Этика в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что стоящие перед менеджерами различные этические проблемы являются достаточно сложными, а порой даже неразрешимыми, поскольку этическая оценка верного или неверного поведения всегда вещь сугубо субъективная. Более того, каждая личность (а не организация) обладает собственной этикой, что вносит дополнительную сложность в этические воззрения менеджера, который может считать, что сотрудникам следует поступать одним образом на работе и вне ее по другому.

Содержание

Введение
Конфуций об этике………………………… ...………………………………..5
Нравственное здоровье коллектива………………….. …………………. ….7
Моральные устои….……………………………………………………….…10
Критические стадии нравственного развития коллектива………………...12
Специфические процессы общения…………………...………………….…19
Заключение………………………………………………………….…………...24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реф по фил-ии - копия.docx

— 53.11 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

  1. Конфуций об этике………………………… ...………………………………..5
  2. Нравственное здоровье коллектива…………………..  …………………. ….7
  3. Моральные устои….……………………………………………………….…10
  4. Критические стадии нравственного развития коллектива………………...12
  5. Специфические процессы общения…………………...………………….…19

Заключение………………………………………………………….…………...24

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  данной темы заключается в том, что  стоящие перед менеджерами различные  этические проблемы являются достаточно сложными, а порой даже неразрешимыми, поскольку этическая оценка верного  или неверного поведения всегда вещь сугубо субъективная. Более того, каждая личность (а не организация) обладает собственной этикой, что  вносит дополнительную сложность в  этические воззрения менеджера, который может считать, что сотрудникам  следует поступать одним образом  на работе и  вне ее по другому.

      Из  этого следует, что эффективное руководство немыслимо без знания руководителем такой общественной науки, как этика. И.Кант писал, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других личностях тоже личность. По мнению философа-материалиста П. Гольбаха, этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В определении многие специалисты сходятся на том, что этика есть наука, изучающая и дающая научно-теоретическое обоснование нравственным поступкам людей, их нравственным взаимоотношениям, моральному сознанию.

      Один  из специалистов в области этики  С.Ф. Анисимов пишет, что: «В общем этика – это наука о правильном (и неправильном) в поведении»1. Из данного изречения видно, что этика изучает поведение людей как результат специфического духовного освоения ими действительности, обусловленного их представлениями о добре и зле, что выражается в определенной направленности их поведения на утверждение добра и зла. Мораль выступает одним из факторов, регулирующих и нормирующих личную и общественную деятельность людей2. Основу предмета этики составляет учение о природе как общего социального явления, о роли морали в жизни общества. Знание этого необходимо руководителю при осуществлении управления производством, для придания действиям людей целевого нравственного характера.

        С учетом актуальности проблемы была определена цель исследования, которая заключается в изучении нравственности и морали в управлении. Данная цель обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: охарактеризовать нравственное здоровье коллектива, определить моральные устои, выявить критические нравственного развития коллектива и определить специфические процессы общения.

      Структура реферата определена его целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конфуций  об этике

       Мораль – это «система ценностей, ориентирующих человека на идеал единения, который выражается в примирённости, солидарности, братской (милосердной) любви» не только к ближнему и достойному любви, уважения, но и к тем, с кем приходится человеку общаться.

                                                    (Р.Г. Апресян).

     Конфуций (в литературе часто именуемый  Кун-цзы - учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловом общении: "не делай другим того, чего не пожелаешь себе".

     Положительная форма этой классической формулировки дана Иммануилом Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этики общения и делового поведения. Прежде всего они относятся к принципам общения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять.

  • "Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном".
  • "Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным".
  • "Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими".
  • "Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий".
  • "Вести сражаться необученных людей, значит бросать их".
  • "Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии".
  • "Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, - это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, - это скрытость; и говорить, не замечая его мимики, - это слепота"

     Изречения великого философа, касающиеся этических  норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаимодействия и поможет  избежать многих ошибок в деловом  общении. На самом деле, разве может  потерять актуальность тот "путь золотой  середины", - путь компромисса, который  проповедовал учитель Кун, утверждая  необходимость "Держать два конца  и использовать середину"? Не менее  актуально звучит сегодня и его  афоризм "Слушаю слова людей и  смотрю на их действия", выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять  слово делом. Можно ли не согласиться  с мнением мыслителя о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему статусу  и учитывать статус другого, и  т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Нравственное  здоровье коллектива

      Развитие  коллективных форм организации труда  объективно совпадает с тенденциями  научно-технического развития, социально-экономическими закономерностями становления

      В структуре трудового коллектива важная роль принадлежит нравственным отношениям. Их состояние непосредственно  влияет на прочность всех других отношений  данного коллектива. Не вызывает сомнения то, что всяческие усилия по облагораживанию  его нравственных отношений –  одна из выгоднейших экономических  и социальных акций управления.

      Расширяющиеся технико-технологические и кадровые возможности современного мирового производства, как свидетельствует  практика, могут быть эффективно реализованы  посредством высокоорганизованного  коллективного труда. Например, в Японии огромные усилия направлены на воспитание у работников «производственного патриотизма», психологического настроя на труд. Крупные компании считают выгодным вкладывать деньги в социальною сферу: на заводские столовые, организацию отдыха работников, на укрепление связи семей работников с предприятием.

      Каковы  же слагаемые нравственного здоровья трудового коллектива? Выделим следующие:

      1)Соответствие нравственных ценностей коллектива нравственным ценностям социалистической морали. Трудовой коллектив – это сознательное объединение людей. Духовная основа их объединения играет ведущую роль. Надо, чтобы люди не только понимали экономический смысл и технологическую необходимость своего единения, но и испытывали бы обостренную духовную потребность в нем. Подобное возможно только тогда, когда у людей есть духовная общность, и прежде всего в области нравственных ценностей: чувств, взглядов, притязаний, убеждений. Соответствие этих ценностей нормам и идеалам социалистической морали – одно из свидетельств духовной общности членов коллектива, его нравственной интеграции.

      2)Увлеченность работников социально-экономическими задачами, которые поставлены перед коллективом. Важнейшим фактором сплочения коллектива, подчинения личных устремлений интересам общего дела выступает целенаправленность действий всех его членов. Необходимо, чтобы социально-экономические задачи, стоящие перед трудовым коллективом, стали целью деятельности работников, были осознаны ими и вызвали активное стремление их решить.

      3)Сознательная трудовая дисциплина. Нравственная зрелость коллектива характеризуется уровнем его трудовой дисциплины. Трудовая дисциплина – реальный показатель осознанности работниками экономических интересов трудового коллектива, подчинения своих действий его технологическим требованиям, наилучшее подтверждение коллективизма, чувства гражданского долга.

      4)Моральная удовлетворенность членов коллектива общением, совместной трудовой и общественно-политической деятельностью. В конечном счете прочность коллективистских отношений зависит от того, насколько люди удовлетворены своим нахождением в коллективе, совместной трудовой и общественно-политической деятельностью. Если общение и совместная деятельность их не устраивают, если они не убеждаются в справедливом и корректном отношении к себе, то неизбежно нарушается коллективная взаимосвязь. Большая роль в углублении личной удовлетворенности работника трудом и общением отводится руководителю.

      Ориентация  руководителя в слагаемых нравственного  здоровья трудового коллектива имеет  практический смысл. Зная их, систематически собирая по каждому из них соответствующую  информацию и осмысливая ее, руководитель получает представление об одном  из важнейших показателей управляемости  коллектива нравственной зрелости его  общественных отношений. Чем полнее и достовернее эта информация, тем больше у руководителя шансов разумно использовать социальные возможности коллектива в производственных целях, в организации воспитательной работы, принять превентивные (т.е. предупреждающие, предохранительные) меры по его нравственному оздоровлению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Нравственные  ценности коллектива

      Как отмечалось ранее, понятие трудового  коллектива сводится не только к таким  признакам, как соединение людей  на основе каких-либо задач, совместность действий, взаимопомощь и взаимопонимание, постоянство контактов, соответствующая  организация. Принципиально важно  и то, на какой идейно-нравственной основе он сложился., каковы моральные нормы поведения людей, между которыми нет конфликтов.

      Проиллюстрируем это на следующем примере. На одной  из автобаз проанализировали работу бригады шоферов. Обнаружилось, что  за четыре года они приписали себе 4 млн. тыс. км и отчитались за 6633 т никогда не перевозимых грузов. Каждый из них ежемесячно клал в карман по 200 не заработанных рублей, при этом водители были в тесной спайке с руководителями автобазы. Круговая порука, порождая сплоченность работников, была обусловлена отсутствием у них понимания честности, совестливости, личного достоинства. Подобные «коллективы» выживают честных работников, пытающихся противоречить подобным явлениям. Речь идет о так называемой мнимой коллективности - не таком уж редком явлении. И не только на уровне производственных бригад и инженерно-технических служб, но и на уровне цехов и предприятий. Она может выступать в виде абсолютизации производственными подразделениями своих групповых и ведомственных интересов в ущерб интересам государственным. Можно привести множество фактов, когда производственные коллективы предпринимают всяческие уловки, чтобы не заниматься выпуском трудоемкой и «невыгодной» для них продукции, не выполняют план по номенклатуре, но зато перевыполняют его по валу.

      Для придания жизни трудового коллектива нравственной полноценности следует  формировать в нем четкую моральную  позицию и создавать такую  систему нравственных ценностей, которая, став общепринятой в коллективе, будет  предопределять моральный выбор  его членов, ориентировать общественное мнение, что благоприятно повлияет на нравственную совместимость людей. Необходимо стремиться к тому, чтобы моральная позиция трудового коллектива, утвержденные в нем нравственные ценности адекватно отражали нравственные ценности социалистического образа жизни. Слова «адекватно отражали» использованы здесь не случайно. Ведь при усвоении моральных знаний и убеждений личность склонна по-своему их интерпретировать, а в зависимости от многих объективных и субъективных факторов по-разному реализовать их в жизни. Необходимо сформировать в трудном коллективе устойчивую систему общепризнанных в нем моральных знаний и убеждений, обеспечить их единое понимание и последовательно претворять в жизнь. Все это должно соответствовать моральным ценностям общества.

      В нравственно зрелом трудовом коллективе его социальная среда стимулирует  в человеке проявление лучших нравственных качеств, неуклонной соблюдение этических  принципов деятельности и общения. В таком коллективе созданы необходимые  условия для добросовестного  труда на благо общества, для проявления добра, справедливости и т.д.

Информация о работе Этика в управлении