"Путь золотой середины" Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:54, доклад

Описание работы

«Путь золотой середины» — методология реформизма Конфуция и одно из основных звеньев его идеологии. Конфуций говорил: «Золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» (Лунь юй, гл.7). Понятие «золотая середина» употребляется в «Лунь юе» всего один раз в вышеприведенной цитате, и ему не дается объяснения.

Работа содержит 1 файл

ПУТЬ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ.docx

— 18.29 Кб (Скачать)

«ПУТЬ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»

      «Путь  золотой середины» — методология  реформизма Конфуция и одно  из основных звеньев его идеологии.  Конфуций говорил: «Золотая середина, как добродетельный принцип, является  наивысшим принципом, но народ  давно уже не обладает им»  (Лунь юй, гл.7). Понятие «золотая середина» употребляется в «Лунь юе» всего один раз в вышеприведенной цитате, и ему не дается объяснения. Только в комментариях к «Лунь юю» поясняется: «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину» (Лунь юй, гл.7). Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими друг против друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и «отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение. Фактически это теория компромисса и теория смягчения противоречий. Давая оценку своим ученикам, Конфуций говорил: «Ши (он же Цзы-чжан) чрезмерен, Шан (он же Цзы-ся) отстает», а затем добавил: «Чрезмерность так же плоха, как и отставание» (Лунь юй, гл.14). Как считал Конфуций, Цзы-чжан проявлял излишнюю поспешность (был чрезмерен), а Цзы-ся топтался на месте (отставал), ни один из них не отвечал понятию «путь золотой середины». Легко заметить, что недопущение чрезмерности и отставания — это и есть «золотая середина», другими словами, «золотая середина» — это смягчение противоречий и компромисс между «чрезмерностью» и «отставанием» (два конца).

      Кроме  того, Конфуций говорил: «Когда  не находишь человека, придерживающегося  середины, чтобы завязать с ним  дружбу, обязательно сталкиваешься  либо с несдержанными, либо с осторожными. Несдержанные стремятся вперед, а осторожные ничего не делают» (Лунь юй, гл.16). В реальной жизни, если нет человека, придерживающегося золотой середины, с которым можно было бы поддерживать дружественные отношения, всегда приходится устанавливать связи со слишком несдержанными или осторожными людьми. Несдержанные активно стремятся вперед, осторожные проявляют пассивность и топчутся на месте. Это можно рассматривать и так, что «движение по среднему пути» без проявления несдержанности и осторожности и есть золотая середина.

      Исходя  из идеи «идти по середине», Конфуций выступал против всего, что можно было бы назвать экстремизмом или крайностью. Он говорил: «Большая ненависть к человеку, лишенному человеколюбия, приводит к смутам» (Лунь юй, гл.9). Другими словами, проявление к человеку, не обладающему человеколюбием, большой ненависти может привести к беде, поскольку обострение противоречий способно вызвать смуту.

      Высказанные  Конфуцием идеи об осуществлении  управления на основе добродетели,  любви к людям, великодушии  и оказании милости, непроведении в отношении народа жестокой политики и т. д.— все это есть конкретные выражения понятия «золотая середина», цель которого состояла в смягчении противоречий и подавлении сопротивления.

      Оценивая  «Ши-цзин», Конфуций говорил: «(Песнь) «Встреча невесты», будучи радостной, не непристойна, будучи печальной — не ранит» (Лунь юй, гл.14), т. е. песня веселая, но не разнузданная навевает печаль, но не вызывает горя. Перечисляя требования, предъявляемые к правителю, Конфуций указывал, что он должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким» (Лунь юй, гл.23).

      В «Лунь юе» находим, что Конфуций «ловил рыбу удочкой, а не сетью, охотясь, не стрелял (птиц), устроившихся на ночлег» (Лунь юй, гл.8). С точки зрения Конфуция, ловить рыбу сетями и стрелять ночующих в гнезде птиц чрезмерно и не соответствует пути золотой середины. Именно в связи с этим Мэн-цзы и говорил: «Чжунни не делал ничего чрезмерного» (Мэн-цзы, гл.8), выразив в этих словах большую похвалу золотой середине, за которую выступал Конфуций.

      Ученик  Конфуция Ю-жо использовал идею о золотой середине для объяснения правил поведения, сказав: «Использование правил поведения ценится потому, что это приводит к гармонии, и именно из-за этого путь древних правителей был прекрасен» (Лунь юй, гл.1). Гармония, о которой говорил Ю-жо,— компромисс чрезмерного с отстающим, основной принцип в правилах поведения, во всем нужно поступать, сообразуясь с правилами поведения, стремиться идти по пути золотой середины. В то же время Ю-жо указывал: «Устанавливать ради достижения золотой середины гармонию, но не ограничивать ее правилами поведения также неправильно» (Лунь юй, гл.1). В этих словах Ю-жо раскрыл один из основных принципов золотой середины, а именно: нельзя беспринципно идти на компромисс ради компромисса, необходимо помнить о защите правил поведения. Беспринципные компромиссы и соглашательство, стремление спокойно прожить, никого не обижая, желание снискать благосклонность во имя собственных интересов, смешение добра и зла Конфуций называл «лицемерием» и считал, что «лицемерие — враг добродетели» (Лунь юй, гл.17). Конфуций ненавидел «лицемерие» из-за того, что с внешней стороны кажется, что исповедующие его молодчики идут по пути золотой середины, но на самом деле нарушают его, а поэтому являются «низкими людьми», подрывающими принцип золотой середины.

      Как  методология «путь золотой середины»  представляет абсолютизацию диалектической  категории «мера» и единства  противоречий, т. е. состояния  равновесия. «Мера» ;— это граница, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, в то время как «равновесие» тоже относительно. Как при «превышении меры», так и при «недотягивании до нее» можно нарушить равновесие противоречий, вызвать их взаимопревращение и довести дело до качественных изменений. Конфуций, принимавший правила поведения за середину (меру). В этом проявилась сущность «пути золотой середины».

      Если мы будем исходить из реальности, рассматривать превращения во времени и пространстве и умело использовать эту методологию, то при определенных условиях вопросы о том, как соответствующим образом выполнить работу, как сохранить равновесие между противоречиями, как сделать так, чтобы рациональное не превращалось в свою противоположность, как укрепить хороший порядок, могут быть решены на основе этой методологии.

Как основоположник «школы служилых», мыслитель и педагог Конфуций оставил в истории Китая богатое идеологическое наследие.

      В  общем на духовной культуре китайской нации, как с лицевой, так и с обратной стороны, лежит отчетливое клеймо идей Конфуция. Поэтому ни в коем случае нельзя упрощенно подходить к огромному влиянию Конфуция и его идей на историю Китая.

Лунь Юй (кит. трад. 論語, упр. 论语 , пиньинь: Lún Yǔ, палл.: Лунь Юй, «Беседы и суждения», «Аналекты Конфуция») — наряду с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» — один из наиболее знаменитых текстов Дальнего Востока. Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

Информация о работе "Путь золотой середины" Конфуция