Характеристика эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:44, доклад

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — 14—16 века.

Этот период был особенно выражен в таких странах как Италия. Нидерланды. Франция, Германия. Центром возрождения была Италия.

Содержание

Возрождение (ренессанс).
Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.
Возрождение – эпоха расцвета науки и искусства.
Философия эпохи Возрождения, основные черты.
Основные направления философии эпохи Возрождения.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

доклад1.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.). 

     Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

     Петрарка  вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

  • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
  • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
  • человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
  • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
  • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
  • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
  • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
  • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
 

     Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе": 

  • ниспровергал  церковные авторитеты;
  • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
  • в центр мироздания ставил человека;
  • верил в возможности человека и его разум;
  • отвергал аскетизм и самоотрешение;
  • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
  • был сторонником равенства мужчины и женщины;
  • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
 

     Неоплатонизм:

     Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

     Теоретики неоплатонизма:

  • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
  • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
  • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
  • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

     Наиболее  известными представителями неоплатонизма  эпохи Возрождения являлись Николай  Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. 

     Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

  • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
  • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
  • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
  • едины идея и материя;
  • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
  • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
  • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
  • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
  • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
  • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
 

     Джованни  Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

  • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
  • признать за человеком полную свободу выбора;
  • объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
 
 

     Натурфилософия:

     В период Позднего Возрождения ( XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

     Представители натурфилософии:

  • обосновывали материалистический взгляд на мир;
  • стремились отделить философию от теологии;
  • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
  • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
  • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

     Наиболее  яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас  Везалий, Леонардо да Винчи, Николай  Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. 

     Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.

     Везалий материалистически объяснил происхождение  мира, в центре которого ставил человека.

     Везалием  были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном. 

     Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

  • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
  • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
  • все космические тела движутся по собственной траектории;
  • космос бесконечен;
  • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
 

     Джордано  Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

  • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • число миров во Вселенной бесконечно;
  • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
  • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

     Идеи  Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г . 

     Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

  • изобрел телескоп;
  • с помощью телескопа исследовал небесные тела;
  • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
  • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
  • открыл спутники вокруг других планет;
  • исследовал динамику падения тел;
  • доказал множественность миров во Вселенной.

     Галилеем  был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:

  • наблюдении;
  • выдвижении гипотезы;
  • расчетах воплощения гипотезы на практике;
  • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
  •  
  1. Использованная литература
 
  1. Алексеев  П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии - М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004;
 
  1. Якушев  А.В., Философия: Конспект лекций - М.: Приор-издат, 2004;
 
  1. Кузнецов  В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005;
 
  1. http:// ru.wikipedia.org

Информация о работе Характеристика эпохи Возрождения