между  собой, от которых зависит логическое построение каждой из них, всегда останется важной функцией философии. Философия-воплощение различных функций, которые вместе являются сущностью философии. Философия – это проявление, вытекающее из потребностей духа в уразумении своих действий, потребности во внутренней стройности поведения, прочных форм своих отношений к целокупности человеческого общества: вместе с тем она является функцией, заложенной в структуре общества и необходимых в целях совершенствования жизни, то есть функцией равномерно проявляющейся во многих людях и объединяющей их в социальную и историческую связь.В этом последнем смысле она является системой культуры.[3]

Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его  время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Понятие философии выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку.

Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В настоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века, позитивисты, доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. Но, тем не менее, за время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности.[2]. Благодаря философии человек ощущает себя уникальным, во-первых, посредством приобщения именно его (т.е. уникально познающего) к всеобщему ; во-вторых, как индивид, решающий в философии и с ее помощью свои собственные, уникальные, единичные и «однократные» проблем. [4]

 

1. Философия как особая форма духовной жизни

Важной стороной в философии  является развития общества и его  духовная жизнь. Духовная жизнь может  быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший  морально-психологический климат. Духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни  общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих  духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают  определенные мысли и чувства  людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать  те или иные взгляды людей, научные  идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это  имеет решающее значение для повышения  их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному  творчеству, к созданию духовных ценностей  и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Разумеется, духовные потребности  имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни  общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может  быть в какой-то мере стихийным, когда  оно никем не направляется и человек  на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование  личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в  принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях — познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Дня этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление  духовных ценностей опосредуется духовными  отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно  к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а  также как его отношения к  другим людям по поводу этих ценностей, их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношении, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения — это, прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете — ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся  в обществе духовные отношения проявляются  в повседневном межличностном общении  людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Общественное  и индивидуальное сознание является центральным моментом духовной жизни  общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, например, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей. Духовное производство есть производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные образования выступают в качестве предметов духовного потребления. Духовные отношения между людьми есть отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Общественное  сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и  религиозных образов, разнообразных  взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражение общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому как в зеркальной глади реки отражается расположенный вдоль ее берегов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное  сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях — это две стороны практической деятельности людей.

Будучи  отражением явлений общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т.д. В конечном счете, содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно  истолковать как результат совместного  осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между  собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

Информация о работе Функции философии в обществе