Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:59, доклад

Описание работы

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:
• Однозначность цели, замысла
• Системность в методах наблюдения
• Объективность
• Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.
Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной величины к другой, принятой за эталон.

Работа содержит 1 файл

Эксперимент филоосф.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Эмпирические  методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.

Категория: Вопросы и ответы по философии

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: 
• Однозначность цели, замысла 
• Системность в методах наблюдения 
• Объективность 
• Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.  
Важное место в процессе наблюдения занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной величины к другой, принятой за эталон. 
Эксперимент в отличие от наблюдения- это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Различают несколько видов эксперимента:  
 
1. качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предполагаемых теории явлений. 
 
2. измерительный или количественный, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства предмета, процесса. 
 
3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент 
 
4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами. 
 
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов. Факты – фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

 

 Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.

Методами  обработки и систематизации знаний эмпирического уровня прежде всего  являются синтез и анализ. Анализ- процесс  мысленного, а нередко и реального  расчленения предмета, явления на части(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез- это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. 
 
Индукция- способ рассуждения или метод получения знаний, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может полной и неполной. 
 
Дедукция –способ рассуждения или метод движения знания от частного, т. е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. 
 
Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предложить их сходство и в других признаках. Аналогия- незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. 
 
Метод моделирования основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно

Формы  научного познания: проблема,  гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.

Формы  научного познания: проблема,  гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.   

Что же касается структуры научного познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоретический. В  первом случае имеются в виду различные  типы познавательной деятельности ученых, а во втором -речь идет о типах  психической деятельности индивида в процессе познания вообще, причем оба эти типа находят применение и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания. 
 
Сами уровни научного познания различаются по ряду параметров: 
 
• по предмету исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; 
 
• по методам исследования. На эмпирическом уровне - это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т. д. ; 
 
• по характеру добытых знаний. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории. 
 
В 17-18 и отчасти в 19 вв. наука еще находилась на эмпирической стадии, ограничивая свои задачи обобщением и классификацией эмпирических фактов, формулированием эмпирических законов. 
 
В дальнейшем над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, связанный со всесторонним исследованием действительности в ее существенных связях и закономерностях. При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.
 

Информация о работе Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов