Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:53, контрольная работа

Описание работы

Эллино-римский период античной философии (по-другому называется поздняя античность) длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).
Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире с все более новыми изменениями.

Содержание

Введение
Эпохи эллино-римского периода
1.1 Эпоха эллинизма
1.2 Римская философия
2. Основные философские направления эллино-римского периода
2.1 Эпикуреизм
2.2 Скептицизм
2.3 Стоицизм
2.4 Неоплатонизм
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ» 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По философии 
 
 
 
 

Проверил: Малахова О. Н.

Выполнил: Шарапов А.В.

Специальность: МСХ

Гр. 68, шифр 1003245 
 
 

Ижевск 2011

    Эллино-римский  период античной  философии. Скептицизм. Стоицизм. 

      Оглавление

   Введение

Эпохи эллино-римского периода

1.1 Эпоха эллинизма

1.2 Римская философия

      2. Основные философские направления  эллино-римского периода

2.1 Эпикуреизм

2.2 Скептицизм

2.3 Стоицизм

 2.4 Неоплатонизм

Заключение

    Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Тема: Эллино-римский  период античной философии. Скептицизм. Стоицизм.

    Введение

    Эллино-римский   период античной философии (по-другому   называется поздняя античность) длился с конца 4 в. до н.э.  по 5 в. н.э. В нем  можно  рассмотреть два этапа: эллинистический  (конец 4-2 вв. до н.э.) и  римский  (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее  возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).

    Философия  этого периода была призвана  как-то сориентировать эллина (т.е.  древнего грека, а именно, подразумевается  сам  человек, субъект) в  мире с все  более новыми  изменениями.

      В эллино-римский период входят  такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

    Все  эти учения реализовывали один  и  тот же идеал, они были  призваны обеспечить каждому  человеку душевный покой  и  счастье. Избавление от всех  несчастий  видели прежде всего  в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпохи эллино-римского периода

Эпоха эллинизма.

    Эпоха  эллинизма – эпоха крушения  полисной социальности. Социальная  структура – полис, город-государство  был ограничен, замкнут. Главная  задача состояла в том, чтобы  обеспечить политическую самостоятельность  этой замкнутости. Главная задача  полиса – воспитание лучших  граждан для государства, обеспечение  духовных запросов личности. Путь  духовной жизни – это путь  поиска, отрицания традиций, путь  обновления. Направленность на воспитание  граждан – это не только  основная направленность полиса. Обращенность к гражданину порождает  новые типы обоснования, она  позволила грекам создать систему  обоснований – чем и была  философия. Способность творить  существует постольку, поскольку  существует греческий полис. Античный  полис разрушился. Теперь верховная  власть принадлежала монарху.  Начиная с Александра Македонского  все полисы были объединены.

    Наблюдается  поиск путей духовного обновления. В эпоху эллинизма не создается   ни одной принципиально новой   физической системы. Но в эту  эпоху  остаются крупные философы, происходит обоснование старых  систем.

    Экономический  и политический упадок Греции, закат  роли полиса отражаются  в греческой  философии. Усилия, направленные на познание объективного  мира (философия Аристотеля), активное  участие в политической жизни,  которое проявилось у греческих   философов, постепенно замещаются  индивидуализмом, этизированием  и морализированием либо скептицизмом  и агностицизмом. Со временем  интерес к философскому мышлению  вообще резко падает. Приходит  период мистики, религиозно-философского  синкретизма, христианской философии. 

    1.2. Римская  философия

    С  начала 3 столетия до н. э. в  регионе Средиземного моря существенно  усиливается влияние Рима, который  из городской республики становится  сильной державой. Во 2 в. до н.  э. он владеет уже большой  частью древнего мира. Под его  экономическое и политическое  влияние попадают и города  континентальной Греции. Тем самым  в Рим начинается проникновение  греческой культуры, составной частью  которой была философия.

    Для  римской культуры характерно  стремление обогатиться лучшим  из того, с чем  сталкивается  Рим, стремящийся к  мировому  господству. Логичным поэтому  является то, что и римская философия  формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления.

    Приблизительно  с середины 2 в. до н. э. в  Риме развиваются  три философских  направления, которые  сформировались  уже в эллинистической  Греции, - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

    

    2.Основные  философские направления эллино-римского  периода.

    2.1. Эпикуреизм.

       Основателем       эпикуреизма     является     Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - греческий философ-материалист  и атеист эпохи эллинизма. Он  отрицал вмешательство богов  в дела мира и исходил из  признания вечности материи, обладающей  внутренним источником движения. Эпикур вносит оригинальные изменения  в атомизм Левкита-Демокрита:  для объяснения возможности столкновения  атомов, движущихся в пустом пространстве  с одинаковой скоростью, он  вводит понятие спонтанного «отклонения»  атома от прямой линии. Это  основа более глубокого взгляда  на соотношение необходимости  и случайности, некий такой  шаг вперед.

    Эпикур, выступивший в борьбу с Аристотелем,  создал в свое время школу  «Сад Эпикура», где он учил  философии  на равных правах  даже женщин и рабов, чего  не могло быть у Платона  и  Аристотеля. Другими словами,  он основал  общество друзей-единомышленников, которое  просуществовало 600 лет.

    Главным  для Эпикура было практическое  значение философии - прикладная  философия. Он считал, что атомы  различаются не только по величине  и форме, но и по весу, а  также имеют части, но не  делимы из-за абсолютной непроницаемости.  Также  полагал, что бесконечно  лишь количество атомов, а не  форм.

    Эпикур, сохранив основную предпосылку  киренаиков, что главная цель  человека - наслаждение, существенно  преобразовал их систему. Если  те понимали наслаждение как   деятельность, то он отдал предпочтение  наслаждению покоем, так как считал, что динамические наслаждения  предварительно несут страдания  от предшествующего  желания,  а статические удовольствия - нет  (они некое состояние равновесия). Считая, что стимулом динамических  удовольствий является желания,  делил  желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует исполнять… Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

    Принцип  удовольствия, по нему, заложен в   самой основе жизни, и ему  нужно  соответствовать. У Эпикура  разум  подчинен телу, а не  наоборот, как  у Сократа, Платона,  Аристотеля. В  этом его главное  отличие от них, но при этом, он все же считал (в  соответствии  с общегреческим представлением  о человеке), что наибольшие удовольствия  человеку доставляет то, что оправдано   разумом.

    Принципом  свободы воли Эпикур обосновал  возможность  независимости человека  от общественных связей, его лозунгом  было жить незаметно, не по  законам общества, а по природе.

    2.2 Скептицизм.

    Скептицизм  – направление греческой философии,  которое  формируется в конце  4 в. до н. э. Основателями  скептицизма  являлись   Пиррон     Элидский и Секст    Эмпирик.  

Греческое   слово   скепсис   соединяет     в  себе   как бы   три   смысла   —   это   и   рассмотрение,   и   сомнение,  и   воздержание от  суждений. Скептики      всегда   видели и   поныне   видят   свою   цель   в   опровержении   догм   всех   философских    школ.

    Скепсис  имел место в греческой философии   и раньше. В эллинистическую эпоху   складываются его принципы, ибо  скепсис  определялся не методическими  установками  в невозможности  дальнейшего  познания, а отказом  от возможности  дойти до  истины. И этот отказ  становится  программой.

    Скептицизм  отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения – основной  его тезис. Поэтому «цель свою  скептики полагали в опровержении  догматов всех школ, но сами…  они ничего не определяли, не  определяли и того, что  они  делали», отвергая в конце концов  и само утверждение «ничего  не утверждать».

    Скептицизм  в большей степени тяготел   к философии софистов. Вместе  с  созданием крупных государственных   объединений перестали создаваться   новые системы обоснований. Также   происходит обращение к личности, только уже к личности атомистического   толка. Необходимо обосновать  идеал  внутренней свободы,  происходит обоснование  положения  человека в этом новом  мире, мире монархии (деспотический   режим).

    В  огромной социальности человек  уже не мог влиять на мир,  он ему подчинялся, для больших  социальных объединений характерна  не проблема воздействия человека  на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека  довести до уровня природы  – понимания цивилизованности.

    На  первый план выдвигается проблема  личного  счастья, тогда можно  достигнуть атараксии (невозмутимости  духа) –  это естественное состояние  человека, которое позволяет ему  перенести  удары судьбы.

    Эпикур  предложил такой способ обоснования   личного счастья: счастье –  это  удовольствие. Удовольствие  – это  способность довольствоваться  тем, что имеешь.

    Доводы  против правильности как чувственных   восприятий, так и «познаний мысли», т. е. доводы, объясняющие, почему  нужно  удерживаться от суждений, скептики объединили в десять  тезисов – тропов. Вероятно, их  автором является Энесидем.

    В  первом из этих тезисов подвергаются  сомнению положения о действительности  различия физиологической структуры   видов животных, в частности их  чувственных органов.

    Во  втором подчеркиваются индивидуальные  различия людей с точки зрения  физиологии и психики.

    В  третьем говорится о различии  чувственных органов, в которых   одни и те же вещи вызывают  разные ощущения (например, вино  зрению представляется красным,  вкусу- терпким и т. д.).

    Четвертый  обращает внимание на факт, что  на познание влияют различные  состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь,  здоровье, сон, бодрствование, радость,  грусть и т. д.).

    Пятый  тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных  отношений  на восприятие (то, что издалека кажется  малым,  вблизи оказывается большим).

Информация о работе Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм