Гносеологическая культура сотрудника полиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Актуальность темы. В период беспрецедентного динамизма социальных, экономических, политических и иных процессов, происходящих в обществе и государствах на всем постсоветском пространстве, общественное сознание и практика государственного управления не успевают адекватно реагировать на глобальные изменения в социально-политической, экономической и духовной сферах. Захлестнувшая в последнее время общество волна преступности породила у многих граждан страх и неверие в возможности государства обеспечить их защиту и выполнение программ экономических реформ. Такое положение позволяет достаточно обоснованно говорить о кризисе законности, одним из проявлений которого является снижение уровня эффективности деятельности правоохранительных органов.

Содержание

Введение
1. Гносеологическая правовая культура………………………….5
1.1 Профессиональная правовая этика…………………….6
1.2 Ценностно-мировозренческая культура полиции…….8
2. Профессиональное правосознание и правовая культура
сотрудника МВД…………………………………………………...9
2.1 Составляющие профессионального правосознания….9
2. 2 Профессиональное мышление работника МВД……...11
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Гносеологическая культура сотрудника полиции.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

 

                                        Московский Университет МВД

 

 

 

 

 

                                                           Реферат

                                         по дисциплине «Философия»

                                                           на тему:

                       «Гносеологическая культура сотрудника полиции»

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил:

 

                                                              Проверил:

 

 

 

 

 

г. Москва, 2012

 

 

 

 

                                              Оглавление

Введение

1. Гносеологическая  правовая культура………………………….5

         1.1 Профессиональная правовая этика…………………….6

1.2 Ценностно-мировозренческая культура полиции…….8

2. Профессиональное  правосознание и правовая  культура

 сотрудника  МВД…………………………………………………...9

2.1 Составляющие  профессионального правосознания….9

         2. 2 Профессиональное мышление работника  МВД……...11

Выводы

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гносеологическая культура личности сотрудника полиции является важным фактором в формировании общества XXI в. и влияет на все аспекты профессиональной деятельности. Процесс формирования гуманистической базы преобразований в России проходит в сложных условиях, обусловленных последствиями пережитых обществом политического, экономического, социального кризисов. Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Граждане России ожидают от правоохранительных органов эффективной борьбы с преступностью; работа органов внутренних дел должна отвечать новой ситуации; сотрудники полиции должны проявлять понимание многомерности феномена ценностно-мировоззренческой культуры, необходимой для осуществления прорыва на новый уровень культурного развития нации.

Проблема современного сотрудника полиции заключается, с одной  стороны, в том, что изменяются условия  взаимоотношений личности, общества и государства, которые нуждаются в научном осмыслении, а с другой – в обосновании необходимости направлять усилия на формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности сотрудника полиции уже в процессе. Осуществлять профилактику правонарушений, формировать духовно-нравственные качества личности, гражданскую определенность ценностно-мировоззренческой позиции способен лишь сотрудник полиции, обладающий указанными характеристиками, преданный отечественным идеалам и убежденный в социальной значимости своей деятельности. Принятие «Закона о полиции», согласно которому сокращаются репрессивные функции органов полиции, повышается гуманистическая составляющая их профессиональной деятельности, основанная на взаимодействии с населением, требует реорганизации МВД России, в том числе в русле разработки новых подходов к формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности сотрудника полиции

 Актуальность темы. В период беспрецедентного динамизма социальных, экономических, политических и иных процессов, происходящих в обществе и государствах на всем постсоветском пространстве, общественное сознание и практика государственного управления не успевают адекватно реагировать на глобальные изменения в социально-политической, экономической и духовной сферах. Захлестнувшая в последнее время общество волна преступности породила у многих граждан страх и неверие в возможности государства обеспечить их защиту и выполнение программ экономических реформ. Такое положение позволяет достаточно обоснованно говорить о кризисе законности, одним из проявлений которого является снижение уровня эффективности деятельности правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Гносеологическая правовая культура

 

 Гносеологическая правовая  культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

Гносеологический  аспект политико-правовой теории анализируется  в единстве с ее оценочно-ценностным аспектом. Хотя теория вообще и политико-правовая теория в частности всегда нацелена на познание объекта, на получение истинного знания о нем, однако в ней одновременно выражаются конкретно-исторические потребности, интересы, цели тех или иных социальных слоев, общества в целом. В процессе собственно познавательной деятельности "участвуют", а нередко и специально теоретически обосновываются определенные идеалы, требования социальных групп, партий и т.п. Они могут приобретать общесоциальное звучание.

В связи с этим затрагивается вопрос о культурной ценности (культурно-ценностном аспекте) политико-правовой теории. Автор считает, что она обусловлена выраженным в данной теории созидательным, гражданственным отношением к политико-правовой действительности и перспективам ее развития. При этом в гносеологическом аспекте показателем культурной ценности политико-правовой теории является степень ее истинности, научности, концептуальной разработанности.

Как таковая истина не зависит от познающего субъекта, от его ценностных ориентации. Но они  неизбежно оказывают влияние  на весь процесс познания и результаты этого процесса. Условия и возможности познания, так или иначе, преломляются в постановке и решении политико-правовых проблем

Существование профессиональной эпистемологии обусловлено исторически сложившимся разделением труда, групповыми интересами, традициями и стереотипами профессиональной деятельности. Разумеется, в любом виде деятельности могут возникать нравственные проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные требования. Это, прежде всего, профессии, объектом которых является человек. Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности создают “моральный кодекс”, закрепленный в клятвах, уставах, положениях и т.п. В связи с этим для представителей сотрудников полиции важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Нормы профессиональной этики создаются под непосредственным влиянием заинтересованных организаций. В них содержится больший элемент рационального познания, чем в общей морали, так как у указанной профессиональной группы технологически целесообразные и собственно-моральные стороны деятельности совпадают.

Профессиональная  мораль находится в тесной связи с общей моралью. Любые попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой определенного морального кодекса внеморальными установками (уставами, инструкциями), либо абстрактными декларациями. Эта связь глубинная, необходимая. Общие моральные нормы, принципы основательнее, существеннее улавливают перемены в общественных требованиях к деятельности конкретных профессиональных групп. Поэтому именно они прежде всего стимулируют обобщение нравственной практики и появление новых норм и запретов в профессиональной морали. Главной особенностью норм профессиональной морали является их рекомендательный характер.

 

   1.1 Профессиональная  правовая этика

 

Особое место  занимает профессиональная этика сотрудников  МВД, которая носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам МВД, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Кодекс чести, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).

 

Деятельность  сотрудников МВД носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Действия и решения различных подразделений органов внутренних дел затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности.

 

Профессиональная деятельность сотрудников МВД детально урегулирована законом. Соблюдение справедливости деятельности означает, что их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от закона (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким образом, профессиональная этика сотрудников МВД формирует ряд моральных требований. Основной императив профессиональной деятельности сотрудника МВД – защита прав человека на жизнь, свободу, имущество, отношение к человеку как к высшей ценности. Высокий профессионализм сотрудника МВД проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга. Успешная деятельность сотрудника МВД невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, гуманность, терпимость, и др.

 

Изучение профессиональной этики  способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников МВД и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости. Профессиональная этика, раскрывая гуманные начала правоотношений различных сфер жизни общества, оказывает позитивное воспитательное влияние на правоохранительную деятельность сотрудников МВД.

 

Анализ практики сотрудников полиции  свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от сети Интернет и компьютерных игр, секты, самоубийства – все эти девиантные явления являются сферой профессиональной деятельности современного сотрудника полиции. В Государственном стандарте Правоохранительная деятельность указана как область профессиональной деятельности, которая в своей основе опирается на ценностно-мировоззренческие критерии профессиональной деятельности сотрудников полиции. Ценностно-мировоззренческая культура характеризует профессионала в плане персональной социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации личности.

 

1.2 Ценностно-мировозренческая культура  полиции 

 

 Совокупность ценностных отношений  к избранной профессии и функциям  деятельности в сфере правоохранительных  органов, к окружающим людям,  представителям различных молодежных  субкультур образует профессиональную и гражданскую направленность персональной позиции сотрудника полиции. Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в профессиональной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразования и др.) самоотношения сотрудников полиции.

 

 Научно-теоретическая и поведенческо-волевая  готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная  компетентность личности могут объективно выступить как основные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления ценностно-мировоззренческой культуры полиции, определять уровень ее сформированности в процессе профессиональной деятельности. Это позволило обосновать компоненты, показатели и критерии сформированности ценностно-мировоззренческой культуры личности в МВД.

Таким образом, ценностно-мировоззренческая  культура сотрудников полиции –  это целостное профессионально-личностное качество, отражающее готовность и  способность будущего сотрудника полиции целенаправленно осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с субъектами социума. Ценностно-мировоззренческая культура  понимается как определенный уровень мышления и восприятия действительности, степень достижения уровня знаний ее законов функционирования общества.

 

2. Профессиональное правосознание и правовая  культура сотрудника МВД

 

2. 1 Составляющие профессионального  правосознания. 

 

Профессиональное правосознание сотрудника МВД включает:

 

знание законодательства и возможностей юридической науки.

 

Тот, кто не знает закона, не может  быть его блюстителем, охранять права  и свободы граждан;

 

убежденность в необходимости  и социальной полезности законов  и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и  справедливости.

 

Общество и государство не может  и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые  связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной  и защитой прав и свобод граждан;

 

умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

 

Профессионализм и справедливость торжествуют в правовой практике лишь тогда, когда сотрудник полиции как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретических и практических правоотношений.

 

Исключительно важное значение имеет  проблема преодоления правового нигилизма сотрудника МВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки работников-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

 

Разумеется, что культура профессионала  должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

 

 

2. 2 Профессиональное мышление работника МВД

 

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления  связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо связи в окружающем мире не может быть познаны органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в изменяющейся ситуации.

Информация о работе Гносеологическая культура сотрудника полиции