Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.

Работа содержит 1 файл

Эпоха Возрождения.docx

— 14.24 Кб (Скачать)

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние  столетия средневекового феодализма. XIV-XVII вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных  ограничений. Всё это рождает  новое качество культуры, известное  под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в  середине XV в. И означает то, что Цицерон  и Тацит в свое время выразили термином «humanitas»-человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного  участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры  способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где  преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию-«аристократию  духа»; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь  в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к  нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой  взгляд на человека обусловил важнейшую  черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения  всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов  и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и  прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс  и переводится как возрождение).

Особое место  в духовной культуре этого времени  занимает философия. Важнейшая особенность  философии Возрождения-антисхоластическая направленность взглядов и сочинений  мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта-создание новой  пантеистической картины мира, отождествляющей  Бога и природу.

Наконец, если философия  Средневековья теоцентрична, то характерная  особенность философской мысли  Возрождения-антропоцентризм. Человек-не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено  всей цепи космического бытия.  

Последним хронологическим  периодом Возрождения является эпоха  Реформации, завершая этот этап величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Особое историческое значение Возрождения связывают  с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму  величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. И этому обожествленному  человеку гуманистов реформистами противопоставлялась  идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.

Реформация-это  широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале XVI в. в Германии, и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в  Германии, Реформация охватила ряд  европейских стран и привела  к отпадению церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика  и атака на монопольное положение  католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.

Процесс преодоления  средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с  одной стороны, через Ренессанс, а с другой-через европейскую  реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики  средневековой схоластики, однако оба  они выражают необходимость уничтожения  средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ  философии нового времени.

Эпоха Возрождения  и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного  развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и Центральной  Европы достигли такого идейного и  политического развития, когда передовые  мыслители того времени стали  задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые  взгляды на общественную жизнь. Деятели  Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество- это необходимая среда  жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат  человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для  всех людей; в-третьих-это общество далекого будущего.

К вопросам устройства государства обращались многие философы эпохи Возрождения. Возникают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах  политические теории Николо Макиавелли и Франческо Гвиччардини и  социальные утопии Томаса Мора и Томмазо  Кампанеллы.

Информация о работе Эпоха Возрождения