Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Пон. и структ. мировоз. Уже на ранней ступени социального развития человек, под воздействием жизненных потребностей, формирует определенное мировоззрение – систему обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношения людей к окружающей их действительности и к самому себе. В этих представлениях отражались попытки объяснить причины явлений природы и процессов социальной жизни, фиксировались нравственные нормы, регулирующие жизнедеятельность людей.
Структурносодержательные характеристики мировоззрения предполагают 3 вида анализа:
-
аксиологический (ценностный
- гносеологический (со стороны познавательной деятельности)
- историкогенетический (историческая типология мировозз.)
I. Аксиологический анализ – включает следующие основные компоненты (7): знания, идеалы, ценности, эмоции, убеждения, сомнения, волю.
Знания – формируют целостный образ реальности и реализуют функции миропонимания. В миропонимание входят не все знания, а та часть, кот. составляет ассоциативно-ценностные ориентации субъекта. Знания бывают:
-повседневные – основываются на обыденном сознании и здравом смысле;
-научные
– характеризуются осмыслением
фактов в системе понятий и
включаются в состав теории, образуют
высший уровень научного
-профессиональные – зависят от особенности той или иной профессии.
Идеалы – (греч. образец) это образы цели нашей деятельности, определяющие характер поведения человека или социальной общности.
Ценности – определяют правила и принципы социальной жизни чел., выполняют нормативно-регулирующие функции, выражают особое отношение ко всему происходящему в соответствии с его идеалами; классифицируются по сферам человеческой жизнедеятельности:
-производственно-
-социальная сфера (семейные, сословные и др.);
-духовная сфера (религиозные, художественные).
Эмоции – (лат. потрясение) особая группа психических состояний и процессов, кот. связаны с инстинктами, потребностями и мотивами; субъективная реакция чел. или социальной общности на воздействие внутренних и внешних раздражителей (проявляются в виде страха и т.п.).
Убеждения – имеется несколько значений, но здесь как синоним уверенности, чувство отсутствия сомнений; характеризуют высший уровень развития мировоз.
Сомнения – в истинности чего-либо, состояние душевного разлада; характериз. несформировавшийся уровень развития человеческого самосознания.
Воля – деятельная сторона человеческого сознания; рассматривается в 3 аспектах:
- желание действовать (хочу);
- выбор направления действия (могу);
- в его специфике (надо).
II. Гносеологический анализ – представлен 2 уровнями:
1)обыденно-практический
(чувственное познание) – складывается
из: мироощущения--мировосприятия--
2)рационально-
Истроич. типы мировоззр. Их сравнительный анализ. Мировоззрение всегда связано с историческим пространством эпохи, а потому наиболее важной классификацией является историческая типология мировоззрения, которая выделяет: мифологическое, религиозное, научное и философское мировоззрение.
1.Мифологигический – первый, возникший на ранних этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны:
1)образно-ассоциативная форма отражения действительности;
2)чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира;
3)фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни (вера во множество сверхъестественных существ);
4)синтетичность (когда сознание не фиксировало различий между реальностью и воображением, окружающие предметы мыслились как двойственные по своей природе, т.е. человеческие и божественные одновременно);
5)синкретизм (единство человека и природы).
Мифологич. мировоз. основано не на рациональном познании, а на интуитивной, чувственной вере: в истинность мифов, незыблемость ритуала и, базирующиеся на них, нравственные запреты и социальные нормы поведения.
2.Религиозное – знаменует отход от политеизма (многобожия), зарождается в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм).
В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека. При этом вера в Бога не сводится к принятию религиозного ритуала, а предполагает личное и глубокое интимное соединение с Богом. Характеристики:
1) иррациональное мышление: основывается на вере, и не требует доказательств с позиций рацио;
2) мир удваивается: никогда не смешивается земное и сокральное /священное;
3)фонтазийность (эпиляция к фантазии и чувствам);
4)массовость (носит массовый характер);
5)обрядовость и культовость (обязательность духовной практики и участия в обрядах);
6)догматизм (обязательное наличие правильных/догматических знаний о божественной реальности);
7)символизм (перенос на предметы скрытого духовного смысла).
3.Научное – возникло на основе абстрактного мышления еще до возникновения философии как преднаука. Характерные черты:
1)предполагает обоснованность (объективность, а не субъективность знаний);
2)системность (т.е. систематизация знаний);
3)наличие особого языка, средств, методов и орудий познания;
4)научность и непротиворечивость (проверяемость полученных знаний с помощью практики и логики).
4.Филосовское. Ориентировано на свободный интеллектуальный поиск истины и характеризуется:
1)аксиологичностью (отражает ценностное отношение к действительности и подчеркивает значение практического разума);
2)рефлексивностью (т.е. возвратностью в осмыслении предельных оснований бытия: природы, общества, человека, а так же человеческой культуры в целом; это знание о знании; склонность к анализу);
3)теоритичностью (представления о мире и человеке обосновываются с использованием теоретических понятий и категорий).
В отличие от мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения. Великое открытие древних мудрецов, в том, что установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, а в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Т.о. философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление, в процессе которого вырабатывается целостная и обобщенная система знаний о мире и человеке.
Историч. динамика предмета ф. Основные фил. проблемы. Ф. зародилась в 6в. до н.э. когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. В наиболее развитых государствах Ближнего Востока (Сирии, Иудеи, Египте) также сложились предпосылки возникновения философии, но эта возможность не реализовалась из-за нашествия персов.
Философия (дословно – это любовь к мудрости, истине) – система взглядов на мир в целом, на причины, закономерности и движущие силы его развития, а так же на отношение человека к этому миру. Каждая наука изучает мир по-своему, Ф. рассматривая мир в целом, анализирует все 4 объекта:
-природу
-общество
Таким образом, предметом философии являются:
1)законы
(общие и специфические) и
2)причины,
источники, движущие силы
В структуре философского знания выделяют:
1.Фундаментальные проблемы, которые отображают «вечные вопросы»:
-«мир»/проблема
универсума (первоначала, конечность
и бесконечность, единство и
множественность, формы и
-«человек» (смысл жизни, свободен или не свободен, отличия человеч. существов. от других типов бытия)
-«бытие
человека в мире» (познание
и преобразование бытия;
2.Прикладные, возникшие под влиянием социальной потребности фил. дисциплины:
а) теоретические
-онтология – учение о принципах и фундаментальных законах бытия
-гносеология – теория познания
-эпистемология – философия науки
-антропология – учение о человеке
-аксиология – о ценностях
-праксеология – философия деятельности и преобразующей активности человека
-диалектика – теория развития
-методология – формирование обобщенной научной модели мира
б) практические
-социальная ф. (учение об обществе)
-ф. истории -ф. искусства
-ф. религии -ф. политики
-ф. культуры -ф. любви
Динамику ф. можно проследить по следующим этапам:
-древняя
философия
-средневековая
-ф. возрождения
-ф. 17 века
-ф. прсвещения (нет билета)
Для Древней ф. х-на следующая проблематика:
1)космологический характер (рассматривает мир в целом, в том числе и человека, как Космос, анализирует их с точки зрения гармонии);
2)онтологичность (центрация вокруг проблемы первоначала, субстанции, бытия и материи);
3)гносеологический рационализм (установка древних греков на рационально-логическую аргументированность знаний и развитие теоретического мышления как средства познания бытия);
4)антропологическая проблематика (рассматривает человека с позиций его этических характеристик, понятие древних о добродетелях);