Функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 20:55, реферат

Описание работы

Философы утверждают , что у морали три основных функции : оцени-

вающая , регулирующая , воспитывающая .

Оценивающая : все поступки , всю общественную жизнь ( экономику , поли-

тику , культуру ) мораль оценивает с точки зрения гуманизма , хорошо это

или плохо , добро это или зло . Если поступки полезные людям , способст-

вуют улучшению жизни , свободному развитию --- это хорошо , это добро .

Не способствуют , мешают --- зло .

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА.doc

— 32.00 Кб (Скачать)

Ф У Н  К Ц И И      М О  Р А Л И .

          Философы  утверждают , что  у  морали  три  основных  функции :  оцени-

вающая ,  регулирующая , воспитывающая .

Оценивающая  :   все  поступки , всю  общественную  жизнь ( экономику , поли-

тику , культуру ) мораль  оценивает  с  точки  зрения  гуманизма , хорошо  это

или  плохо , добро  это  или  зло . Если  поступки  полезные  людям , способст-

вуют  улучшению  жизни , свободному  развитию --- это  хорошо , это  добро .

Не  способствуют , мешают ---  зло . Если человек хочет оценить с мораль-

ной  точки  зрения (  поступки  людей , поведение ) , то  он  пользуется  терми-

нами   добра  и  зла , либо  близкими  по  значению  словами  понятиями : честь

--- бесчестие  , порядочность --- низость , подлость  и т.д. ,  при этом  выражает

свою  моральную  оценку ,  либо  порицает , либо  хвалит , либо  критикует.

Оценка  влияет  на  практическую  деятельность , иначе  она  была  бы  не  нуж-

на. Когда  явление  оценивается  , как  добро , то к  нему  надо  стремиться , ес-

ли  зло , то  искоренять  и  избегать . Следовательно, оценивая  окружающий  мир, мы  что-то  в  нём  изменяем  и  прежде  всего  себя, свою  позицию, пове-

дение,  мировозрение .  Мораль  помогает  нам  в  поиске  истинных  ценностей.

        Регулирующая :    Мораль  регулирует  поведение  и  сознание  человека  в

той  или  иной  степени  во  всех  без  исключения  сферах  общественной  жиз-

ни  ---  в  труде,  быту,  политике, в  семейных,  личных, внутригрупповых,

межклассовых  и  международных  отношениях . В отличии от  особых  требо-

ваний,  предьявляемых  в  каждой  из  этих  областей  принципы  морали  име-

ют  социально-всеобщее  значение  и  распространяются  на  всех  людей, фик-

сируя  в  себе  то  общее  и  основное , что  составляет  культуру  межчеловечес-

ких  отношений  и  откладывается  во  многовековом  опыте  развития   общест-

ва.  Они  поддерживают  и  санкционируют  определённые  общественные

устои , строй  жизни  и  формы  общения (  или  напротив  требуют  их  измене-

ния  ) в самой общей форме , в отличии от  более детализированных, тради-

ционно-обычных, организационно-административных  и  технических  норм.

Мораль  не  пользуется  услугами  ведомств  и  чиновников. Она  регулирует

движение  нашей  жизни  через  мнение  окружающих  людей , общественное

 мнение , через   внутреннее  убеждение  личности,  через  совесть . Человек

очень  чуток  к  мнению  окружающих, ему  не  безразлично,  что  о  нём  дума-

ют, следовательно  общественное  мнение  может  оказывать  влияние  на  чело-

века,  регулировать  его  поведение, причём  такое  регулирование  основано  не

на  силе  приказа , закона , а  на  моральном  авторитете, моральном  воздейст-

вии . Но  бывают  случаи  ,  когда  общество  находится  под  властью  предрас-

судков, невежества, тупости, корысти . Поэтому  человек , живя  в  обществе,

должен  прислушиваться  к  своему  мнению , а  самое  главное  уметь правель-

но  его оценивать , не  быть  бездушным  винтиком  в  государственной  маши-

не  и  не  рабом  общественных  отношений.  В  нужных  случаях  становиться

борцом , защищая  истину ,справедливость , гуманизм .

        Воспитательная  :  мораль  занимает  особое  положение  в  воспитатель-

ном  процессе ,  помимо  воспитания со  стороны других  людей (  родителей ,

учителей,  общественного  мнения ) ,  а  также  самовоспитания . Дело  в  том  ,

что  мораль  присутствует  везде,  она  входит  во  все  части  человеческой  дея-

тельности ,  а  значит  и  в  воспитание ---  умственное , физическое , эстетичес-

кое ---  и  является  для  воспитания  самым  высоким  ориентиром , выдвигая  перед  ним  моральные  идеалы .

Из  особого  положения  морали  в  воспитательном  процессе  вытекает и  её

особая  задача  в  обществе : придавать  воспитанию  правильную  ориентацию,

способствовать  гармоничному  сочетанию  личных  и  общественных  интере-

сов т.е. способность  человека  заботиться  о  других  также ,  как  и  о  себе.

Мораль  учит  нас  видеть  ценность  в  каждом  человеке  и  призывает к гу-

манному  отношению  людей  друг  другу . Мы  своим  поведением  никогда  не

должны  угнетать  интересы  и  права  других  людей . Мораль  учит  делать

каждое  дело  так , чтобы  от  этого  не  было  плохо  другим  людям .  Иначе  го-

воря, воспитательная  задача морали  в том, чтобы  воспитывать  человека, уме-

ющего   действовать  справедливо   и  гуманно .

Информация о работе Функции морали