Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки неплохие-колонками.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Бытие (существование) – одна из исходных категорий для научного мышления которая трактуется по разному в разное время.

Для материалистов - "бытие" - материальный мир с которым человечество имеет познание и практику.

"Бытие" у Гегеля - бытие мирового разума.

Религиозное мировоззрение - "бытие Божее".

Все постулаты  являются фактами культуры и искусства, но такое нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира использовалось понятие "материи".

В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до 20 века.

Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы, непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.

Такая трактовка  пережила кризис научной революции начала 20 века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.

В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.

Суть его  в том, что в основу категории  материи, в основу осмысления единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через ощущения").

Она указывает  на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов способную проявлять себя во взаимодействии.

Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях взаимопревращаются друг в друга.

Взаимодействуя  объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующих объектов это изменяющийся мир и вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.

Реальное  движение материально, т.к. это является процессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует всегда, т.к. нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объект одновременно и "прибывает" и " изменяется". Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая характеристика "бытия".

На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся:

1) построенный  из неизменных кирпичиков;

2) построенный  на однозначных причинных связях.

Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.

Пересмотр этой картины  мира потребовал уточнение или изменение традиционных философских категорий в которых отражены общие связи. 

#38. Проблема  человека в философии. социальное и биологическое в человеке.

Одной из важнейших философских  проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

Кроме учения Ч. Дарвина  о происхождении человека естественным путем, религиозных концепций о божественном акте сотворения человека, существует гипотеза о внеземном происхождении жизни.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.

Сложились две позиции  о природе человека:.

Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Также, среди приверженцев марксизма немало и таких философов, которые считают, что К. Маркс имел в виду понятие "человек" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека.

Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверхчеловек"), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы должны господствовать над низшими.

Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны - биологическая и социальная.

Социальными являются открытия в науке.

Проблема необходимости  и свободы личности

Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский, религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).

Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости.

В противоположность  фаталистическому пониманию детерминизма существует концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности.

Предназначение  человека. проблема жизни и смерти

Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала философию. Смерть - завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни.

Проблема смерти порождает  вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.

 Жизнь человека  продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование. 

#39. Познание  и практика. Формы познавательной деятельности.

На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы.

Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.

Теория  познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.

Информационный массив который накоплен человечеством не может познать ни один гений.

В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и группа людей и человечество в целом.

Объект - вся существующая реальность.

Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта познания - это активный акт. Процесс познания во всех случаях носит активный характер.

Знание как субъективный образ реального мира возникает как результат деятельности субъекта в этом мире, в т.ч. в результате активного воздействия на субъекты познания.

Сам субъект познания социален, в т.ч. и в тех случаях, когда это отдельный конкретный человек, ибо сам познавательный аппарат, который человек имеет. Сформировался исторически, в процессе становления развития общества.

Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет определённые черты: определённый уровень знаний и технической возможности. Познание исторически развивается вместе с субъектом познания и с возможностями его воздействия на объект. Вместе с тем отражение мира в каждом индивидуальном человеческом сознании совершается в определённых формах

. Принято разделять 2 стороны познания:

чувственная и логическая.

Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление - устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом. Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека - "рациональной".

В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)

.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.

Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.

Сенсуализм возвышает  чувственную познавательную способность. Его представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания. 

#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.

Диалектика – это миропонимание, которое рассматривает действительность как взаимосвязанную, текучую и изменчивую.

Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до н.э.). Все существующее постоянно  переходит из одного состояния в другое: “все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга.

Гераклит понимает, что  текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”, т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменную природу.

Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"