Эпикур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 05:48, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы исследовать философию Эпикура.
Исходя из данной цели можно выделить следующие задачи:
проанализировать жизнь и сочинения Эпикура;
определить задачу философии Эпикура;
каноника, физика, атеизм Эпикура;
воззрения на происхождение языка;
привести примеры афоризмов Эпикура.

Работа содержит 1 файл

Эпикур.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Все миры и все  сложные тела в них выделились из материальных масс, и все со временем разлагается с различной скоростью. Не исключение здесь и душа. Она также есть тело, состоящее из тонких частиц, рассеянных по всему нашему телу, и «очень похожа на ветер». Когда разлагается тело, с ним вместе разлагается душа, она перестает чувствовать и прекращает свое существование как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя мыслить, кроме пустоты, пустота же «не может ни действовать, ни испытывать действие, но только доставляет через себя движение (возможность движения) телам. Поэтому, — заключает Эпикур, — говорящие, что душа бестелесна, говорят вздор».

Настолько велико у Эпикура доверие к непосредственным чувственным впечатлениям, что вразрез, например, с мнением Демокрита, считал Солнце огромным по своим размерам, Эпикур заключал о величине небесных тел на основе не научных умозаключений, а чувственных восприятий.

Надежным средством  избежать фантастических измышлений при  изучении природных явлений Эпикур считал метод аналогий, основанных на учете данных и явлений чувственного восприятия. Такие вероятные аналогии, думал он, могут обеспечивать безмятежность души в большей мере, чем привлечение противоборствующих и исключающих друг друга теорий.  Этот метод допускает не одно единственное, а множество возможных и вероятных объяснений. Он допускает что каждое явление может иметь несколько объяснений (например, затмения Солнца и Луны могут происходить и вследствие погасания этих светил, и вследствие их заслонения другим телом).

 

3.3. Этика Эпикура

 

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и созерцательным характером.

Эпикур, определял  удовольствие отрицательным признаком  как отсутствие страдания. «Предел величины удовольствия, — пояснял Эпикур Менекею, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».

Принцип, или  цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. «Когда мы говорим, — пояснял Эпикур Менекею, — что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог».9  Именно посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни.

Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела).

В понятом таким  образом удовольствии Эпикур видел  критерий поведения человека. «С него начинаем мы всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о всяком благе»

Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться  любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим  выбор и что для получения  истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, — большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

На этих положениях строится у Эпикура его классификация  удовольствий. Он делит желания на естественные и вздорные (пустые). Естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время необходимыми.

«Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог... Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни..."10 Таким образом, Эпикур призывает удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности.

4. АТЕИЗМ ЭПИКУРА

По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение11.

Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного  отклонения, которую он рассматривает  по аналогии с внутренним волевым  актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

Обыденные представления о богах Эпикур считает нечестивыми. Думать, что боги озабочены тем, что происходит в мире, значит отрицать, что они блаженны, и приписывать им такие человеческие качества, как гнев, страх, милость; но "забота, гнев, милость с блаженством несовместимы, а возникают при слабости, страхе и потребности в других." Боги, говорит Эпикур, абсолютно счастливы, пребывая в полной безмятежности не в мирах, а между мирами во Вселенной, в междумирьях. "Во-первых, верь, что бог — существо бессмертное и блаженное и не приписывай ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляй себе о боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа. Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представления толпы: ибо высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а хорошим — пользу. Именно: люди, все время близко соприкасаясь со своими собственными добродетелями, к подобным себе относятся хорошо, а на все, что не таково, смотрят как на чуждое"12.

Эпикур признавал  бытие богов, считал познание этого  бытия очевидным и даже утверждал, что в своем местопребывании боги наслаждаются блаженным существованием. Но он отводил место богам не в нашем мире и ни в одном из прочих бесчисленных миров, наполняющих вселенную. Боги живут в пустых промежутках между мирами («метакосмиях») и ведут там блаженную жизнь, нисколько не влияя на нашу земную жизнь, на существование человека. Они не могут ни помогать человеку, ни вредить ему своим вмешательством.

Думая научить  людей преодолевать страх смерти, Эпикур учит о том, что смерти не надо бояться по двум причинам: никакого загробного бытия у души нет, душа смертна, а потому нечего тревожить себя мыслями о том, что будет после нее; смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни.

Т.о. глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание, когда придет, но потому, что она причиняет страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Т.о., самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Т.о., смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.

По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны  для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас  более нет».

Люди толпы  то избегают смерти как величайшего  из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пищу, он выбирает вовсе не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, но самым приятным..."13

 

ЗАЛЮЧЕНИЕ

Философия Эпикура  — величайшее и наиболее последовательное материалистическое учение Древней  Греции после учений Левкиппа и Демокрита. Эпикур отличается от своих предшественников пониманием, как задачи философии, так и средств, ведущих к решению этой задачи. Главной и конечной задачей философии Эпикур признал создание этики — учения о поведении, способном привести к счастью. Истинная этика предполагает истинное знание о мире. Поэтому должна опираться на физику, заключающую в себе как свою часть и как свой важнейший результат учение о человеке. На физику опирается этика, на этику — антропология. Разработке физики должно предшествовать исследование и установление критерия истинности познания.

Центральным из понятий, связывающих физику Эпикура с его этикой, стало понятие свободы. Эпикур всю свою жизнь провел в борьбе против этических учений, не совместимых с понятием о свободе человека. Это поставило Эпикура и всю его школу в состояние постоянной борьбы со школой стоиков, несмотря на ряд общих для этих двух материалистических школ понятий и учений. Согласно Эпикуру, учение о причинной необходимости всех явлений и всех событий природы, разработанное Демокритом и принимаемое Эпикуром, не должно вести к выводу о невозможности для человека свободы и о порабощении человека необходимостью (судьбой, роком, фатумом). В рамках необходимости должен быть найден и указан для поведения путь к свободе.

В итоге этика  Эпикура оказалась учением, противостоящим суеверию и всем верованиям, унижающим достоинство человека. Для Эпикура критерий счастья (аналогичный критерию истины) — чувство удовольствия. Благо — то, что порождает удовольствие, зло — то, что порождает страдание. Разработке учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути.

Учение Эпикура  было последней великой материалистической школой древнегреческой философии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакунин М. Р. Философия. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / Под. ред. Бакунина М. Р. - М.: Лира, 2007. Стр. 364;
  2. Григорьева С. И. Философия. Учебник. 3-е изд. Перераб. и доп. / Под. ред. Григорьевой С. И. - М.: Гардарики, 2006. Стр. 326;
  3. Данилов Т. О. Философия для студентов. Учебник. 3-е изд. Перераб. и доп. / Под. ред. Данилова Т. О. - М.: 2006. Стр. 542;
  4. Лукрецкий О природе вещей. / Лукреций. М.: 1983. Стр. 500;
  5. Новикова Л. С. Философия. Учебное пособие. 2-е изд. стер. / Под. ред. Новиковой Л. С. - М.: Дрофа, 2007. Стр. 410;
  6. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под. ред. Спиркина А. Г. - М.: Гардарики, 2006. Стр. 624;
  7. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. 20-е изд., стер. / Под. ред. Спиркина А. Г. - М.: 2005, стр. 700;
  8. Стариков Е. Н. Философия. Учебник. / Под. ред. Старикова Е. Н. - СПб.: Питер, 2008. Стр. 500;
  9. Фролов С. С. Философия. / Под. ред. Фролова С. С. - М.: 2007. Стр. 544;
  10. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. Учебник для вузов. / Под. ред. Чанышева А. Н. -М.: Высшая школа, 2007. Стр. 620;

 

 

 

 

 

 

 

 

1  См.  Философия. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Под. ред. Спиркина А. Г. - М.: Гардарики, 2006. Стр. 70.

2  См. О природе вещей. / Лукреций.  М.: 1983. Стр. 315

3  См.  Философия. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / Под. ред. Бакунина М. Р.. - М.: Лира, 2007. Стр. 70.

4  См. Словарь иностранных слов. 20-е изд., стер. / Под. ред. Спиркина А. Г. - М.: 2005, стр. 211.

5  из письма к Геродоту

6  См. О природе вещей. / Лукреций.  М.: 1983. Стр. 320.

7 См. Философия Древнего мира. Учебник для вузов. / Под. ред. Чанышева А. Н. -М.: Высшая школа, 2007. Стр. 68.

8  Принадлежность Эпикуру учения о спонтанном отклонении атомов засвидетельствована около 100 г. н.э. доксографом Аэтием и, спустя столетие, Диогеном из Эноанд.

9  По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно!

10  из письма к Мекенею

11  См. Философия. Учебник. / Под. ред. Старикова Е. Н. - СПб.: Питер, 2008. Стр. 55.

12  См. Философия. Учебное пособие. 2-е изд. стер. / Под. ред. Новиковой Л. С. - М.: Дрофа, 2007. Стр. 95.

13  Из письма к Мекенею.

 


Информация о работе Эпикур