Гегель о бытие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма
сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов
человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и
оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических,
правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций,
верований, убеждений и идеалов людей.

Работа содержит 1 файл

Гегель о бытие.docx

— 44.88 Кб (Скачать)

                                  Введение. 
 

      Что есть философия? Философия  -  это  скорее  мировоззренческая   форма

сознания. Под мировоззрением  можно  понимать  обобщённую  систему  взглядов

человека (и общества) на мир в целом, на  своё  место  в  нём,  понимание  и

оценка  человеком смысла своей  жизни  и  деятельности,  судеб  человечества;

совокупность  обобщённых   научных,   философских,   социально-политических,

правовых, нравственных,  религиозных,  эстетических  ценностных  ориентаций,

верований, убеждений и идеалов людей.

      Человек всегда испытывал и   испытывает  духовную  потребность   в  том,

чтобы иметь целостное представление  о мире; он, по  словам  С.Н.  Булгакова,

не может  согласиться ждать с удовлетворением  этой потребности  до  тех  пор,

пока  будущая наука даст достаточный  материал для этой цели;  ему  необходимо

также получить ответы и на вопросы, которые  выходят  за  поле  положительной

науки и не могут быть ею даже и  осознанны.  Каждая  наука-это  своего  рода

обрывок знания, а все науки в их простом  сложении  -  это  сумма  обрывков.

Философия же даёт систему знания о  мире  как  целом.  Иными  словами  можно

сказать так, что предметом философии  является не одна  какая-нибудь  сторона

сущего. а всё сущее во всей полноте  своего содержания  и  смысла.  Философия

нацелена  не на то, чтобы определить точные границы  и внешние  взаимодействия

частями и частицами мира, а на  то,  чтобы  понять  их  внутреннюю  связь  и

единство.

      Мы можем с уверенностью сказать,  что основные усилия  осознавшей  себя

философской мысли, начиная с  Сократа,  направляются  к  тому,  чтобы  найти

высшее  начало и смысл бытия.

      Но что есть бытие? Что содержит  в  себе  данное  понятие?  Нельзя  не

заметить, что  во  всех  без  исключения  философских  системах  рассуждения

мыслителей  любого уровня интеллектуальной одарённости  начинались  с  анализа

того, что  окружает человека, что находится  в центре его созерцания и  мысли,

что лежит  в основании мироздания, что являет собой  мироздание,  Космос,  из

чего  состоят вещи и что представляют собой протекающие в  своём  бесконечном

многообразии  явления. Так сформировался ключевой вопрос философии  о  бытии,

и так  же сформировалось относительно устойчивое понятие того,  чем  является

бытие.

      Под бытием в самом широком  смысле этого слова имеется  в виду предельно

общее о существовании, о сущем вообще.  Отдельные  вещи,  процессы,  явления

возникают и исчезают, а мир в целом  существует  и  сохраняется.  Констатация

факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

      Впервые этот термин-термин «Бытие»  -ввёл античный философ Парменид ( V-

|V вв. до  н.э.). Определяя бытие как истинное  сущее, Парменид учил, что оно

не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во  времени.

Вообще  же  для  античной  философии  в  той  или  иной   мере   свойственно

нерасчленение  бытия и мышления  во   всех   аспектах;   гносеологическом,

онтологическом  и этическом.

      Наступление  христианской  эры   соединило  философию   с   интенсивным

богопознанием,   соотношение   Бога   и   бытия   подвергалось   тщательному

продумыванию.

      В средние века оформилось  онтологическое  доказательство  бытия  Бога,

состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.

      В эпоху Возрождения и особенно  в Новое время  происходит  секуляризация

философии. Для данной эпохи  характерна  «объективизация»  понятия  бытия  и

одновременно  развитие субъективистских концепций.

      Здесь следует подробнее остановиться  на  неком  «революционном»   этапе

формирования  философской мысли и связанном  с этим решении проблем бытия.

      Для  Европы,  её  культуры  и  европейского  сознания,   X|X   век-век

классический. Таковым он стал и для европейской  философии.  Первая  половина

века  прошла  под  знаменем  творчества  классиков  немецкого  идеализма:  И.

Канта, И.Г.  Фихте,  В.Ф.  Шеллинга,  Л.  Фейербаха.  Огромным  открытием  в

немецкой  классической философии, неким поворотным пунктом  в  мышлении,  как

способе познать вещи, сущность бытия и  окружающего мира,  осознании  роли  и

места   индивидуума   во   всемирно-историческом    процессе,    какпроцессе

становлении бытия является создание диалектики ,  как  науки,  как  системы,

как логики. Заслуга  эта  принадлежит  Г.  Гегелю,  на  философской  системе

познания  бытия которой и хотелось бы подробнее  остановиться. 

              Учение Гегеля о бытии, как  часть «Науки логики». 
 

      Георг Вильгельм  Фридрих   Гегель  (1770-1831)  –  крупнейший  немецкий

философ-идеалист. В  философии  Гегеля  немецкая  идеалистическая  философия

конца 18-го – начала 19-го вв. достигла своей  вершины.

      Гегель родился в Штутгарте.  В 1788-93 гг. Гегель учился в Тюбингенском

университете, по окончании которого служил домашним учителем   в  буржуазных

и аристократических  семьях:  в  начале   в  Берне  (  1793-96  ),  затем  во

Франкфурте  на Майне. В 1801 г. Гегель переехал в Иену  и вскоре приступил  к

преподавательской деятельности  в  университете.  Здесь  в  1806  г.  Гегель

закончил  своё  первое   крупное   произведение-«Феноменология   духа»   уже

содержавшее основные идеи его философской системы.

      Как известно «Феноменология  духа»  является  введением   к  гегелевской

философии в целом. В результате «являющегося», «феноменологического  знания»

Гегель  приходит к выводу, что основой  мира  является  абсолютная  идея.  Она

развивается по принципу триады: тезис-антитезис-синтез,  выступая  сперва  в

виде  чистых логических сущностей затем  в форме инобытия, идеи или  природы,

и, наконец, в различных формах конкретного  духа.  Соответственно  получается

три части  системы: логика, философия природы, философия духа.

      Логическое учение излагается  Гегелем в «Науке логики» (так   называемая

«Большая  логика»),  первой  части  «Энциклопедии  философских  наук»   (так

называемая  «Малая  логика»)  и  популярно  в   «Философской   пропедевтике»

(лекционный  курс Гегеля, который он читал  для гимназистов в  Нюрнберге).  «В

обычной  энциклопедии   науки   эмпирически,   в   том   виде,   каком   они

существуют…Философская  же энциклопедия есть наука раскрывающая  необходимую,

определённую  понятием  взаимосвязь  и  философское  происхождение  основных

понятий и принципов наук.( Наука в целом  делится, по мысли  Гегеля,  на  три

части-логику, науку о природе, науку о духе –  три  ступени  системы  Гегеля

упоминавшиеся выше. Логика – наука о  чистом  понятии  и  абстрактной  идее;

природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию,  дух

– снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.

      Логика в системе Гегеля занимает  центральное место. И это понятно:  её

предметом  является  сама  абсолютная  идея  как  система  саморазвивающихся

категорий,  составляющая  основу  всей  действительности.  Согласно  Гегелю,

система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения,  есть

форма, в которой понятие обретает конкретность. Простой  механический  набор

понятий   не   передаёт    всей    сложности    реальных    отношений,    их

взаимообусловленности и взаимопереходов.  Задача  Логики  – обнаружить  эту

реально существующую систему отношений, лежащую  в основе как  бытия,  так  и

тождественного  с ним сознания.

      Система категорий даёт возможность  понять не только мир как  целое,  но

и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или  иной  категорией.

Но категории, не имеющие род или видовое  отличие, можно осмыслить  только  в

сопоставлении друг с другом, во  взаимных  переходах,  т.е.  в  определённой

системе, каждое звено которого связанно с  остальными.  И  поскольку  в  этом

диалектическом  развитии категорий  «угадывается»  действительная  диалектика

вещей, то идеалистическая диалектика  Гегеля,  систематически  изложенная  в

логическом  учении  в  виде  саморазвития  понятий,   приобретает   глубокий

рациональный  смысл.

      Логика Гегеля распадается на  учение  о  бытии,  учение  о  сущности  и

учение  о понятии. Изложение  приобрело  строгую  последовательность  потому,

что Гегель не только высказал идею субординации категорий,  но  и  правильно

указал  на общий её принцип – движение мысли от абстрактного  к  конкретному,

т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты к полноте содержания.

              Логика,  таким  образом,  начинается  с  характеристики  самых

абстрактных категорий бытия. Вначале предмет, если  мы  отвлечёмся  от  всех

его определений, только есть, и мы знаем о  нём  только  то,  что  он  есть.

Поэтому началом движения всех логических категорий  будет чистое  бытие.  Это

самая пустая абстракция, совершенно лишённая  определений  и  потому  равная

Информация о работе Гегель о бытие