Функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 10:16, реферат

Описание работы

Философия выполняет ряд важных функций и потому играет важную роль в жизни общества. Это предопределяется прежде всего ее особым предметом, к которому принадлежат основной вопрос философии и главные законы развития природы, общества и мышление. Как известно, содержание философии определяется ее местом в системе знаний.

Содержание

Введение 2
1.Классификация функций философии. 3
2.Значение функций философии 4
3.Мировоззренческие функции философии. 5
Гуманистическая функция.
Социально-аксиологическая функция
Культурно-воспитательная функция
Объяснительно-информационная функция
4.Методологические функции философии. 13
Эвристическая
Координирующая,
Интегрирующая,
Логико-гносеологическая.
5.Социальные функции философии. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Реферат философия готов.docx

— 45.63 Кб (Скачать)

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально- логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренчиского или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании неизвестных до этого или неосновных законов диалектики.

Что касается частных наук, то философский метод, будучи примененным, в комплексе  с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, “участвовать”  в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в  создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без  использования философских представлений - о причинности, пространстве, времени  и др.

Философский метод способен оказывать положительное  воздействие на научную работу не только отдельными своими понятиями  или категориальными блоками, но и принципами.

Координирующая функция философии. Существо этой функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска.

Потребность в координации частных методов  возникает на фоне значительно усложнившихся  соотношений предмета и метода в  силу, прежде всего, необходимости иметь  противовес негативным факторам, связанным  с углубляющейся специализацией учёных. Такая специализация ведёт  к тому, что происходит разделение между учёными по методам и  методикам работы; отдельные исследователи  оказываются неизбежно ограниченными  в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность  забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

В структурно-логическом плане координация методов научного познания также базируется на философских  принципах. Среди них важнейшее  место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет  собой  модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй-конкретности истины.

Интегрирующая функция философии. Термин “интеграция” означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий. Применительно к функциям философии термин “интегрирующий” связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.

 

5.Социальные функции философии

 

Социальная  философия решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно  сталкиваются при исследовании своих  проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.

Обращение к положениям социальной философии  помогает представителям этих наук находить решения их специфических проблем. Это значит, что социальная философия  играет роль методологии общественных наук, определенным образом направляет проводимые ими исследования соответствующих  сторон общественной жизни, формирует  подходы и принципы их изучения. Это возможно потому, что она помогает предстателям общественных наук осмыслить  место в обществе изучаемых ими  явлений, их связи с другими социальными  явлениями, сочетание закономерностей  и случайностей в их развитии и  т.д.

Эффективность этой помощи зависит прежде всего  от содержания социальной философии, степени  ее проникновения в суть того или  иного общества, происходящих в нем  процессов. Именно глубина и широта ее суждений и концептуальных положений, эвристический характер многих из них, т.е. присущая им способность постигать  тайны общественных явлений и  их сложные взаимодействия, определяют теоретическое и методологическое значение социальной философии. Это  значение обнаруживается при использовании  ее положений решении соответствующих  проблем науки и практики.

Задача  социальной философии состоит вовсе  не в том, чтобы детально отразить все явления и процессы общественной жизни. Жизнь общества чрезвычайно  богата различными событиями. Она весьма сложна многообразными связями между  общественными явлениями, носящими динамичный и противоречивый характер. Все богатство и сложность  общественной жизни не в состоянии  выразить ни одна наука. Не ставит перед  собой такой цели и социальная философия. Однако, воссоздавая ту или  иную идеальную модель развития общества и его отдельных сторон, социальная философия способствует пониманию  сущности различных общественных явлений, и места и роли в обществе, вскрывает  наиболее значимые прямые и обратные связи между этими явлениями  как элементами социальной системы. В конечном счете она воспроизводит  целостную картину существования  общества, вскрывает основные механизмы  взаимодействия его сторон, тенденции  и закономерности его развития.

В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных направлений  и школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций  социальной философии как можно  более глубоко отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее, для научного обоснования практической деятельности людей. Необходимость этого постоянно напоминает о себе. Важно чтобы развитие общества шло не самотеком, а было бы более целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А для этого надо, в частности, чтобы их деятельность была как можно менее стихийной и как можно более сознательной, осмысленной ими на уровне понимания проблем всего общества. Это особенно важно для деятельности государственных органов, призванных целенаправленно организовывать практическое решение социальных проблем и тем самым находить оптимальные пути развития общества. Во всем мире люди стремятся к тому, чтобы более осмысленно, с учетом не только сиюминутных, но и долговременных интересов, решать проблемы своей общественной жизни, от чего зависит и решение их личных проблем.

Социальная  философия, действительно, придерживается научных основ при анализе  и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих  принципов. К ним можно отнести:

– подход к обществу как к целостной  социальной системе, все элементы которой  находятся между собой во взаимосвязи  или взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых  составляет основное содержание социального  детерминизма как теоретического и  методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между  ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений;

– рассмотрение всех общественных явлений и процессов  в их постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа  любых социальных явлений в исторически  развивающемся социальном; контексте, т.е. в системе их развивающихся  и изменяющихся связей с другими  общественными явлениями, вместе с  которыми и под влиянием которых  развиваются и данные явления. Это  значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в  которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;

– нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных общественных явлений  и процессов;

– рассмотрение последних в их исторической преемственности  с учетом того, что действительно  устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную  роль, а что продолжает жить, сохраняет  свое значение и дает возможность  обществу развиваться по пути цивилизации  и прогресса;

– все  это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в  анализе развития общества, отдельных  социальных явлений, исторического  процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и  значения по сей день.

 

 

 

Заключение

 

Подытоживая, следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.

В философии отображается не только вчерашнее и сегодняшнее. Она конструирует и будущее, формируя принципиально новые идеи, мировоззренческие идеалы. В области конкретно-историчного жизни она осуществляет интеграцию разных форм человеческого опыта.

Ныне, когда  интересы человечества нуждаются в  планетарном подходе к решению  мировых проблем, философия должна интегрировать основные достижения и ценности людской культуры. Это  может осуществляться лишь на основе универсального мышления, на которое  способная только философия. Вот  почему без философии не обойтись человеку, который мыслит, создает, отвечает за будущее нашей планеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Франк С. Л. «Духовные основы  общества». М., 1992

2. Е. Н. Трубецкой «Смысл жизни», 1918г.

3. С.Л. Франк «Смысл жизни», 1926 г.

4. Н.А. Бердяев «Философия свободного  духа». М., 1994.

5. B.C. Соловьев «Сочинения в двух  томах». Т. 1. М., 1989.

6. B.C. Соловьев «Вопросы философии», 1988, № 8

7. А. Швейцер «Культура и этика». М, 1973.

8. Яковлев В. П. "К специфике  философии" // «Известия Северо-Кавказского  научного центра высшей школы.  Общественные науки». Ростов-на-Дону, 1976. № 1

9. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.

10. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина «Философия. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников по темам: «Предмет философии», «Античная философия». М., 2000

11. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

12. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

13. СпиркинА.Г. Философия:Учебник. — М.: Гардарики, 1999. —816с.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/


Информация о работе Функции философии