Экзистенциализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы посвящена изучению философии экзистенциализма, а точнее проблеме человека в философии данного направления.
Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы двадцатого века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает свое особое учение, отношение к человеку и егосущности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
1.Экзистенциализм:основные проблемы философии………
2.Существование человека и его сущность как основная идея философии экзистенциализма………………………………………….
3.Человек как уникальное существо: основная идея философии экзистенциализма………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 31.24 Кб (Скачать)

 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Тема данной работы посвящена изучению философии экзистенциализма, а точнее проблеме человека в философии данного направления. 
Актуальность темы обусловлена тем, что философия существования играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы двадцатого века. Она характеризуется тем, что направлена и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.  
Однако, нужно отметить, что философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает свое особое учение, отношение к человеку и егосущности.  
Среди философов и писателей- экзистенциалистов выделяются такие личности как Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, С. Де Бувуар. Экзистенциальные мотивы можно встретить у таких выдающихся писателей прошлого века, как Т.Манн, Г.Гессе, Э.Хеменгуэй, Э.М.Ремарк.  
Цель данной работы, проанализировать основные течения философии экзистенциализма и попытаться выявить общую направленность - отношение к человеку.  
Задачи работы заключаются в изучении следующих аспектов философии существования:  
1.Общей направленности и проблематики данного направления.  
2. Существования человека и его сущности в философии экзистенциализма.  
3.Проблемы бытия человека и бытия мира.  
4. Человека как уникального существа. 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………………

1.Экзистенциализм:основные проблемы философии………

2.Существование человека  и его сущность как основная  идея философии экзистенциализма………………………………………….

3.Человек как уникальное  существо: основная идея философии экзистенциализма………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         1 Экзистенциализм: основные проблемы философии.

Экзистенциализм –  направление философии, главным  предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования  в окружающем мире.

Экзистенциализм как  направление философии начал  зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.    Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855).

    Он  поставил вопрос: почему философия  занимается таким большим количеством  всевозможных вопросов – сущностью  бытия, материей, Богом, духом, пределами  и механизмами познания – и  почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного  человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его  и не касающихся его насущной жизни  вопросах?

Кьеркегор считал, что философия  должна повернуться  к человеку, его  маленьким проблемам, помочь ему найти  истину, понятную ему, ради которой он мог  бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

    Философом были выделены понятия:

    1. неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
    2. подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
 
 
    1. Подлинное существование  и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:
    1. эстетическую;
    1. этическую;
    2. религиозную.

    -На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию.

    -На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

    -На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Факторы, способствовавшие возникновению  и развитию экзистенциализма.

Актуализации и  расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие  причины:

    1.нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

    2.бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

    3.опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); 

    4.усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

    5.распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

    6.бессилие человека перед природой техногенным обществом.

    Основные  проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Экзистенциалистская философия распространилась в ответ  на эти явления. Можно выделить следующие  проблемы, которым уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

    • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
    • поразительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
    • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
    • проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
    • проблема бессмысленности жизни;
    • проблема внутреннего выбора;
    • проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Лучшими представителями  экзистенциализма ХХ в., собственно создавшими его, были:

    Карл  Яспер (1883 – 1969);

    Жан-Поль Сартр (1905 – 1980);

    Альбер  Камю (1913 – 1960);

    Мартин  Хайдеггер (1889 – 1976).

2.Существование  человека и его сущность как  основная идея философии экзистенциализма.

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

         Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциальных философов XX века, по существу, не приглушается, когда анализ перемещается на почву философских абстракций. Но вот то обстоятельство, что экзистенциальная философия человека есть сложное и абстрактное учение, заслуживает быть отмеченным. Ибо сколько бы ни протестовали эти мыслители против "диктата" философских абстракций над "жизненным миром" действующего, страдающего человека, они сами, будучи философами, не могут, если бы и захотели, отрешиться от "стихии всеобщего", неотделимой от философии. Философские сочинения экзистенциальных мыслителей никак не менее классических произведений философии трудны для понимания. Правда, философы XX века нередко пытались "перевести" свои идеи на язык художественных образов, более близкий и доступный обычному человеку. Но и их художественные сочинения, где господствуют символические иносказания, шифры, где "живут" и "действуют" персо-нализованные идеи и ценности, тоже трудны для понимания. Для них нужны вдумчивые и терпеливые читатели, интересующиеся не просто сюжетной линией произведения, но именно судьбами и проблемами человеческого бытия. Такие читатели, как правило, находятся, и их немало. Экзистенциальный философ и писатель приглашает их к напряженному, но интересному и жизненно важному диалогу. О чем же он? Прежде всего, конечно, о человеческом существовании и его уникальных особенностях.  
    Ж. П. Сартр в работе "Экзистенциализм - это гуманизм" поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления - христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж. П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер - не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развертывания важнейших философских тезисов и обращенных к реальному человеку нравственно-практических выводов.  
    Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя,- в этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится. 

     Итак, экзистенциальные философы внушают читателю здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.  
Человек - своего рода "проект", который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности, драматизма.  
Ж. П. Сартр предвидит и разбирает возможные возражения против своей концепции - например, апелляцию к силе обстоятельств: обстоятельства-де были против меня - я не сделал и не делаю того дела, к которому предназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить, и т. д. Для экзистенциализма, говорит Сартр, нет способностей, тяготения к какому-либо делу вне их проявления. И если человек никого и никогда не любил, ни к кому реально не проявил дружеского расположения, значит, таких качеств нет и не было в его индивидуальном "проекте". Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности, - истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.  
X. Ортега-и-Гасет писал, что идея прогресса "усыпила" в европейце и американце то радикальное чувство опасности, которое и является субстанцией человека. Ибо если человечество прогрессирует с неизбежностью, из этого вроде бы вытекает: мы можем перестать быть настороже, отбросить все заботы, освободить себя от всякой ответственности и предоставить возможность человечеству неотвратимо вести нас к совершенствованию и к наслаждению. Человеческая история оказывается, таким образом, лишенной всякого драматизма.  
Мир экзистенциалистски ориентированного индивида - это свобода, на которую человек обречен. Причем на сколько-нибудь гарантированную опору индивиду рассчитывать не приходится. Человек свободен, он и есть свобода, пишет Сартр. Свободный выбор индивида - его удел, ответственность и его трагедия. Ситуация личностного выбора - излюбленная тема экзистенциальной философии. Она анализируется и на реальных жизненных примерах, и через образы и коллизии художественных произведений, и в абстрактном контексте философских сочинений. В классической философии, конечно, тоже шла речь о выборе, а иногда - о побуждениях и мотивах деятельности индивидов. Но по большей части интерес философов-классиков был сосредоточен на познавательных аспектах деятельности. В XX веке центр внимания философов явно переместился. Правда, они тоже обращаются к познавательным сторонам деятельности человека, но вот его сущность, проявляющуюся в реальном существовании, усматривают, главным образом, не в рациональных познавательных и познаваемых моментах.  
Возьмем пример: описание экзистенциалистами личностного выбора в ситуации фашистской оккупации и сопротивления - на нем они любили пояснять смысл категорий "экзистенция" и "выбор". (И не забудем о том, что "сопротивлению" они придавали весьма широкое значение, усматривая в нем человеческую судьбу и свободу человека. А. Камю так перефразировал знаменитое Coqito, "я мыслю" Декарта: я бунтую, следовательно, я существую. Участники молодежного движения социального протеста, распространившегося в странах Западной Европы и США в 60-х годах, любили ссылаться на эти - и не только эти - рассуждения экзистенциалистов, чьими идеями они были вскормлены.)  
Человек решает вопрос, покориться ли фашизму или встать в ряды движения Сопротивления. Какую роль играют здесь размышление, расчет - словом, рациональные моменты? Пожалуй, минимальную, считают экзистенциалисты. Речь ведь идет не о "всезнающих" ученых, а об обычных людях - а "трезвый расчет" их скорее склонял бы к коллаборационизму, особенно в первые годы войны, в занятой фашистами Франции, где еще не созрело массовое движение Сопротивления. Но те люди, что выбрали сопротивление, действовали вопреки расчету, который чаще всего, даже в нетерпимых ситуациях, "советует" не рисковать жизнью и ее благами. Они, конечно, могли рассчитывать и рассчитывали на помощь и верность других людей - на коллективную солидарность, на успехи антифашистской борьбы во всем мире. Это экзистенциалисты готовы признать. Однако именно в те дни и часы, когда человек в пограничной ситуации смотрит в лицо смерти, главную опору, подчеркивали они, он должен найти в самом себе, в своей экзистенции - только тогда его верность сопротивлению будет прочной. И так, продолжают экзистенциальные философы, обстоит дело в любой ситуации, когда человек борется за свободу, за свое сокровенное "Я" (свою экзистенцию), когда идет наперекор самым неблагоприятным обстоятельствам. Бытие человека, в центр которого помещено главное в нем - индивидуальная сущность, то есть экзистенция, в свою очередь становится первоосновой картины мира, создаваемой представителями экзистенциалистско-персоналистских направлений. Говоря философским языком, акцент переносится на онтологию, а в онтологии - на бытие человека
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экзистенциализм