Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:41, реферат
Феноменологов же интересует само сознание, которое рассматривается не столько в качестве средства, сколько в качестве основного предмета подлинно философского анализа. Их особенно привлекают те характеристики сознания, благодаря которым, по их мнению, создается сама возможность восприятия реальности. Таким образом, интересы феноменологов в определенном смысле противоположны интересам представителей нефеноменологической философии, поскольку объектом феноменологического анализа является не реальность, а акты сознания, в которых конституируется эта реальность
1. Понятие экзистенциализма и история ее возникновения
1.2.Направления экзистенциализма
1.3. Проблема личности в философии экзистенциализма
2.Понятие феноменологии
2.1.Феноменологический метод
2.2.Основные положения феноменологии
3.Связь экзистенциализма и феноменологии
Наиболее крупные представители экзистенциализма в западной философии - М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Экзистенциональные и философско-антропологические идеи получили глубокое освещение в русской философии, прежде всего у писателя-психолога Ф. Достоевского, Л. Шестова, Н. Бердяева.
Заключение
Итак, основными вопросами, находящимися в поле внимания экзистенциалистов, являются:
– отчуждение человека – проблема, вышедшая на первый план с началом 20 века. Проблемы, принявшие глобальный характер (возможность ядерного взрыва, духовный, экономический, демографический кризисы, заставляют философов задуматься о будущем человечества. Их занимают вопросы поиска собственного Я, преодоления безысходности, обретения свободы, смысла жизни.
– проблемы бытия мира и человека. Философы – экзистенциалисты говорят о неотделимой целостности субъекта и объекта, бытие трактуется как непосредственно данная экзистенция, человеческое существование. Экзистенциализм доказывает, что человек есть, существует, является бытием и через его бытие строится и бытие всего окружающего мира.
– существование и сущность человека. Если сущность предшествует ее существованию, то сущность человека проявляется только в течение его жизни. Человек сам себя превращает в человека.
– человек – уникальное существо. Человеческое Я несводимо ни к духовным, ни к телесным составляющим. Глубже всего человек познает свою экзистенцию в пограничных ситуациях. (депрессия, болезнь, приближение смерти и т.п.). Именно в такие минуты человек может познать свое Я и обрести внутреннюю свободу.
Подводя итог вышесказанному, можно привести цитату из статьи М.К. Мамардашвиили: «Экзистенциализм – это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений (хотя и словопрений здесь много). Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности»[8].
Предмет философии составляют феномены сознания, открытые непосредственному (то есть очищенному феноменологической редукцией) созерцанию чистые сущности, всеобщности, смыслы, значения, которые образуют изначальные структурные намерения сознания, а затем проецируются науками в сферу эмпирического, благодаря чему становится возможным осмысленное познание мира, установление форм всеобщности, которые присущи предметному миру лишь как коррелянту чистого сознания. Такое понимание специфики и назначения философии сочетает объективный идеализм с идеализмом субъективным, рациональную конструкцию сознания с иррационалистическим видением внешнего мира.
Философия, понимаемая феноменологически, есть, прежде всего, метод, а не система. В качестве теории она устанавливает лишь принципы феноменологического подхода, которые должны быть применены как в науках, так и во всех других сферах человеческой деятельности. Поэтому наряду с феноменологической психологией, феноменологической социологией, феноменологической эстетикой и т.д. должны быть созданы феноменология восприятия, феноменология истины, феноменология религии и т.п.
Список литературы:
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г.
2. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:
Юристъ, 1996г.
3. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших
учебных заведений. - М.:Политиздат, 1989г.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
5. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1986.
6. Камю А. Избранное. – М., 1969.
7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.
8. М.К. Мамардашвили Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра // http://philosophy.ru/library/