Гегель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. по праву считается творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Концепцию Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи.

Содержание

Введение
1.Биография Гегеля……..……...………..……………………………………….4
2. Философия Гегеля……………………………………………………………..7

3.Философская система……………………………………………………….....15
4.Законы диалектики Гегеля…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 50.63 Кб (Скачать)

 

Новосибирск 2011

 

 

Содержание

Введение

1.Биография Гегеля……..……...………..……………………………………….4

2. Философия Гегеля……………………………………………………………..7

 

3.Философская система……………………………………………………….....15

4.Законы диалектики Гегеля…………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вершиной немецкого идеализма  первой половины XIX в. по праву считается  творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).  
Концепцию Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.  
Предметом исследования данной работы является творчество выдающегося немецкого философа-идеалиста Георга Гегеля. В данной работе будут освещены философские и психологические аспекты философии Гегеля, его творчество, а также рассмотрен вклад в философию и психологию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография.

 

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель 

(Georg Wilhelm Friedrich Hegel) (1770-1831), немецкий  философ, родился 27 августа 1770 в Штутгарте. Его отец был офицером дохода с гражданской службой, и он был протестантским воспитанием.  Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").

После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет  вначале тезисы ("Предварительные  тезисы диссертации об орбитах планет"), а затем и саму диссертацию "Планетные  орбиты" ("De orbitis planetarum") и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному  праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим  успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни  философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим  в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором  они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных  работ, "Феноменологию духа" ("Phanomenologie des Geistes", 1807), после опубликования  которого отношения с Шеллингом  были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской  системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул  Йену, не пожелав остаться в захваченном  французами городе. Он оставил должность  в университете, оказавшись в трудных  личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два  года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора  классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в  Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения  с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию  духа и обзорный курс философских  наук; ему также приходилось вести  уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон  Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал  появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть  гегелевской системы — "Наука  логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).

В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив  приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал  его соперник по Йене Якоб Фриз. В  Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен  учебник "Энциклопедия философских  наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в  Берлинский университет на место, которое  когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения  и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии  опасный дух мятежа, бродивший  в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в  Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии  и других европейских стран устремились  в Берлин. Гегелевская философия  права и государственного строя  все более становилась официальной  философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей  заимствовали свои взгляды на государство  и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ  находился на вершине успеха, когда  скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой  Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине  в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после  смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли  не только работы, опубликованные при  жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в  свет знаменитые лекции по философии  истории, а также по философии  религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами "Словаря Гегеля" (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 года после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 год работой Архива руководил О.Пёггелер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия Гегеля.

 

Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого  идеализма явилась философская  система Гегеля. Ее разработке посвящены  все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия  философских наук» (1817). Введением  к гегелевской философской системе  служит его «Феноменология духа», где  Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания — от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой  все внешние предметы оказываются  полностью преодоленными и дух  мыслит только собственную сущность.

Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» — первая и важнейшая часть системы  Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического  содержания, кроме себя самой, кроме  своих форм. Логика предшествует истории  и природе, она их творит.

Логика делится на три  части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей  всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее —  чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное  вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное  бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс  становления абсолютной идеи. «Определенное  бытие» на следующей ступени выступает  как «нечто определенно сущее», или  качество. Категория качества развивается  в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В  учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности» [1].

От бытия, понимаемого  как явление, Гегель переходит к  более глубоким, внутренним закономерностям  — к: сущности. Основным содержанием  этой части является рассмотрение Гегелем  закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие — это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений  между ними. Противоречие нуждается  в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении  основания и следствия, формы  и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности  и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод  о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике  всякого изменения и развития [2].

По Гегелю, познание отношения  тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует  о развитии явления. В учении о  сущности Гегель также дает определение  действительности как «единства  сущности и существования». Сама же сущность — это «основание существования». С первых же параграфов учения о  сущности Гегель отвергает представление  о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой  совершается развитие в области  бытия и сущности, осознается в  понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода — это  осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При  этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский  метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с  объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством  понятия и предмета.

От логики Гегель переходит  к философии природы. Созидательницей  природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» —  природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря  глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о  взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире [1].

       

Третья ступень развития абсолютной идеи — дух. который тоже в своем развитии проходит три  стадии: субъективный дух, объективный  дух, абсолютный дух. Субъективный дух— это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как  таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным  волеизъявлением, а система права  есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух  находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском  обществе и государстве [2]. Абсолютный дух — это вечно действительная истина. Он проходит три ступени  развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, — это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия  своим источником откровения имеет  Бога. Философия есть высшая ступень  развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в  искусстве и религии. В философии  идея познает саму себя, она возвышается  до своего «чистого принципа», соединяет  конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия — это  мир, схваченный мыслью, а сам мир  есть абсолютная идея, то происходит «желаемая  завершенность» развития абсолютной идеи [3].

Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную  жизнь в гегелевской философской  системе. Его система — это  объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает  природу и общество. Система построена  на основе *триады» — тезиса —  антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую  систему строгой, четкой, с одной  стороны, а с другой — позволяет  Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность  знаний.

Его философская система  вбирает в себя логику и философию  природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию  государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию  истории и др. Она вбирает в  себя диалектику как систему принципов  законов и категорий. Однако его  философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный  характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а  в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход  старого в новое, превращение  каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между  всеми процессами в мире.

Правда, Гегель разработал идеалистическую  форму диалектики: он рассматривает  диалектику категорий, их связи и  переливы друг в друга, развитие «чистой  мысли» — абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения  противоположностей: поскольку явление  противоречиво, оно обладает движением  и развитием. У него каждое понятие  находится во внутренней необходимой  связи со всеми остальными: понятия  и категории взаимно переходят  друг в друга. Так, возможность в  процессе развития превращается в действительность, количество — в качество, причина  — в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных  категорий — формы и содержания, сущности и явления, случайности  и необходимости, причины и следствия  и т.п.

Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения  и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме  и по содержанию не нуждаются в  чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени  развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия  и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется  во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней  идет речь, мы уже находим также  и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас  окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики» [1].

Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему  категорий диалектики. Определения  категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем  воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество  есть определенно сущее», «мера —  это качественное количество или количественное качество», «действительность — единство сущности и существования», «случайность — то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др. [2]

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в  друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через  диалектику категорий он рассматривает  механизм действия основных законов  диалектики. Вещь есть то. что она  есть благодаря своему качеству. Теряя  качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество — это внешняя для бытия  определенность, характеризует бытие  со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее  или темнее [1]. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон — взаимопроникновение  противоположностей — позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо  в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях  мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Наконец, закон отрицания  отрицания. В нем Гегель видел  не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как  антитезис противополагается самой  себе и, наконец, сменяется синтезирующей  высшей мыслью. Гегель рассматривает  природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании  положительного из отрицаемого.

Гегель ввел диалектику в  процесс познания. Для него истина — это процесс, а не раз и  навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает  с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки  дает «картину абсолютного», но еще  ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий — это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед  нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных  идей.

Противоречие между методом  и системой. Триумфальное шествие  гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи  Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский  диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская  система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы  не уяснили до конца значения философии  Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его  идеализма.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую  систему. Уже этими своими чертами  она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем  идея всеобщего и непрекращающегося  развития в его системе полностью  не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось  Прусским государством и гегелевской  философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце  развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного  и бесконечного. К тому же, когда  Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо  полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям  философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось  конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Эти противоречия были сняты  К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда  они осуществили преодоление  гегелевского объективного идеализма  и разработали новую форму  диалектики — материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошла такая  догматизация марксизма, которая, как  и в гегелевской философской  системе, вела к утверждению мысли  о «вершине» философского знания. Но теперь уже в форме философии  марксизма, которой единственно  был приписан статус науки, что якобы  отличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.

Социалыю-философские концепции. Социально-философские концепции  Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня  звучат очень актуально, помогают через  категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной  собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного  сознания и др.

В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных  с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В  своем анализе общественного  строя Гегель пошел дальше своих  предшественников. Он подчеркивал большую  роль орудий производства, экономических  и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных  событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку  они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории  есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гражданское общество, в  его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов  отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция  и кооперация [1]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для  гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум. Гражданское  общество — это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство —  разумно, оно есть основание гражданского общества [1]. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием  буржуазного строя, при этом философ  говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической  и политической сфер гражданского общества. И хотя государство — это «шествие Бога в мире», он признает возможность  плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным [2].

Гегель дает различные  трактовки государства: государство  как идея свободы; государство как  единый организм; государство как  конституционная монархия; государство  как «политическое государство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее  государства».

Гегель соглашается с  идеями Локка и Монтескье о  разделении властей в государстве, где гарантируется публичная  свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера  и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности  властей и их взаимного ограничения  ложной, поскольку при таком подходе  предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что  соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его  членов. В господстве целого, в зависимости  и подчиненности различных властей  государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет  государства [3]. Гегель критикует демократическую  идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

К социально-философским  и философско-историческим проблемам  гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.



Система Гегеля 
 
В развитом виде содержание философской системы Гегеля, сжато изложенное в "Энциклопедии философских наук" (1817), состоит в следующем В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее - в самопознании.

В своем  развитии абсолютная идея проходит три  этапа:

развитие  идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - "Логика", где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных  и переходящих друг в друга  логических категорий;

развитие  идеи в форме "инобытия", т.е. в  форме природы - "Философия природы". Природа служит лишь внешним проявлениям  саморазвития логических категорий;

развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в "духе" - "Философия духа". На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах  человеческого

 1. Логика. Занимает центральное место и по своему содержанию, т.к. в ней субъектом и объектом выступает одно и тоже начало – мышление, – и по форме, т.к. в ней абсолютная идея пребывает в своей родной стихии – в сфере логического, которое совпадает с истинным.

Логика, которая учит человек мыслить, - лишь «субъективная» логика (учение о  понятии). Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Это не логика человеческой мысли, а  логика не зависящей от человека действительности, логика «доприродного» состояния Абсолютной идеи.

Абсолютная идея Гегеля и Бог  христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии  непрерывного развития.

Принципами логики выступает метод  восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического  и логического. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума (все действительное разумно, все разумное действительно).

2. Философия природы. Смысл и значение природного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.

3. Философия духа. 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека. Ф.д. охватывает все проявления социального и духовного мира: индивид. и обществ. сознание, всемирную историю и государство.

Учение о субъективном духе изображает становление индивидуального знания, его телесных, душевных и интеллектуальных органов.

В учении об объективном духе рассматривает  социально-политическую жизнь, в рамках которой абсолютная идея проходит через  ступени права, семьи, нравственности (в состав которой включает семью, гражданское общество, государство). Развитие общества он трактует как  прогресс в сознании свободы, который  необходимо познать в его внутренней необходимости.

В учении об абсолютном духе рассматривает  диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии. Философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцания, религия –  в форме представления, и лишь в философии а.и. обретает абсолютную форму – понятие.

 

 

Основное достижение Гегеля это создание на объективно-идеалистической  основе систематической теории диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного  движения в области чистой мысли  в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние  инобытия — в природу, его возвращения  к себе в человеке в формах психической  деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного  духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство ) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Диалектика Гегеля.

Гегель подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.

Значение ф-ии Гегеля заключалось  в том, что в ней в систематической  форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий  ему диалектический метод исследования.

Информация о работе Гегель