Эмпирические методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:08, реферат

Описание работы

Методы научного познания делятся на эмпирические, теоретические (в соответствии с уровнями научного познания) и общие.
Эмпирические методы:
научное наблюдение, его виды и функции,
эксперименты, их классификация и главные цели.
Требования к социальным экспериментам.

Работа содержит 1 файл

Эмпирические методы научного познания.docx

— 13.50 Кб (Скачать)

Эмпирические методы научного познания  

Метод -- совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.  

 Существуют различные  типы классификации методов, в  совокупности образующих методологию,  которая понимается и как система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, и как  учение об этой системе.  

 В зависимости  от роли и места в процессе  научного познания можно выделить  методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические,  фундаментальные и прикладные, методы  исследования и изложения и  т. п. Содержание изучаемых  наукой объектов служит критерием  для различия методов естествознания  и методов социально-гуманитарных  наук. В свою очередь методы  естественных наук могут быть  подразделены на методы изучения  неживой природы и методы изучения  живой природы и т. п. Выделяют  также качественные и количественные  методы, однозначно-детерминистские  и вероятностные, методы непосредственного  и опосредованного познания, оригинальные  и производные и т. д.  

 В структуре  метода имеются три элемента, в частности, чёткое видение  проблемы. Идеальные свойства метода: отсутствие произвола, чёткая  направленность на достижение  цели, плодотворность, надёжность, экономичность.  Метод направлен на обнаружение,  а не на открытие (хотя открытие  может произойти). Разница: обнаруживаемое предусмотрено, а открываемое -- нет. Однако метод -- неявное знание, и может включать творчество.  

 Методы научного познания делятся на эмпирические, теоретические (в соответствии с уровнями научного познания) и общие.

Эмпирические методы  

Наблюдение -- получение знания с помощью чувственных восприятий. Характеризуется пассивностью субъекта и простотой. Научное наблюдение -- целенаправленное, организованное восприятие, ограниченное предметной областью и задачей исследования и характеризующееся определёнными формами фиксации результатов.  

 Научное наблюдение  должно быть объективно (никакой  «отсебятины» и не скрывать никаких результатов) и соответствовать интерсубъективному опыту. Наблюдение включает объект, субъект, технические и технологические средства и концептуальные средства (теории, модели). В силу принципа относительности наблюдаемое не абсолютно естественно.  

 Классификация  наблюдений.

По объекту:

инспективные -- направленные на внешние объекты (естественные науки);

интроспективные -- направленные на субъект (социогуманитарные науки).

По прямоте:

прямые -- непосредственные наблюдения объектов;

косвенные -- наблюдения результатов взаимодействия объекта со средой и с другими предметами.

По характеру:

качественные -- наблюдения качественных характеристик и свойств;

количественные -- связанные с измерениями.

(Качественные характеристики  подчёркивают специфичность и  уникальность процесса или явления,  а количественные -- общность, соизмеримость.)

 Функция наблюдения  состоит в получении фактуального материала (данных), который, получая концептуальное оформление, становится фактом.  

Эксперимент -- активный, целенаправленный способ познания, при помощи которого в специально созданных и контролируемых условиях исследуются явления действительности. По структуре и существу эксперимент не отличается от наблюдения, разница разве лишь в том, что эксперимент ставит своей задачей и создание специальных условий для протекания процесса.  

 Классификация  экспериментов. 

По характеру:

качественные -- выявления факторов без количественных параметров;

количественные -- точные измерения всех факторов, влияющих на поведения изучаемого объекта или процесса.

По цели: подтверждающие, поисковые.

По форме:

реальные -- обращающиеся к исследованию характеристик объективной  действительности;

мысленные -- обращающиеся к исследованию идеализированной концептуальной действительности. Первый в науке мысленный эксперимент произвёл Галилей: падение тела в отсутствии сопротивления среды.

По предметной области (физические, химические и т. д.).  

 Главная функция  эксперимента -- подтверждение или проверка теории. Но эксперимент может носить и поисковый характер. Бывают стихийные эксперименты -- например, революции.  

 Социальные эксперименты  имеют особенность: они могут  вызвать ужасные необратимые  изменения объектов. Поэтому к  ним предъявляются следующие  требования:

перевод объекта  в новое состояние не должен нарушать его функционирования;

эксперимент должен способствовать оптимизации функционирования объекта;

отрицательные последствия  должны быть обратимыми;

потери объекта  должны быть минимальными.

Информация о работе Эмпирические методы научного познания