Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:36, реферат

Описание работы

В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций, а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания. Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.

Работа содержит 1 файл

Философия Реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

   Мышление - самое загадочное свойство человеческого тела, которое в силу своей загадочности как  раз  и  дает  больше  всего  поводов  для  различных суеверий, - так же невозможно отделить от человеческого тела, как  и  другой его атрибут - "протяженность". Мышление - не что иное, как способ  активного действования протяженного тела человека, живущего среди  других  протяженных тел и взаимодействующего с ними. Отсюда и общее понимание природы мышления, т.е. это  присущая  каждому  мыслящему  существу способность строить свои действия,  сообразуясь  с  формой  и  расположением всех других тел, а не с особой формой  и  особым  расположением  частиц,  из коих оно само устроено. Мышление в идеале, в пределе своего  развития,  есть поэтому способность человека   осуществлять  свою  активную  деятельность  в мире сообразно совокупной мировой необходимости.

    Действует в мире и "мыслит" о нем одно и  то  же  тело  -  тело  живого человека.  А  не  два  разных,  неизвестно  как  сообщающихся  между   собой существа, одно из которых - "душа", а другое "грешная плоть", сама  по  себе души и мышления якобы лишенная. Разделение человека на "душу" и  "тело",  из которого исходит любая религия, - это членение, в принципе, с самого  начала ложное. Прочность этого представления, с которым не  мог  распрощаться  даже великий и проницательный Декарт, покоится на иллюзии, неизбежно  создаваемой "интроспекцией" - самонаблюдением.  Когда человек внимательнейшим образом, как это делал Декарт,  вслушивается  и  всматривается   в  свои  собственные "внутренние состояния", он, естественно становится слеп  и  глух  ко  всему, что происходит  вокруг.  Непосредственно  данные  ему  внутренние  состояния собственного тела он при  этом  сознает,  а   "могущества  внешних  причин", которые  эти  состояния  вызвали,  он  не  только  не сознает,  но  даже  и рассматривать не хочет.5

    Так и возникает иллюзия  "свободной  воли":  "Ребенок  убежден,  что  он свободно ищет молока, разгневанный мальчик - что он свободно желает  мщения, трус - бегства. Пьяный убежден, что  он  по  собственному  определению  души говорит то, что в последствии трезвый желал  бы  взять  назад…"7  Спинозизм, безусловно,  обязывает  относится  к  так  понимаемой  свободе  воли  как  к чистейшей  воды  психологической  иллюзии,   за   которой   всегда   кроется неосознаваемая причина и научное понимание феноменов  свободы  воли  состоит в отыскании скрытых от  сознания  причин  таких-то  и  таких-то  "действий", неосознанных причин. Спинозистов поэтому всегда - на  первый  взгляд  справедливо  -  обвиняли  в  фатализме,   ибо   с   ходу отождествляли понятие свободы вообще со  "свободой  воли".  Между  тем  этот упрек  совершенно  несправедлив  и  неоснователен,   ибо   понятие   свободы спинозизм отнюдь не упраздняет, поскольку связывает феномен мышления  вообще с реальной деятельностью мыслящего тела (а не с понятием  бестелесной  души) и в этом мыслящем  теле  предполагает  активность  -  и  опять  таки  вполне телесную.

1.4 Свобода как познанная необходимость.

  Условие возможности свободы.

 Спиноза,  в общем, совершенно правильно решает вопрос, - свобода  -  это прежде  всего  свобода  от   рабской   зависимости   человека   от   внешних обстоятельств, но не вообще от них, а от ближайших, от частных и  случайных. И, наоборот, зависимость от универсальной связи  вещей,  -  действование   в согласии  с  ними,  с  нею.  Как  познанная   универсальная   необходимость.

Действие,  преодолевающее  рабскую  зависимость  от  ближайших   (случайных, единичных) обстоятельств-условий, и есть элементарный акт свободы,  действие по цели (осознанной потребности).

 Свобода воли есть, поэтому не даровая подачка, якобы брошенная  человеку милосердным и щедрым богом, а результат трудной работы самого  человеческого тела  внутри  телесного  же  мира  -  способность,  которая  и  рождается  и развивается только его собственной активностью.

    Человек, поскольку он  является  "мыслящей  вещью",  согласно  Спинозе, способен не только  воспринимать  состояния собственного  тела,  вызванные внешними причинами, но, кроме того,  еще  сообщать  своему  телу  состояния, согласующиеся с природой прочих вещей. Восприятия адекватных  природе  вещей состояний тела и образуют содержимое  человеческого  интеллекта.  Могущество причин, которые способна адекватно воспринять "мыслящая вещь", бесконечно превосходит мощь всяких двух  непосредственно действующих на человека причин, поэтому чем  лучше  человек  знает  природу  вещей,  тем меньше подвергается он опасности погибнуть,  подобно  буриданову  ослу,  под воздействием внешних  причин.  Только  в  этом  и  заключается  человеческая свобода.  Свобода,  стало  быть,  зависит  от  нашей   способности   активно действовать на внешние вещи и через посредство  этих  вещей  на  собственное тело и дух. В мыслящем теле Спиноза предполагает  способность  строить  свое движение во внешнем пространстве сообразно "форме и расположению" вещей  вне этого  тела,  а  не  сообразно  форме  и  расположению  частей  собственного организма, притом также  и  способность  активного  согласования  траектории движения с геометрией внешнего мира (у Спинозы  это  -  условие  возможности его).6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Аффекты человека.  Детерминизм Спинозы

Спиноза дает только общетеоретическое решение  проблемы  свободы  воли. Ближайшей причиной человеческой деятельности Спиноза считает естественную органическую потребность, или "влечение" (appetitus). Влечение "есть не  что иное, как самая сущность человека, из природы которого  необходимо  вытекает то, что служит  к  его  сохранению,  и,   таким  образом,  человек  является определенным  (determinatus  est)  к  действованию  в  этом   направлении"7. Состояние тела, вызываемое влечением,  вместе  с  идеей  этого состояния в духе, Спиноза именует аффектом, которое "благоприятствует или  ограничивает" его действование для сохранения своего бытия.8 Есть  нечто  отчасти  провокационное,  отчасти  покоряющее  в   словах, которыми Спиноза завершает  предисловие  к  третьей  книге:  "Итак,  я  буду трактовать о природе и силах аффектов и могуществе над ними души по тому  же методу, следуя которому я трактовал в предыдущих частях о  Боге  и  душе,  и буду рассматривать человеческие действия и влечения точно также как если бы вопрос  шел  о  линиях,  поверхностях  и  телах.9  Рациональную теорию иррационального, т.е. мотивов человеческого  поведения,  развивал  до Спинозы Т. Гоббс, философия государства которого  и в самом деле  оказала сильнейшее влияние на  "Богословско-политический  трактат".  Но  Спинозу  от Гоббса  отличает  то,  что   он   не   удовлетворяется   простым   описанием человеческих  страстей,  хотя  взгляд  его  на   этот   предмет   столь   же непредубежден, как и у  Гоббса.  Над  теорией  аффектов  возвышается  этика, нормы  которой  согласуются  с  самыми  чистыми  моральными  представлениями традиции. Тесная связь метафизики и этики -  важный  момент  характеризующий главное произведение Спинозы "Этику, доказанную геометрическим способом". Аффекты и разум составляют в совокупности человеческий дух,  и  тот  из них, кто возьмет верх, уже предопределен к этому  сущностью  Бога.  Свободен скорее  тот,  у  кого  адекватные  идеи  господствуют  над  смутными  идеями аффектов,  т.е.,  тот,  у  кого  божественная  часть подчинила себе  менее божественную.  Свобода   означает,   следовательно,   внутреннюю   структуру состояния духа, а вовсе не его  генезис,  а  постольку  человек  может  быть детерминированным  к  свободе.  Свобода  означает,  возможно,  более  полное тождество с Богом и даже осознание этого тождества.  Спиноза  не  исключает, что этой свободе можно научиться, напротив, пятая  часть  "Этики"  указывает пять правил для достижения  господства  духа  над  аффектами.10  И,  тем не менее,  тот  факт,  что  человек  узнает  и  применяет  эти   правила,   сам детерминирован. Таким  образом, свобода, достигаемая у  Спинозы  при  помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, - это невозможно,  а  проясняет их благодаря осознанию их места  в  цепи  универсальной.  Поскольку  свобода отождествляется у Спинозы с познанием  мировой  детерминации,  стремление  к самопознанию становится у Спинозы сильнейшим из человеческих  влечений. Сугубо  рационалистическая  концепция  свободы,  развиваемая   Спинозой противоречива по своей сути. Свобода одновременно и активна и пассивна. Ее активность связана  с  тем,  что  человек,  развивающий только разумную деятельность,  получает  возможность  управлять  своими  аффектами. Сама  эта  возможность  -  одно  из  важнейших  следствий  познания  мировой необходимости,  ибо  по  словам  автора  "Трактата   об   усовершенствовании разума", "дух тем лучше понимает себя, чем больше он понимает природу ...и, чем  лучше он  понимает  порядок природы,  тем легче удержать  себя   от тщетного".11В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций, а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания. Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.

В этике  оригинальность Спинозы проявилась в переоценке им традиционных моральных  ценностей – факт, впоследствии признанный Ф.Ницше, – и истолковании добродетели как состояния свободы. Моральная теория Спинозы натуралистична и апеллирует к миру сему, она противостоит религиозному трансцендентализму, утверждающему, что земная жизнь есть лишь приуготовление к жизни загробной. Не печаль и чувство греха или вины, но радость и спокойствие духа суть главные мотивы спинозовской философии жизни. Во всей его психологической и этической теории центральную роль играет идея о том, что мы должны познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять (идея, которую Ф.Бэкон высказывал в отношении всей природы в целом).

В учении Спинозы этика и религия взаимосвязаны. Его философия жизни представляет собой классическую для Нового времени  попытку построить рациональную, универсальную систему, обходящуюся  без сверхприродных санкций и  какого-либо обращения к библейскому откровению. Такой подход сделал взгляды Спинозы особенно привлекательными для людей науки, например Эйнштейна, поэтов – Гёте и Вордсворта, искавших единения с природой, и многих свободомыслящих людей, не принимавших догматизма и нетерпимости официальной теологии. Взгляды Спинозы оказали огромное влияние на развитие философской мысли Нового времени, в частности, на немецкую классическую философию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, мы рассмотрели основные взгляды  и идеи Бенедикта Спинозы, его  одну из главных работ - «Этику»

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Концепция Б. Спинозы – обретение счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей. Но так как все в  мире взаимосвязано и причинно обусловлено, то для этого освобождения необходимо понять, что такое природа, вообще, и какова человеческая природа в частности. Отсюда : познание природы не самоцель, а средство. И девиз Спинозы стали слова : « Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать!»

     Познание  своей природы позволяет человеку подчинить свои страсти господству разума, и тогда человек перестает быть их рабом, становиться свободным, т.е ни к чему не принуждаемым, и может по своей воле действовать в соответствии с законами природы : «Свобода – есть познание необходимости !»

     Изучая  жизнь и творчества Бенедикта  Спинозы, я сделала вывод о  неразрывности жизненных обстоятельств  философа с его трудами. Возможность  свободно философствовать, способность  выражать свою позицию в Новом  Времени и породили главную работу Спинозы – Этику.

     Философ Нового Времени Бенедикт Спиноза  является не только представителем рационализма в философии, но и автором концепции  свободы философствования (libertas philosophandi). Впервые в истории философии  была концептуально обоснованна  необходимость свободы слова. Если раньше различными философами делались попытки обосновать необходимость свободы в целом, то Бенедикт Спиноза первым поставил вопрос о необходимости именно свободы философствования.

Причиной  того, что свой основной труд Бенедикт Спиноза назвал именно «Этика» является желание философа показать, насколько от действий человека зависит познание истины. Новое Время в истории мировой философии является особенным периодом. Впервые говорится о наличии двух ипостасей человека – духовной и телесной. Впервые обосновывается то, что сейчас мы называем причинно-следственной связью (адекватнее эта связь выражается как «причина-действие»). Человек начинает пониматься не как инструмент в руках провидения, но как активный участник.12

     Философия Спинозы оказала большое влияние на развитие материализма, атеизма и диалектики.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003.
  2. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М., 2005. С. 37
  3. Соколов В. В. Спиноза. М., 1973
  4. Майданский А.Д. Реформа логики в работах  Р.Декарта  Б.Спинозы//Вопросы философии1996, №10.
  5. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск, Наука, 1993, 260с.
  6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991, 463с.
  7. Беленький М.С. Спиноза. М., 1964.
  8. Спиноза Б. Сочинения. – Калининград: ОАО «Янтарный сказ», 2005
  9. Майданский А.ДД. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы//Вопросы философии, №8 (2002), с.163-173.

Информация о работе Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости