Этика как практическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:11, творческая работа

Описание работы

Этика является важнейшей частью (аспектом) философии. Органичное и неотъемлемое место этики в системе философского образования определяется тем, что философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить. Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в повседневную и социально-организованную практику.

Работа содержит 1 файл

Гулиева Фатима Эльчин кызы.,ТР.,Этика как практическая философия.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Бакинский центр инновационных  технологий

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Философия

Тема

Этика как практическая философия 

Фамилия студента

Гулиева

Имя студента

Фатима

Отчество студента

Эльчин кызы

№ контракта

2570012400401001


 

Содержание

1Этика как  практическая философия

Основная часть

Этика как практическая философия

 

Этика является важнейшей  частью (аспектом) философии. Органичное и неотъемлемое место этики в  системе философского образования определяется тем, что философия учит не только тому, как правильно мыслить, но и тому, как достойно жить. Этика представляет собой практическую философию - обосновываемые этикой нормативные проблемы являются одним из основных каналов выхода философии в повседневную и социально-организованную практику. В самом общем виде, начиная с платоновской академии и учения стоиков, философия расчленяется на логику, физику и этику. В этой триаде под этикой понимается учение о свободе, канон совершенной жизни, как индивидуальной, так и коллективной.

Необходимость творческого  подхода к изучению этики связана  с ее спецификой как нормативной  науки. Еще Аристотель установил, что  цель этики - не познание, а поступки; ее изучают не для того, чтобы  знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть добродетельным. Знание о морали этика доводит до формулирования мысленных процедур, правил и программ, позволяющих диагностировать моральное качество поступков, образа жизни в целом. Без понимания заключенных в той или иной этической теории регулятивно-оценочных механизмов нельзя понять и саму эту теорию. Этика как рационально аргументированная программа морального поведения приобретает обязывающее значение для тех, кто желает быть моральным и потому заранее настроен принять ее, если она окажется убедительной.

Философия практики

  1. Греческое слово "практикос" означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Составляющими структурами  являются: 1) субъект практики (один человек или группа людей, цели которых  определяют смысл совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого  будущего; 3) целенаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики.

В практике принимает участие и  студент, и рабочий, и инженер,и ученый, короче, каждый человек.Непрактикой является не умственная или какая-либо другая интеллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее специфически человеческих чертах.

Что касается форм практики, то их в соответствии со структурой человеческой деятельности достаточно много. Есть практика экономической, политической, социальной, научной, культурной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем наиболее фундаментальные.С философской точки зрения приобретение знаний в учебной аудитории тоже есть практика. Выше практика определена как целенаправленная деятельность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос "Что такое практика?"

Наивысшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смысла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как этика. Этика - характерная  черта как античной, так и древнекитайской  и древнеиндийской философии. Через всю мировую философию проходит традиция этической интерпретации практики.

Древние греки считали, что все существа активны в  соответствии со своим предназначением. Человек не является исключением, он также обладает активностью, которую  греки называли добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что античная этика - это этика добродетеле

 Главная добродетель человека - мудрость, ибо она есть проявление  идеи блага и, будучи задействованной,  приближает к ней. В списке  аристотелевских добродетелей на первом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив, если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

В средние века христианство первоначально рассматривало труд как проклятие, наложенное Богом  на человека. Впоследствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти реабилитирован. Тем не менее главной формой деятельности считается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практическая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл практики - ее богоугодность.

Этика как практическая философия

Практическая, или моральная  философия. II- III вв знаменуются острыми  теолого-философскими спорами о  троичности Бога и Божественной и  человеческой природах Христа, спорами, опутавшими все последующее средневековье.Огромную роль приобретает осмысление каждой из Божественных ипостасей в их отношении к миру, что теснейшим образом связано с этикой В этом отношении особый интерес приобретают воззрения Оригена,который связывал этику непосредственно с особенностями воздействий на человека разных ипостасей Троицы. Существа, как он полагал, получают свое бытие от Бога Отца, разум от Бога Сына, а святость от Духа Святого. Действие Бога Отца и Бога Сына распространяется на весь тварный мир, как живой, так и неживой, как на праведников, так и на грешников.

Рассуждая о природе  твари, Ориген живописует мистическую  лестницу нисхождений: ангелы, начальства, троны, господства и пр., что позволяет  назвать его учение интеллектуально-мистическим. Рассматривая каждое из находящихся на этой лестнице существ, Ориген делает следующее умозаключение: если все эти власти и господства получают свое достоинство по природе необходимости получают недостоинство низшие твари. В таком случае можно было полагать, что зло появилось не после сотворения их сущности, а являлось самой этой сущностью, что невозможно в силу благости Творца Поэтому разумные существа возносятся ввысь не по природе, а по заслугам, которые они приобрели вследствие свободы. Понятия заслуги и свободы воли становятся при этом не только важнейшими понятиями средневековой этики, но и предметом непрестанного обсуждения.

Ориген строит своего рода терапевтическую концепцию: души, даже падая вновь и вновь, способны к исправлению по природе блага, что со временем превратится в привычку, и они вновь повернутся к Богу В таком случае предполагается три возможности конца мира:

1) обретение бестелесной  жизни после того, как все покорятся  Христу,

2) соединившись с Богом,  все разумные существа составят один дух, а телесная субстанция превратится в эфир;

3) мир окончится, хотя  небо и земля сохранятся как  небо и земля совершеннейших  душ после их наказания и  исправления. 

Неортодоксальная этическая  концепция Оригена, признанного  спустя два века после смерти еретиком, тем не менее обсуждалась на протяжении Средневековья (ее сторонником был Иоанн Скот Эриугена) наряду с ортодоксальной, что создавало внутреннее напряжение этого периода. В посленикейской патристике особое значение для этики приобретает осознание греха и вины в идее покаяния и исповедиа. Грех состоит в желании сохранить или продолжить делать то, что запрещает справедливость и от чего человек волен воздержаться Порочность плоти сама по себе не есть ни добро, ни зло, греховной она становится при совпадении желания и склонности совершить проступок Обсуждение этой концепции стало общим местом всего средневековья.

В настоящее время  возрастает значение этики в регулировании  различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.  

Этика общества не может  представлять абсолютную истину в поведении  людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.  Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

Интеллигентность - это  терпимое отношение к миру и к  людям.

В основе всех хороших  манер лежит забота о том, чтобы  человек не мешал человеку, чтобы  все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.




Информация о работе Этика как практическая философия