Глобальные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:39, контрольная работа

Описание работы

Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.
С недавних пор стало популярным выражение в средствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------2
1. Глобальные проблемы-------------------------------------------------3
2. Проблема семьи---------------------------------------------------------5
3. Проблема бедности-----------------------------------------------------7
4. Проблема войны и мира-----------------------------------------------9
5. Экологическая проблема-----------------------------------------------11
6. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму--------12
Заключение--------------------------------------------------------------------14
Список литературы-----------------------------------------------------------15

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 36.75 Кб (Скачать)

     Содержание 

   Введение----------------------------------------------------------------------2

  1. Глобальные проблемы-------------------------------------------------3
  2. Проблема семьи---------------------------------------------------------5
  3. Проблема бедности-----------------------------------------------------7
  4. Проблема войны и мира-----------------------------------------------9

   5. Экологическая проблема-----------------------------------------------11

    6.  Глобальные  проблемы – вызов человеческому  разуму--------12

    Заключение--------------------------------------------------------------------14

    Список литературы-----------------------------------------------------------15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                 Введение 

   Во  всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается  проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

   С недавних пор стало популярным выражение в средствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

   В нынешних условиях у цивилизации два пути дальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый». Но по многим признакам проблема выбора пути сейчас мало кого интересует. Глобальные проблемы имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира, они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести:

  • проблема сохранения мира на Земле;
  • проблемы экологии;
  • сохранения мира;
  • преодолении нищеты, голода, неграмотности;
  • продовольственная проблема;
  • проблема народонаселения.

      И это лишь малый список всех современных  признаков мирового кризиса. Все трудности человечества сплелись в один запутанный клубок – одна проблема

дополняет другую и не может без неё существовать...

     1. Глобальные проблемы

     Наш век стал веком глобальных проблем. Глобальные проблемы — это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества: экологический кризис, порождаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу; нарастающее исчерпание невозобновимых природных ресурсов, стремительный рост численности населения в бедных странах и резкое падение рождаемости в странах развитых.

     В настоящее время ко всем этим бедам  добавилась еще антропологическая катастрофа: повреждение генофонда и как следствие этого — появление все большего числа умственно отсталых и физически неполноценных детей. Это вызвано и загрязнением окружающей среды, в том числе радиоактивным, и ростом потребления алкоголя, и уничтожением лучших людей общества. В России был истреблен цвет нации: сначала дворянство и купечество, затем наиболее инициативная и энергичная часть крестьянства, творческая интеллигенция. Огромный ущерб генофонду был нанесен войной, голодом и репрессиями: первыми погибали всегда самые лучшие, самые инициативные, самые талантливые.

     Глобальные  проблемы называются так потому, что  нет ни одной страны в мире, которых  они так или иначе не касались бы — и еще потому, что решить их можно только общими усилиями всех стран вместе.

     Еще одной глобальной проблемой стал международный терроризм, который угрожает всему цивилизованному человечеству. За вспышками насилия, убийствами заложников, взрывами домов с людьми в разных странах стоит, возможно, целая разветвленная организация, финансируемая крупными промышленными группами или даже целыми государствами. Борьба с международным терроризмом стала самой важной глобальной проблемой современности, для её решения объединяются сейчас все демократические государства мира. 

Глобальной  проблемой стали современные  средства массовой коммуникации. Телевидение и радио не только распространяли информацию, но были и мощным орудием культурного образования народа. Но за последние 20 лет во всех развитых странах сформировалась такая система массовой коммуникации, в которой все централизовано и монополизировано.

     Раньше  разные группы людей в разных странах  могли интерпретировать происходящее по-своему. Теперь все информационные потоки распространяются по всему миру по существу из одного центра и чаще всего дают искаженные интерпретации происходящего. Подавляющее большинство коммуникационных потоков производится или контролируется узкой группой медийных олигархов. Глобальное общество в действительности перешло в руки владельцев гигантской «фабрики грез». Например, американский образ жизни становится доминирующим для всего мира. Американское кино, которое транслируется всеми телекомпаниями мира, в том числе и российскими, стоит недорого (почему и покупается всеми), а содержание этого «культурного ширпотреба», — почти сплошь кровь, насилие, непрерывные убийства и т.д.

     Для огромных масс людей весь мир сконцентрирован  на экране телевизора. Без телевидения никакие идеи не существуют, никакие политики не функционируют, никакие социальные движения неизвестны, если не показаны на экране. Сейчас политика — это то, что прошло через экран телевизора. Наша озабоченность уровнем преступности или экологией прямо связаны с тем, в каком объеме эти темы затрагиваются СМИ, прежде всего телевидением. Наше представление о значимости некоторого события, то есть о его «событийности», опять-таки возникает благодаря его демонстрации телеканалами. В этом смысле не только отдельные политики «делаются» телевидением; телевидением делается сама политика. Все это очень тревожные симптомы современного процесса глобализации.

     Мы  живем в эпоху массового функционирования развернутой системы «симуляров». Симуляры — это такие копии, или подобия, которые вытесняют собой оригинал, становятся важнее оригинала. Объект рекламы, например, имеет весьма отдаленное отношение к «реальному» предмету, продать который пытается коммерсант. Покупая его, мы покупаем не столько сам предмет, сколько его образ. Объекты наших стремлений (и, соответственно, покупок) имеют весьма отдаленное отношение к нашим реальным потребностям.

     Общество  как бы перестает существовать всерьез, симуляры, игра, фантомы поглотают всё. Возможно, это свидетельствует о конце человеческой истории, — если люди не найдут в себе силы обрести или открыть новые глобальные смыслы своего существования и предназначения. 

                                                   2. Семья

     Семья — клеточка мини-модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми — семья всегда оставалась.

     Семья исторически изменялась. В эпоху  матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто  не знал своего отца, вместо семьи были так называемые беспорядочные половые отношения. Затем власть перешла к мужчине, и отец стал заинтересован в том, чтобы точно знать, кто его дети, кому передать свое хозяйство, свой дом. Возникла парная семья. Она еще не была скреплена законами и легко распадалась и вновь образовывалась.

     С появлением государства и права  появились законы и о браке, и  постепенно в Европе начала складываться моногамная семья — один мужчина  и одна женщина. Однако в некоторых  мусульманских странах до сих  пор, особенно в деревнях, существуют полигамные браки. По мусульманским законам мужчине разрешается иметь до четырех жен, в некоторых странах еще больше. В Непале в первой половине XX века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохраняется моногамная семья. Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу. Семья, живущая в одном доме — это, согласно Л. Гумилеву, пример социальной системы. Все, кто относится к этой системе составляют семью до тех пор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, теща не разругается с зятем.

     Надо  отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону. Еще в начале XX века типичной для Европы была большая семья, все жили вместе: родители, родители родителей, дяди, тети, кузены, кузины и т.д. В настоящее время типичная семья — это родители (отец и мать) и один — два, максимум три ребенка. Дети, едва став взрослыми, стараются как можно раньше уйти из семьи и завести свой дом, жить самостоятельно. В странах Запада это вообще стало правилом: сын или дочь, достигнув совершеннолетия, отделяются и живут, стараясь экономически не зависеть от родителей, и родители не рвутся им помогать, считая, что они должны сами пробить себе дорогу в жизни.

      

     Счастливых  семей, то есть верных подлинно, в сердце, — гораздо менее, чем думают. Буквально это есть редчайшие исключения, но они есть, и, присматриваясь там и здесь, сейчас можно узнать такую семью. Это — оазис, заброшенное живое зерно среди мертвой  ткани брака, она никуда не спешит, ни к кому не «собирается» и к себе никого не «ждет». В ней есть какой-то свой собственный свет, тепло, поэзия. Часто это бывают молчаливые семьи, то есть все шумливое или, по крайней мере, все суетливое исключено из них, их члены «копаются» друг около друга, то есть заняты каждый своим делом, но «около» друг друга, непременно в физическом почти касании. Такие семьи сбиты в «кучку» здесь есть и свет, и теплота живого характера: это даже заметно по несобранности, всегдашнему отсутствию «парадности». Долго и внимательно изучая их психический склад, всегда можно заметить, что — в инстинктах ли, в догадках или в какой-то теплой атмосфере дыхания, — но у них «религиозность» и «святость» брака продвинута несколько дальше, чем обыкновенно, и несколько вглубь... Например, у них заметно религиозное чувство детей — религиозное чувство самого рождения. Это сказывается в записочке, извещающей о «прибавлении семейства», в способе приглашения на «крестины», неуловимо — но с какой-то торжественностью во всем этом, вовсе отсутствующей в пассивных семьях, где рождение почти также скрывается, оно составляет такую же «неловкость», как и венчание. Без света религии в таинственных «завязях» бытия своего, человек неудержимо стал загнивать в них, и «европейская» цивилизация, именно только «европейская», неудержимо расплывается из «пассивного» брака просто в проституцию. Нет огня, нет таинственного и жгучего огня стягивающего человека в «брак», — это так очевидно и это очевидно только в Европе, с ее начинающимся «вырождением»! Мы изнутри похолодели, залив внутри себя святой очаг и на месте священных ему жертвоприношений устроив своз нечистот. Вот узел европейской цивилизации, наших философских дефектов, и скорбей нашего дня... 
 
 

                                          3. Проблема бедности

    

     Доля населения развивающихся  стран на нашей планете составляет 4/5 от всего населения, а к  середине XXI века составит 9/10 (прогноз). Эти цифры очень тревожны!

   Они свидетельствуют о явно неблагополучном  положении дел в современном мире. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни. Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается.

   Очень остра жилищная проблема: 3/4 населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов.

   Но  что же мешает развивающимся странам  преодолевать их отсталость? Причин на это несколько.

   Прежде  всего, следует иметь в виду, что это – аграрные страны. На их долю приходится свыше 90 % сельского населения мира, но как это ни парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

   Другая  причина необходимость осваивать  новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия  в мировой торговле. Однако она  деформирует экономику этих стран.

   Еще одна причина отставания развивающихся  стран – использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

   Ещё существует и такая причина, как полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры. Даже несмотря на то, что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

   Сегодня развитие производительных сил и  социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без  овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупные затраты и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Информация о работе Глобальные проблемы