Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:
Политические,
социально-экономические,
экологические
демографические и научно-технические.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

имени академика  Д.Н. Прянишникова»

 

 

 

                                                                                       Кафедра философии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия»

На тему «Глобальные проблемы современности»

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   



 

 

 

г. Пермь. 2013 г.

 

Глобальные проблемы современности

    С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

  • Политические,
  • социально-экономические,
  • экологические
  • демографические и научно-технические.

Выделяют также такие глобальные проблемы  как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы.  

В суммарном виде могут  быть выделены три основные группы глобальные проблемы

1) Проблемы предотвращения  мировой термоядерной войны, обеспечения  безопасности людей, устранения  экономической отсталости отдельных  стран, ликвидации голода, нищеты  и неграмотности. 

2) Проблемы, возникшие  в результате взаимодействия общества и природы. Необходимы беспрецедентные усилия по предотвращению загрязнения окружающей среды и сохранению ее качества; рациональное использование наличных природных ископаемых и поиски новых энергетических ресурсов; обеспечение человечества сырьем и продовольствием; освоение океана и космического пространства и др.

3) Проблемы, обусловленные  отношением человека и общества: возникли задачи ограничения  стремительного роста населения;  предвидения и предотвращения  отрицательных последствий научно-технического прогресса, ведущих к биологической деградации человека; борьбы с распространением алкоголизма и наркомании; совершенствования здравоохранения и образования и др. глобальные проблемы, будучи порождены ходом предшествующего общественного развития, достигли необычайной остроты к началу 21 в. в силу крайне усилившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития различных государств. Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы.

    Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой. Последовательное разрешение глобальные проблемы предполагают ликвидацию социальных антагонизмов, установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на эволюционный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования, сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических и теоретических положений и представлений.

Таким образом, глобальность этих проблем вытекает не из их "повсеместности" и тем более не из "биологической  природы человека", как утверждают многие идеологи, а из все возрастающей интернационализации всей общественной деятельности на Земле, вследствие чего они прямо или косвенно затрагивают человечество в целом.

Всем глобальным проблемам  общественного развития свойственна  мобильность, ибо ни одна из этих проблем  не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).

Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи  и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

При выявлений взаимосвязи  глобальных проблем общественного  развития важно исключить ряд  заблуждений. Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах. современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека и др. Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако., они не могут быть со всей определенностью названы глобальными. Глобальные проблемы - не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным Образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.

В современной научной  литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к  предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.

Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части  мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня - это действия завтра. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты ..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.

Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа  человеческой истории. Так, М. Месарович - видный деятель Римского клуба - международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, - в одном из своих докладов (Ганновер,1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

  • снижение роста численности населения Земли;
  • сокращение использования не возобновляемых ресурсов;
  • уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;
  • уменьшение неравенства;
  • -устранение голода и бедности.

При этом в его докладе  отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить.

Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как  являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего  сообщества людей, пусть и в разной степени.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему  человечеству, если немедленно не будут  решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и  философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим  внимание прежде всего на то, что  все они К. Лоренцом называются "смертными  грехами" нашей цивилизации. Это  весьма показательно. По мысли К. Лоренца  именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем.

Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.

Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд. очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: "Природа - не храм, а мастерская и человек в ней - работник". (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе - взять у нее как можно больше - не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.

Разрушение внешней  природы связано и с ускоряющимся развитием техники - третьим грехом человечества, - которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство .

Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху  современного общества - изнеженности человека, исчезновению всех его сильных  чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, - отмечает К. Лоренц, - спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.

Постоянное бездумное  использование средств фармакологии, ухудшение условий природной  среды способствуют появлению пятой  проблемы-процесса сегодняшнего общества - генетической деградации человека - росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.

Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция - это  нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, - обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая "национальную ненависть", Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня.

Чрезвычайно опасным  для современного общества, по К. Лоренцу, является и седьмой грех - возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала

И, наконец, ядерное оружие - восьмой грех, который согласно К Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем Действительно, современное  мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих его производство и испытания И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия

Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее "кричащих" проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все "болевые точки" нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит - таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.

Информация о работе Глобальные проблемы современности