Г.С.Сковорода и его философские идеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

Григорий Сковорода родился в сотенном местечке Чернухи Лубненского полка, что в настоящее время в Полтаве, в небогатой казацкой семье. Обучался в Киево - Могилянской академии, и ее библиотека стала для него источником знаний. В студиях был первым, и все наилучшие похвалы принадлежали ему. Желание знать и познавать новые горизонты завело его в далекие края, а греческая, немецкая и главная латинская языки открывали ему двери к университетским зал, библиотек, выдающихся людей. После трехлетнего путешествия вернулся он в Украину, работал профессором в Переяславе, в Харькове, частно переводил

Работа содержит 1 файл

Сковорода.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Харьковский государственный  технический унивнерситет строительства и архитектуры

 

 

 

 

 

 

Наглядное пособие 

по философии 

на тему: «Г.С.Сковорода  и его философские идеи»

 

 

 

 

 

                                                            Сделала:  студент 1 курса

                                                                              группаТВ-12

                                                                              МеткаловаЕ.А

                                                         Проверила: доц.ЯровицкаяН.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Харьков2010 
Григорий Савич Сковорода ( 22 ноября (3 декабря) 1722, Чернухи, Лубненский полк — 29 октября (9 ноября) 1794, Ивановка, Харьков) — украинский просветитель-гуманист, философ, поэт, педагог.

Образование получил  в Киево-могилянской академии. Преследуемый светскими и духовными властями, с 1770-х годов вел жизнь путешествующего  нищенствующего философа.

Жизнь философа


Григорий Сковорода  родился в сотенном местечке Чернухи Лубненского полка, что в настоящее время в Полтаве, в небогатой казацкой семье. Обучался в Киево - Могилянской академии, и ее библиотека стала для него источником знаний. В студиях был первым, и все наилучшие похвалы принадлежали ему. Желание знать и познавать новые горизонты завело его в далекие края, а греческая, немецкая и главная латинская языки открывали ему двери к университетским зал, библиотек, выдающихся людей. После трехлетнего путешествия вернулся он в Украину, работал профессором в Переяславе, в Харькове, частно переводил Плутарха, писал свои произведения. О стиле его жизни из харьковского периода пишет первый биограф Ковалевский: «Вставал слишком рано, ел раз в день, без мяса и рыбы, был всегда веселым, сильным, подвижным, из всего довольный, ко всем добрый, всем готовый послужить. Уважал и любил добрых людей без разницы их состояния, наведывался к больным, развлекал грустных, делился последним с тем, кто ничего не имел».

На  исходе 70-х годов XVIII ст., после разных конфликтов с властями, Григорий Сковорода выбрал совсем новый и неизвестный до того стиль жизни, а именно — путешествие. И это путешествие длилось до самой смерти, почти тридцать лет. Была она полная приключений, окутанная переводами и легендами. В ней никогда не расставался философ с Библией, свирелью или флейтой и своими писаниями. Слава о нем шла везде, и каждый, то ли господин, или крестьянин хотел его увидеть и услышать. Поэтому аудитория его была очень многочисленна и разнородна, и все понимали его — спикера большой правды.

Слава о Сковороде шла  так далеко, что о нем узнала и царица Екатерина II, и пожелала его увидеть. Через своего поруччика Потемкина она послала Сковороде приглашения переселиться из Украины в Петербург. Посланец царицы залогов Сковороду на краю дороги, где он отдыхал и играл на флейте, а недалеко его паслась овца того хозяина, в которого философ задержался. Посланец передал ему приглашение царицы, но Сковорода, просто и спокойно глядя в глаза посланцу, заявил: «Скажите царице, что я не покину Украины — мне дудка и овца дороже царского венца».

Приятель и летописец Сковороды Ковалевский тоже удостоверял: «Когда писал Сковорода для своего края, то и употреблял порой украинского языка и правописания, употребляемого в украинском говоре. Он любил всегда свой прирожденный язык. Очень любил свой родной край, свою дорогую Украину и когда отлучался за ее границы, обязательно стремился скорее туда вернуться и желал там умереть. Он выражает это во многих местах своих произведений. «Всяк должен узнать свой народ и в народе себя».

Философия идеи Г.С.Сковороды

Среди философов XVIII века одним из выдающихся является выходец из Украины Григорий Савич Сковорода (1722—1794). Сковорода учился в Киево-Могилянской академии, через которую шло влияние на Русь католичества («латинства») из Польши и Литвы. Во время учебы он пел в хоре и, вообще, был натурой художественно-поэтической. Отказавшись от духовной карьеры, избрал путь странствующего проповедника-философа. Почти всю жизнь Сковорода странствовал с сумой, в которой лежали сухарики и Библия, из которой он в основном и черпал свою «философскую» мудрость. Он отличался большой начитанностью. Сковорода побывал во многих странах Европы.

Сковорода был глубоко  верующим человеком, но в то же время  он был необычайно свободным внутренне. «Философия» Сковороды сводилась в основном к аллегорическому толкованию Священного писания. В этом случае библейские сюжеты понимаются как аллегории, несущие в себе морально-этические поучения. Тем не менее, для своего времени Сковорода был выдающейся личностью и внес вклад в христианское просвещение на Руси.

Образованность  Сковороды была очень широка, из древних авторов Сковорода хорошо знал Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеку; очень внимательно изучил он и отцов Церкви (особенно Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова). Без преувеличения можно сказать, что философская и богословская эрудиция Сковороды была действительно очень велика и основательна. Однако, даже при беглом ознакомлении с сочинениями Сковороды чувствуется его бесспорная оригинальность, - не в том смысле, что он не испытал никаких влияний, а в том, что он всегда самостоятельно продумывает свои идеи (если даже они западали в его душу со стороны). Он был настоящий философ, впервые после 40 лет приступавший к изложению своей системы, которая, в общем, оставалась неизмененной до конца его жизни.

Изучению  философию Сковороды, надо указать, прежде всего, на то, что до сих пор  нет общепризнанного ее толкования. Сковорода становится философом, потому что его религиозные переживания требуют этого, - он движется от христианского своего сознания к пониманию человека и мира. Вообще Сковорода не знает никаких стеснений в движении его мысли, дух свободы имеет в нем характер религиозного императива, а не буйства недоверчивого ума. Это сознание свободы и есть свидетельство того, как далеко пошла внутрицерковная секуляризация, вдохновлявшая разум к смелой и творческой деятельности, - без вражды или подозрительности к Церкви. Если личные отношения Сковороды к Церкви вызывают иногда предположение, что Сковорода по существу ушел из Церкви, то это неверно. Сковорода был свободным церковным мыслителем, чувствовавшим себя членом Церкви, но твердо хранившим свободу мысли, - всякое же стеснение ищущей мысли казалось ему отпадением от церковной правды. О его чувстве к Церкви говорят решительно все его сочинения, мышление Сковороды никогда не отрывается от Библии, - и чем дальше зреет его мысль, тем глубже представляется ему смысл библейских повествований.

Внутренняя цельность  и бесспорная самостоятельность  философии Сковороды это - философия  мистицизма, исходящая из твердого чувства, что сущность бытия находится за пределами чувственной реальности. Хотя Сковорода не объявляет призрачным эмпирическое бытие, все же закрытая сторона бытия настолько отодвигает в тень эмпирическую сферу, что получается сильный крен в сторону мистицизма. Это именно мистицизм, потому что "подлинное" бытие открывается нашему духу лишь "во Христе", в той таинственной жизни, какая рождается от пребывания "во Христе". Нельзя говорить о чистом феноменализме Сковороды - он не объявляет призраком эмпирический мир, - но все же чувственное бытие для него есть лишь "тень", ослабленная, несамостоятельная реальность. Однако, "плоть" может противиться духу, что удостоверяет ее реальность.


Мистическая метафизика Сковороды  остается у него – главным образом  вследствие неразрешенности вопроса о соотношении универсального и индивидуального момента в "подлинном" бытии. Будучи теистом, он очень часто вплотную подходит к пантеизму; мечтая о преобразовании личности, он рисует такой путь для этого, в котором само начало индивидуальности начинает терять метафизическую устойчивость. В то же время Сковорода продолжает твердо держаться христианской метафизики, которая остается исходной основой его исканий. Сила Сковороды, ценная сторона его творчества, заключается в преодолении эмпиризма, в раскрытии неполноты и неправды чувственного бытия. В этом отрицательном моменте Сковорода твердо опирается на христианство, на те вдохновения, которыми его наполняет Библия.

Библия именно вдохновляет Сковороду, - поэтому  различные критические замечания его, направленные против буквального понимания Библии и настойчиво проводящие аллегорическое ее истолкование, решительно чужды рационалистической критике Библии, уже нашедшей свое яркое выражение в XVIII веке на Западе. Сковорода от христианства идет к философии. Было бы исторически несправедливо забыть о том, что Сковорода, отрываясь от чувственного бытия и уходя в изучение "подлинного" мира, движется вперед, как исследователь. Его смелые построения о том, что распад бытия на противоположности (добра и зла, жизни и смерти и т. д.) верен лишь для эмпирической сферы, не означает метафизического дуализма, иначе говоря, что эмпирические антиномии "снимаются" в мистической сфере, - все это есть именно исследование Сковороды, а не какое-либо безапелляционное утверждение.

Сковорода был  тверд в свободном своем творчестве, но решительно чужд всякому бунту: наоборот, им владеет убеждение, что он в  своем искании истины остается со Христом, ибо "истина Господня, а  не бесовская". Сковорода никогда  не отрывается от Церкви, но никогда и не боится идти путем свободной мысли. В истории русской философии Сковороде принадлежит, таким образом, очень значительное место, как первого представителя религиозной философии. Вместе с тем, в лице Сковороды, мы стоим перед бесспорным фактом внутрицерковной секуляризации мысли.                                                                                         Он выступал за интересы народа, призывал покончить с бесправием и невежеством трудящихся, но его решение социальных проблем носило утопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового общества Сковорода считал моральное начало. Сковорода выдвигал передовые для своего времени идеи о «сродном» (творческом) труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общественной жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках.

 

Смерть  Сковороды

О смерти Сковороды  записал Срезневский такое: «...Был распрекрасный день. К дидичу съехалось много соседей погулять и повеселиться. Должны были также на цели послушать Сковороды... За обедом был Сковорода необычайно веселый и говорливый, даже шутил, повествовал о своем прошлом, о своих путешествиях, опытах. Очарованные его красноречием восставали все от обеда, Сковорода исчез. Он пошел в садик. Долго ходил он по перекрестным тропинкам, срывал овощи и раздавал их мальчикам, которые работали в садике. Сверх вечера пошел сам хозяин искать Сковороду и застал его под ветвистой липой. Уже заходило солнце: последние его лучи пробивались сквозь гущу листьев. Из ризкалём в руке копал Сковорода яму — узкую, длинную яму. — «Что это, друг Григорий, чем то ты занят?» — спросил хозяин, подошедши к старику. «Пора, друг, закончить путешествие!» — ответил Сковорода — «и так все волосы взлетели из бедной головы от издевательств, пора беспокоиться!» «И, брат, глупость! Достаточно шутить, ходим!» — «Иду! Но я буду просить тебя впереди, мой благодетель, пусть здесь будет моя последняя могила». И пошли в дом. Сковорода недолго в нем остался. Он пошел в свою комнатку, переменил белье, помолился Богу и, подложив под голову свои писаные труды и серую свиту, лег, сложив крест-накрест руки. Долго ожидали его с ужином. Сковорода не появился. Второго дня утром к чаю тоже, к обеду так же. Это удивило хозяина. Он осмелился войти в Сковороду, чтобы разбудить его; однако Сковорода лежал уже холодный закостенелый». Это было 9-го ноября 1794 года. На кресте над его могилой, по просьбе самого Сковороды, написано: «Мир ловил меня, и не поймал...».


Его могила находится сейчас в селе Сковородиновка (ран. Ивановка, прежняя усадьба Андрея Ковалевского). К нему можно попасть, съехав из дороги Суммы Харькова возле поселка Максимовка (60 км. от Харькова). Дальше нужно ехать 18 км. к селу Сковородиновка.

 

 

 

 


Информация о работе Г.С.Сковорода и его философские идеи