Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:49, контрольная работа

Описание работы

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которой начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Святого Писания признаются «на равных» авторитеты античных мудрецов. Вместе с тем происходит и возрождение «истинной» христианской духовности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Философия Возрождения ……………………..……………………………... 5
1.1 Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения………….…………………………………………….……………
1.2 Основные идеи философии Возрождения ………….…………..… 8
1.3 Мыслители эпохи Возрождения ………………….…………..…… 9
Заключение ……………………………………..………………………….……12
Список использованных источников ………………..……………………….. 14

Работа содержит 1 файл

филисофия.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Выразителями  этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. 

     1.3 Мыслители эпохи Возрождения 

     Характеризуя  духовную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя, хотя бы вкратце, не упомянуть  выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня (1533—1592) — автора знаменитых «Опытов», мастера тонкого психологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты» проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечаток незаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи, эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книга стала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящее историческое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказывает в ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь

и деятельность людей в контексте социального  бытия. Его скептицизм

     10

являет  собой символ неуспокоенности ума, постоянных творческих исканий.

          Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо.

     Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола (1463—1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному.

     Он  утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все. Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским.

     Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и  вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кубанского (1401 —1464) — теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

     В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике.

     Якоб  Бёме (1575—1624) — крестьянин по происхождению, сапожник по профессии, философ по призванию. Еще ребенком обнаружил склонность к мечтательности, самоуглублению, смешению грез и реальности, проявлял повышенный интерес к философско-религиозным вопросам. Глубина чувства, пылкость фантазии — основные черты Бёме; его мышление отличалось

образным  характером.

     11

     Система Бёме сложилась под влиянием современных ему течений философско-религиозной мысли. Хотя он был самоучка, но его необычайная смышленость и большой жизненный опыт дали ему возможность использовать распространенные идеи его времени. Главным стимулом его философского творчества, как и у Августина, была проблема зла. Он находит разгадку зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет»: без противоположности ничто не обнаруживается; ни одно изображение не проявляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной. Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства.

     Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (рап — все и thеоs — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым.

       Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя.

     Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.

     17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был  заживо сожжен на площади Цветов  в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать  публично. Своей жизнью и творчеством  Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения[2]. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, в заключении отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени[2].

     В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания — все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой.

     Итак, философия в эпоху Возрождения  воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. На первый взгляд, может показаться, что происходит возврат к античному космоцентризму эпохи «физиков», «досократиков». Однако философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Возрождения имеет свою специфику. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно,и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог здесь утрачивает трансцендентный, надприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется[1].

     Поскольку человек — природное существо и подчинен законам природы, то он — часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на Земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действия согласно природе и ее законам. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. В чем же добродетель? Как прожить жизнь достойно? Добродетель не в аскетическом бегстве от мира. Напротив, надо жить по законам природы, стремиться к счастью, покою и комфорту тела. Жизнь включает и страдания. Надо уметь их принимать. Смерть неизбежна. Бессмертие души проблематично. Поэтому,  ради  возможности   бессмертия   души,  нельзя    быть жестоким ни к самому себе, ни к другим 
                          СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ
 

  1. Радугин А.А. – Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. И дополн. – М.: Центр, 2001. – 272с. – стр. 77 – 81;
  2. Спиркин А.Г., Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816с. – стр. 105 – 112;
  3. Философия: 100 экзаменационных вопросов( экспресс справочник для студентов вузов). Ростов н/Д: Издательский центр «Март Т», 2001. – 256с. – стр.26 – 29.

Информация о работе Эпоха возрождения