Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:58, реферат

Описание работы

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.

Работа содержит 1 файл

готов.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

        3. Аристотель.

    3.1. Основные вехи жизни философа.

 

    «Исполин  мысли», «величайший философ древности», «самая универсальная голова среди древнегреческих философов» Аристотель  родился в 384 году до нашей эры в Стагире,  городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец  Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он  пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в                   «безбожии» и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года до нашей эры он умер.

      Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они пролежали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Основные вопросы философии, логики, психологии, естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Древней Греции, получили у Аристотеля полное и всестороннее освещение. Перечень произведений Аристотеля показывает «энциклопедичность» его учения.  Работы Аристотеля охватывают практически все области и традиционно делятся на следующие группы:

      1. Логические труды: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».

      2. Философия природы и естественные науки: «Физика» в 8-ми книгах, «О небе» в 4-х книгах, «О возникновении и уничтожении» в 2-х книгах, «О небесных явлениях»» в 4-х книгах, «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных».  Также есть ряд трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них  «Проблемы», где рассматриваются вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики, музыки.

      3.Психология и этика: «О душе» в 3-х книгах, а также «Малые труды по естествознанию»,  включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти»,  «О дыхании».

      4. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми книгах, «Экономика» в 3-х книгах. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов. В 1890г. был найден папирус с текстом «Афинской политики» Аристотеля.

      Несмотря на то, что многие идеи Аристотеля находили отражение в различных областях науки, попробуем выделить достижения мысли Аристотеля в каждой из этих групп. 
 

    3.2. Логические труды.

     

 

      Аристотель внес большой вклад в разработку проблем логики, обобщив передовые достижения науки того времени. Логика Аристотеля есть главным образом логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как-то, что относится ко многим предметам в силу их природы. То, что во многом относится к существенному, дает понятие о роде. То, что состоит в связи с родом и может быть выведено из рода, есть свойство. Если свойство по природе отличает целую группу предметов рода от другой группы, то такое свойство дает понятие о виде. А если к свойствам вида и рода присоединяется свойство единичного предмета, выделяющего его и отличающее его от всякого другого, то такое свойство дает понятие о том, что собственно принадлежит предмету, о его собственном признаке.

        Никакое понятие не может быть, согласно Аристотелю, полностью адекватно своему предмету. Во всяком отдельном предмете, кроме характеризующего его свойства, есть некий неопределенный субстрат, который показывает свойство, отличающее этот предмет от других. Субстрат этот сам по себе уже неопределим, не может быть выражен в понятии. Именно поэтому единичный предмет не может быть исчерпан посредством понятия и адекватно отображен в нем.

        Одними и теми же свойствами могут обладать несколько субстратов. Поэтому, каким бы конкретным ни было понятие, под него, возможно, подвести, по крайней мере в мысли, несколько предметов.

        Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и простое соединение понятий также еще не есть речь. Для того, чтобы возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это происходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло, имеется на лицо предложение.

        Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы, одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения (в первой понятия соединяются, а во второй отделяются друг от друга). Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля различение истинных и ложных предложений фундаментально. Истинными предложениями он называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности. Ложными называются те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено.

      Соединение обоих оснований классификации предложений дает четвероякое их разделение на:

      1. утвердительные истинные;

      2. отрицательные истинные;

      3. утвердительные ложные;

      4. отрицательные ложные.

      Третье  основание для классификации  предложений определяется характером их общности. То, что высказывается в предложении, может относиться к одному предмету или их множеству. Предложение, в котором высказывание относится к одному предмету  единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем предметам известного вида  общее. Предложение с высказыванием не обо всех, а о нескольких предметах вида  частное. Кроме того, Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными. Это предложения, в которых не ясно указывается, к какой именно части класса относится высказывание.

      Четвертое основание для классификации  предложений  способность их быть высказываниями о возможности, действительности и необходимости. При различении этих трех видов предложений имеется  в виду не отношение мыслимого  к нашей мысли, а способность  предложения отображать реальное состояние, т.е. нечто, относящееся к самой сущности предметов. В этом смысле, например, возможным считается не то, что признается таковым, а то, что, возможно, само по себе.

      Согласно  Аристотелю, можно выделить три вида возможного. Это,               во-первых, возможное в обычном смысле, т.е. то  что, будучи одним, может перейти в другое. Во-вторых, существует возможное, которое на деле всегда существует только в качестве действительного. Так как оно действительно, то тем самым оно и возможно, но оно никогда не встречается как возможное, а лишь как действительное. В-третьих, существует возможное, которое вечно остается только возможным и никогда не переходит в действительность.

      Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля  его теория силлогизма. В трактате «Первая аналитика», где излагается  аристотелевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье  заключение.

      Исследуя  строение силлогизмов, он все термины  в них представляет буквами, т.е. вводит в логику переменные. Аристотель «представил свою теорию в буквенной  форме для того, чтобы показать, что получаемое заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания; буквы являются знаками общности и показывают, что такое заключение будет следовать всегда, какой бы термин мы не избрали».

      Из  этого взгляда на переменные вытекает весь характер логики Аристотеля. Логика  это не есть конкретное учение о  конкретных вещах или терминах. Логика  это наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных.

      Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: «Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А.» Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм  импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа:

      Если  А присуще всякому В

      и В присуще всякому С,

      то  А присуще всякому С.

      Большое значение имеет то, что силлогизм  импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение  и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.

      Форма силлогизм характеризуется числом переменных, их расположением и логическими константами. Две из них «и» и «если» не представляют специфических характеристик аристотелевской логики и входят как часть в более широкую  и более основную логическую систему. Кроме них имеется еще четыре постоянных, характерных для логической системы Аристотеля. Это отношения между общими терминами: 1. «быть присущим всякому», 2. «не быть присущим ни одному»,              3. «быть присущим некоторому», 4. «не быть присущим никому».

      Цель  силлогизма  обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами:

      1. утверждение А относительно С,  а С относительно В;

      2. утверждение С относительно их  обоих;

      3. утверждение А и В относительно  С.

      Аристотель разделил все силлогизмы на «совершенные» и «несовершенные». «Совершенные»  это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. «Несовершенные» силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.

      Следует особо отметить разработанное Аристотелем  учение о категориях. Им впервые  произведена классификация категорий. Всего он насчитывал десять следующих  категорий:

    1. сущность—основа, которой принадлежат все остальные свойства (например, человек, лошадь);
    2. количество (длиной в два или три локтя);
    3. качество (белый, черный);
    4. отношение (большой, маленький);
    5. место (на рынке);
    6. время (вчера, в прошлом году);
    7. положение (сидеть, лежать);
    8. обладание (обут, вооружен);
    9. действие (колет, режет);
    10. страдание (разрезанный, обожженный).

      Аристотель  стремился определить категории  таким образом, чтобы каждая из них  была связана с остальными и позволяла  полнее понять бытие.

      Из  четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два: закон противоречия и закон исключенного третьего. Законы тождества и достаточного основания у Аристотеля намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому «невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно».

Информация о работе Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии