Школа бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Античная философия развивалась на протяжении XII--XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:
1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);
2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

Содержание

Введение 3
1. Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты. 3
Школа Пифагора. 4
Гераклит и элеаты. 4
2. Школы Сократа, софистов и Платона 6
3. Аристотель 9
4 Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) 10
5. Неоплатонизм 13
Заключение 13
Список использованной литературы. 15

Работа содержит 1 файл

философские школы.doc

— 86.00 Кб (Скачать)
 

План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Античная  философия развивалась на протяжении XII--XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В  историческом плане античную философию  можно разделить на пять периодов:

     1) натуралистический период, где основное  внимание уделялось проблемам  природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

     2) гуманистический период с его  вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам  (Сократ, софисты);

     3) классический период с его  грандиозными философскими системами  Платона и Аристотеля;

     4) период эллинистических школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным  обустройством людей;

     5) неоплатонизм, с его универсальным  синтезом, доведенным до представления  о Едином-Благе.

     Рассмотрим  основные понятия и школы античной философии.

1. Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты.

     Одной из древнейших философских школ считается  Милетская (VII-V вв. до н.э.). Мыслители  из города Милета - Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Все три  мыслителя сделали решительные  шаги к демифологизации античного мировоззрения. "Из чего все?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен -воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон. Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом,- сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена - это субстанции.

Школа Пифагора. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Мимо пифагорейцев не прошел тот факт, что если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу, как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что называют октавой, квинтой и квартой.

     Особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это - одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

Гераклит и элеаты. Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элей.

     Обе стороны согласны в том, что внешние  чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, "жизнь одних есть смерть других", да и вообще - жизнь есть смерть. Гераклит еще чрезмерно доверяет миру событий, что определяет как слабые, так и сильные стороны его воззрений. С одной стороны, он подмечает важнейшие свойства мира событий - их взаимодействие, связность, относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать мир событий с позиций, характерных для ученого, т.е. с доказательствами, понятиями. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь - это образ вечного движения и изменения.

     Особое  внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов, которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

     Гераклита интересует, прежде всего, изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность.

     Атомисты. Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок; чтобы его хотя бы отчасти преодолеть, требовались какие-то особые, непривычные идеи. Это удалось сделать древним атомистам, наиболее выдающимися среди которых были Левкипп и Демокрит.

     Чтобы раз и навсегда избавиться от затруднений  с пониманием изменения, было предположено, что атомы неизменны, они неделимы и однородны. Атомисты как бы "свели" изменение к неизменному, к атомам.

     По  Демокриту, есть атомы и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных  направлениях. Земля, вода, воздух, огонь  представляют собой первичные группировки  атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.

     Философское достижение атомистов состоит в  обнаружении атомарного, элементарного. С чем бы вы ни имели дело -с физическим явлением, с теорией,-всегда есть элементарное: атом (в химии), ген (в биологии), материальная точка (в механике) и т.д. Элементарное выступает как неизменное, не нуждающееся в объяснении.

     Наивное в идеях атомистов объясняется  неразвитостью их воззрений. Обнаружив  атомарность в мире событий, явлений, они еще не были в состоянии  дать ей теоретическое описание. Поэтому  неудивительно, что очень скоро  древний атомизм встретился с  трудностями, которые ему не суждено было преодолеть.

2. Школы Сократа, софистов и Платона

     Воззрения Сократа дошли до нас главным  образом благодаря прекрасным как  в философском, так и в художественном отношении  произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от уже упомянутых философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.

     Сократ  говорит, что ему известно много  прекрасных вещей: и меч, и копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей. В таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.

     Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ отнес общее  к миру ума и тем самым заложил  основы почему-то многим ненавистного идеализма. Сократ как никто другой уловил, что существует родовое, общее. Начиная именно с Сократа, человечество уверенно стало осваивать не только мир событий, но и мир родового, общего. Он приходит к убеждению, что самая главная идея - это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Для Сократа нет ничего выше этического. Такое представление займет в последующем достойное место в размышлениях философов.

     Но  что является этически оправданным, добродетельным? Сократ отвечает: добродетель  состоит в знании добра и в  действии соответственно этому знанию. Он связывает нравственность с разумом, что дает основание считать его этику рационалистической.

     Сократ  много и с принципиальных позиций  спорил с софистами (V-IV вв. до н.э.; софист - учитель мудрости). Софисты и сократики жили в бурную эпоху: войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот. В этих условиях хочется понять человека в отличие от природы. Природе, естественному софисты противопоставляли искусственное. В обществе нет естественного, в том числе традиций, обычаев, религии. Здесь право на существование получает только то, что обосновано, доказано, в чем удалось убедить соплеменников. Исходя из этого софисты, эти просветители древнегреческого общества, уделяли пристальное внимание проблемам языка и логики. В своих выступлениях софисты стремились быть и красноречивыми, и логичными. Они прекрасно понимали, что правильная и убедительная речь есть дело "мастера имен" и логики.

     Платон. Об идеях Платона. Платон - объективный идеалист, виднейший представитель объективного идеализма. Общее существует, и в лице Платона объективный идеализм имеет великую заслугу перед человечеством. Между тем общее  и отдельное настолько тесно сопричастны друг другу, что отсутствует какой-либо реальный механизм перехода от одного к другому.

     Космология  Платона. Платон мечтал создать всеобъемлющую  концепцию мира. Отлично сознавая мощь созданного им аппарата идей, он стремился  выработать представление как о  Космосе, так и об обществе. Весьма показательно, как Платон использует в этой связи свою концепцию идей, скромно замечая, что он претендует лишь на "правдоподобное мнение". Космическую картину мира Платон дает в диалоге "Тимей".

     Мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии - огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу наиболее совершенную форму - форму сферы. В центре Космоса - Земля. Орбиты планет и звезд подчиняются гармоническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит также и живые существа.

     Итак, Космос - это одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

     Платоновская  картина Космоса подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н.э. На протяжении многих веков, по крайней мере до эпохи Возрождения, эта картина мира стимулировала философский и частнонаучный поиск.

     Учение  Платона об обществе. Размышляя об обществе, Платон вновь стремится  использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность удовлетворения их в одиночку является побудительным мотивом для создания государства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Несправедливость --это зло. Последнее он относит к следующим типам государственного устройства: тимократии (власти честолюбцев), олигархии (власти богатых), тирании и демократии, сопровождающейся произволом и анархией.

     Этика Платона. Платон сумел выявить многие острейшие философские проблемы. Одна из них касается соотношения концепции идей и этики. На вершине иерархии сократовских и платоновских идей находится идея блага. Но почему именно идея блага, а не идея, например, красоты или истины? Платон рассуждает таким образом: "...то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, то ты и считай идеей блага, причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно то и другое - познание и истина,- но если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав". Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Иначе говоря, Платон ставит этическое (т.е. идею блага) выше эстетического (идеи красоты) и научно-познавательного (идеи истины). Платон отлично сознает, что этическое, эстетическое, познавательное, политическое как-то соотносятся друг с другом, одно определяет другое. Он, будучи последовательным в своих рассуждениях, каждую идею "нагружает" нравственным содержанием.

3. Аристотель

     Аристотель  наряду с Платоном, своим учителем, - величайший древнегреческий философ. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций. Он конкретнее, эмпиричнее Платона, его по-настоящему интересует индивидуальное, жизненно данное.

     Самобытное  единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом, бытии, оно существует в самом себе. По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос - форма - это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием. Аристотель стоит у основ современного научного стиля мышления.

Информация о работе Школа бытия