Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:04, контрольная работа
Значение Элейской школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Антиномии пространства, времени и движения как определений действительно сущего были раскрыты элеатами с большим диалектическим талантом. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам.
Введение
Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Значение
Элейской школы в греческой философии
и в истории философии вообще чрезвычайно
велико. Элеаты явились сознательными
защитниками единства всего существующего;
они же открыли глубокие противоречия,
коренящиеся в обычном, основанном на
восприятии представлении о вселенной.
Антиномии пространства, времени и движения
как определений действительно сущего
были раскрыты элеатами с большим диалектическим
талантом. Наконец, элеаты первые вполне
отчётливо различили действительно существующее,
постигаемое мыслью, от явления, с которым
человек знакомится благодаря чувствам.
1 Элеаты
Элеатская школа — была основана в городе Элее, в Южной Италии, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Город Элея (другое название Велия) основан фокейскими выходцами, бежавшими от персидского господства, и долго процветал благодаря мудрым законам, данным ему Парменидом, учеником Ксенофана. Известен рассказ о том, как Зенон, ученик Парменида, будучи обвинен в стремлении к ниспровержению государственного порядка, установленного Неархом (тираном, захватившим власть), откусил себе язык, дабы не назвать под влиянием пыток своих сообщников.
Город
Элея никогда не приобрёл бы славы,
если бы в нём не расцвела философская
школа, имевшая таких представителей,
как Ксенофан, Парменид, Зенон и
Мелисс. Ксенофан в поэтической форме
боролся с антропоморфизмом и политеизмом
греков, стараясь провести идею единства
всего существующего и тождество единого
с Божеством.
Заключение
Нельзя
утверждать, что элеаты справились
с задачей, поставленной ими, правильно
представили отношение единства к множественности
или нашли выход из антиномии ограниченности
и бесконечности бытия. Решение этих вопросов
не может быть выведено из начал элеатской
философии. Вполне естественно поэтому,
что элеатская школа постепенно переходит
в эристику, софистику и сливается с другими
направлениями. Главнейший недостаток
Элейской школы заключался в том, что,
будучи по направлению чисто метафизической,
она в то же время желала быть и учением
натурфилософским и смешивала понятия
двух порядков. Тем не менее, влияние элеатов
велико. Их понимание истинно сущего отразилось
на Эмпедокле, Анаксогоре и Демокрите.
Они имели влияние и на Сократовскую диалектику,
и на Платоновское учение об идеях, и на
метафизику Аристотеля. Наконец, всякий
пантеизм поневоле возвращается к представлениям
элеатов.