Эмпиризм Френсиса Бекона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 18:01, доклад

Описание работы

Биография Ф.Бекона и его философские взгляды.

Работа содержит 1 файл

Френсис Бекон.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Френсис Бекон

Френсис Бекон

      Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне,  в в семье одного из высших  сановников  елизаветинского  двора,  сэра

Николаса Бэкона. Образование Френсис Бекон получил в Кембридже.

     Желая  подготовить сына к государственной  службе,  Николас  Бэкон

отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он  приобщается  к  составу

английского посольства. Но смерть отца  в  феврале  1579  г.  заставляет

Бэкона  возвратиться  в  Англию,  как  младший  сын  он  получает   скромное

наследство и  теперь вынужден серьёзно задуматься о своём будущем  положении.

Бэкон поступает  в  юридическую  корпорацию  Грейс-Инк.

   Между тем   юриспруденция  была  далеко  не  главным  предметом  интересов

широко образованного и честолюбивого молодого юриста. В 1597 г. вышли в  свет

произведения, принесшие  Бэкону литературную известность, -  томик  небольших

эссе на  религиозные,  моральные  и  политические  темы.   Во время правления Якова I Стюарта, Бэкона жалуют  званием рыцаря, он назначается штатным  королевским  адвокатом,  а  через  пять  лет получает должность высшего юрисконсульта короны.

     Эти  же годы  ознаменовались  и подъёмом  его философско-литературного

творчества. В  1605 г. Бэкон публикует трактат “О значении и  успехе  знания,

божественного и человеческого”, в котором обосновал великую роль  наук  для

жизни людей и  набросал идею их классификации. В   1609   г.   вышел   его   сборник оригинальных толкований античных мифов “О мудрости древних”. В 1612  г.  Им были закончены “Описание интеллектуального мира” и “Теория неба”.

    Фрэнсис   Бэкон  явился  родоначальником   эмпиризма. Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) - философское направление, видящее в опыте единственный источник познания.  Бекон настаивает  на том, что возрождать следует не те или иные учения  древних,  а  дух  смелого поиска,  особенно  проявившийся  в   творчестве мыслителей до сократовского периода. Общая задача  всех  наук  -  увеличение  власти  человека  над природой. Нужно возродить сам естественный разум, который затемнен в настоящее время заблуждениями-идолами. Идолы -  это  различного   рода предрассудки, которыми обременено  сознание  человека. Существуют,  по  Бэкону,  идолы  пещерыидолы  театраидолы  площади  и,

наконец, идолы рода. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями

людей,  с  их  психологическим  складом,   склонностями   и   пристрастиями,

воспитанием и  т.д. Источник призраков театра - вера в авторитеты,  мешающая

людям без предубеждения самим  исследовать  природу. Нелегко  победить

также идолов площади, источник которых - само общение людей,  предполагающее

использование  языка.  Вместе  с  языком  мы  бессознательно  усваиваем  все

предрассудки прошлых  поколений, осевшие в  выражениях  языка,  и  тем  самым

опять-таки  оказываемся  в   плену   заблуждений.   Однако   самым   опасным

оказываются  идолы  рода,  поскольку они коренятся в самой человеческой

сущности, в чувствах и в разуме  человека  и  освободиться  от  них

всего  труднее.  Разум, очищенный от заблуждений, опираясь на  специально  проводимые  эксперименты, используя правила индуктивного  (от  частного  к  общему)вывода, способен дать полную и полезную практически картину мира.

      Наука - средство, а не цель  сама по  себе;  её  миссия  в  том,  чтобы

познать причинную  связь природных явлений ради  использования  этих  явлений

для блага людей. Бэкону принадлежит  знаменитый  афоризм: ”Знание  -  сила”,  в котором   отразилась практическая направленность новой науки. Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не  в  книгах,

а  в  поле,  в  мастерской.  Знание,  не   приносящее практических плодов, Бэкон  считает ненужной роскошью.

    В широком смысле слова философия, по Бэкону, это  система  всех  опытно-

рациональных  познаний, доступных  разуму как особой  способности человека

(другой  способности  -  памяти  -  соответствует   история,  воображению    -

поэзия). В узком смысле слова  философия  -  учение  о  видах  знания  и  их

соотношении, учение о методе познания.

    Бэкон  чётко отличает религию от  философии.  Первая  покоится на сверхъестественном откровении, вторая  -  на  данных  органах  чувств.  В

философии даже основные начала подвергаются  обсуждению  и  проверке,  тогда

как в религии  основные начала  устанавливаются  авторитетом. 

  По убеждению  английского  философа, для того чтобы овладеть природой и поставить её  на  службу  человеку, необходимо,  в  корне  изменить  научные

методы исследования. В средние века,  да  и  в  античности,  наука,  говорит

Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом. С  помощью  дедуктивного  метода  мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод,  по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для  познания  природы.

 Всякое познание и всякое изобретение  должны  опираться  на  опыт,  то  есть

должны двигаться  от изучения единичных фактов к общим  положениям.  А  такой

метод  носит  название  индуктивного. 

   Простейшим  случаем индуктивного метода  является  так  называемая  полная

индукция, когда  перечисляются все предметы данного класса  и  обнаруживается

присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не  очень  велика.

Гораздо чаще приходится прибегать  к  неполной  индукции,  когда  на  основе

наблюдения конечного  числа фактов делается общий вывод относительно  всего

класса данных явлений.  В  основе  неполной  индукции  лежит  заключение  по

аналогии; а оно  всегда  носит  лишь  вероятный  характер,  но  не  обладает

строгой  необходимостью.  Пытаясь  сделать  метод   неполной   индукции   по

возможности более  строгим  и тем самым создать  “истинную  индукцию”,  Бэкон

считает необходимым  искать  не  только  факты,  подтверждающие  определённый

вывод, но и факты, опровергающие его.

    Таким  образом,  естествознание  должно  пользоваться  двумя  средствами:

перечислением и  исключением, причём главное знание имеют именно  исключения.

Должны быть собраны  по  возможности  все  случаи,  где  присутствует  данное

явление, а затем  все, где оно отсутствует.  Если  удастся  найти  какой-либо

признак, который всегда сопровождает данное явление и  который  отсутствует,

когда этого явления  нет,  то  этот  признак  можно  считать  “формой”,  или

“природой”, данного  явления.  С  помощью  своего  метода  Бэкон,  например,

нашёл, что “формой” теплоты является движение мельчайших частиц тела.

   Творчество  Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную  атмосферу,

в которой формировались  наука и философия XVII века, особенно в  Англии.  Не

случайно бэконовский  призыв обратиться к опыту и эксперименту стал  лозунгом

для основателей  Лондонского естественнонаучного  общества, куда вошли  творцы

новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.

   Однако  нельзя не  отметить,  что   английский  философ  сделал  чрезмерный

акцент на  эмпирических  методах  исследования,  недооценив  при  этом  роль

рационального начала в  познании,  и  прежде  всего  -  математики.  Поэтому

развитие нового естествознания в XVII веке пошло не  совсем  по  тому  пути,

который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы  тщательно  он  ни

был  отработан,  всё  же  в  конечном  счёте  не  может  дать  всеобщего   и

необходимого знания, к которому стремится наука.

    

1. Введение в   философию.  Учебник  для   высших  учебных  заведений   в  двух

   частях.  Москва, издательство политической литературы, 1989 г.

2. Философия Учебник  для ВУЗов под ред. В.П.  Кохановского,  Ростов-на-Дону,

   “Феникс”,1995 г.

3. Субботин А.Л.  Фрэнсис Бэкон, “Наука”, 1974 г. 
 

http://www.ref.by/refs/90/20499/1.html

Информация о работе Эмпиризм Френсиса Бекона