Эпоха Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

1. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка
2. Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка…………………..5
3. Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума…………………..19
4. Заключение……………………………………………………………26
5. Библиографический список………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

моя философия.docx

— 55.74 Кб (Скачать)

      Поскольку человек руководствуется личным интересом, то для него критерием  нравственности и ума может быть только приносимая им польза. Общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков. Отсюда главная задача законодательства заключается в том, чтобы принудить членов общества поступать согласно этому критерию и приносить в жертву ему все свои чувства.3

      Если  Руссо ставил естественное состояние  выше цивилизации, то Гельвеций доказывал  неоспоримое преимущество воздействия  на человека культуры, воспитания и  государственных установлений. Воспитание может осуществить все: даже гений  не прирожденный дар, а результат  целесообразной культуры и обучения. При этом воспитание должно быть не частным или домашним, а публичным  или государственным: только такой  характер воспитания обеспечивает последовательное развитие человека в нужном направлении. Сравнение различны форм правления  приводит Гельвеция к выводу, что  в отличие от абсолютной монархии и аристократического строя только в демократическом правлении  власть имеет в виду пользу всего  общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям. При таком правлении личный интерес  сочетается с общим.

      Французский материализм представляет наивысшую  ступень философского материалистического  мышления домарксистской философии. Значение его заключается в его борьбе против религии и идеализма, в  защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло  новую, более четкую историческую форму.  

Заключение

         

          Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения».

          В силу незрелости буржуазных отношений, присущей мануфактурной стадии капитализма, представители английского Просвещения могли сохранять иллюзии насчет подлинного характера буржуазного общественного строя, искренне думая, что его конечной целью является благоденствие всех слоев общества. Впрочем, для самых видных английских просветителей вообще характерна большая умеренность общественно-политических взглядов, что видно в частности из их отношения к религии Философия Основоположник свободомыслия XVIII в, учитель французских материалистов Джон Локк.

              Итак, мы проанализировали основные идеи теории познания Локка и французских материалистов.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы.

     Исходным  пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в  своем главном труде «Опыт  о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.

     Локк  различает простые и сложные  идеи, а также первичные и вторичные  качества. Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей. Одним источником идей является объект ощущения, другим – деятельность души. Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как вне опытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности. Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта. Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение. Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.

     Французские материалисты XVIII в. были самыми последовательными из всех материалистов, какие только существовали до появления марксизма. Они стремились материалистически объяснить все явления без малейшего исключения. И при подходе к природным явлениям у них это так или иначе получалось. Иначе обстояло, когда они обращались к обществу. Здесь они с неизбежностью вопреки всем своим желаниям переходили на позиции идеализма. Попробуем понять, почему это происходило. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список: 

  1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с   политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - М.: 2001.
    1. Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии: Учебник для вузов - М.: Академический Проект, 2005. — 680 c.
    1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов: Учебник.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. - 640 с.
    2. Дидро Д. Собрание сочинений, тт.1-10. М. - Л., 1935-1947
  1. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1995. - 590 с.
  1. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. - М.: 1960.
  2. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Учеб. пособие для студентов филос. фак. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1986 — 400 с.
  3. Локк Дж. Соч.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1960. - 532 с.
  4. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1. - М.: 1960.
  5. Локк Дж. Мысли о воспитании // Соч.: В 3 т. – Т. 3.- М.: Мысль, 1988.- 668 с.
  6. Спиркин А.С. Философия. -  М.: 2001
  7. Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII веков. Учебное пособие для философских факультетов университетов. - М.: Высшая школа, 1984 г.- 448 с.
  8. Спиркин А.Г. Философия. -  М.: УИЦ «Гардарики» 1998 стр. 132
  9. http://www.biografia.ru/about/filosofia33.html

Информация о работе Эпоха Просвещения