Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 109.17 Кб (Скачать)

20.Социальная  сущность сознания. Генезис сознания, как социального явления.(терадь)

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ч.Дарвин,Энгельс

Согласно взглядам Дарвина и  Энгелься становление человека происходило через становление человеческого труда. Исходные факторы превращ.обезьяны в Ч:

1.переход к прямохождению и высвобождение передних конечностей для иных,нежели передвижение целей

2.овладение огнем, изменение  характера питания

3.формирование руки

4.формирование гортани, способной  произносить членораздельные звуки

5.переход к систематическому  употреблению предмета, в качестве орудий добывания средств к существованию

6.переход от употребления предметов  к их изготовлению и их производству  с помощью этих орудий средств  потребления

Именно труд придал телу и мозгу  человеческие черты:

1.сформировалась рука-важнейший  орган познания и преобразов.мира

2.тело приобрело неизменно бОльшую способность к многообразным действиям

3.мозг не только увеличился  в объеме и массе, но и  структурно изменился

Человек-существо биосоциальное. Процесс  становления человека связан с формированием  у индивида общественных потребностей, с выходом за предел только собственных  потребностей.

Качественно новый элемент в  развитии человека и его сознания вносит общественное разделение труда. С появлением специализации деятельности индивида складывается отношение, когда  потребности одного могут быть удовлетворены  только продуктами другого. Человек  вынужден соотносить себя и свою деятельность с  результатами деят-ти других людей,общества.

Одновременно кач-ва личности получают общественную оценку, складывается самооценка человека, появляется личность со своим внутр.миром,самосознанием

21.Происхождение  и сущность государства.

Государство – это система органов  общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как  единого целого, защищает права своих  граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти – законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ  перед внешней угрозой, сохраняет  природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию  общества и его прогрессу

В первобытном обществе, где господствовал  коллективный труд, не было ни классов ни госва. Отношения м\д людьми, трудовые обязанности регулировались обычаями и традициями, переходящих от поколения к поколению. Общественные должности (вождь, и т.д.)были выборными или наследственными. Занимавшие эти должности люди опирались на авторитет, уважение, физич. силу. С появлением классов общество все больше разделяется на группы людей с противоположными экономическими интересами. Появляется ожесточенная борьба м\д эксплуататорами и эксплуатируемыми. Возникает объективная потребность в аппарате принуждения. Таким аппаратом становится госво. Оно выделяется из общества, встает над людьми,и устанавливает порядок, выгодный господствующему классу.Государство возникает там и тогда, где и когда возникают классы. Признаки госва. 1-территориальный.при родовом строе –кровно-родственные связи.С появлением частной собственности и обмена,роды и племени перемешались - толчок  к объединению людей по территориальному признаку.. 2-наличие публичной власти. При родовой организации власть совпадала с населением. В госве власть отделяется от населения, поднимается над ним в виде особых групп людей, располагающих определ вооруженными отрядами,тюрьмами. 3-налоговая система. Для содержания людей осуществляюм власть,нужны материальные блага,налоговая система дает эти блага.

Функции госва. 1-внутренние :экономическая, идеологичесткая, воспитательская. 2-внешние: защита от посягательств из вне, введенеие войск с целью захвата новых территорий,участие в решении международных ,политич,экономич. и гуманитарныхпроблем

22 Единичное  и общее (В ТЕТРАДИ БОЛЬШЕ)

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Общее – это единое во многом.. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общее – это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

Единичное и общее – это соотносительные  категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное.

Пример: человек единичен, уникален. В этом единичном отражается и то, что характерно для других (ниличие глаз,мозга и т.д.)

23.Политическое  сознание

Политика – это особые отношения  между нациями, классами, партиями, определяющие содержания и формы  деятельности государства.

Все формы духовной жизни людей находятся в зависимости от политики. «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин)

Правосознание – совокупность убеждений  людей, относительно правомерности  и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общ-ва, справедливости и несправедливости законов.

Правопорядок – это порядок  отношений людей в обществе, выраженный и закрепленный в правовых нормах, совокупность этих норм и есть действующее  в данном общ-ве право. Право возникает тогда когда появляется государство. Право – ничто без аппарата. Правовые нормы проходят через волю государства и устанавливаются в форме закона.

Политическая идеология- это система взглядов, теоретическая обосновывающих политику проводимую той или иной  социальной группой.

Политическая идеология – это  совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и  государств.

Политическая идеология возникает  в обществе тогда, когда оно дифференцируется на группы людей с противоположными экономическими интересами. Политика является инструментом в руках господствующих классов для решения различных  по природе всего, экономических  задач в своих интересах.

24.Сущность и  явления,  диалектика.

Сущность – это целостная  совокупность наиболее глубоких связей и внутренних законов, определяющих способ существования и развития предметов и явлений. Сущность скрыта от нас (не на пов-ти предметов и явл.) и поэтому не дается в чувственном познании

Явление – совокупность внешних  признаков и свойств в предмете, представляющих собой форму проявления и обнаружение сущности.

В отличии от сущности явление выражает единичное внешнее, подвижное, более изменчивое. Все в мире есть единство сущности и явления! Закон – общее, необходимое,существенное.

Явление не на столько прочно связанно с предметом, нередко оно отделено от сущности внешними случайными факторами. Явление может выражать даже нечто противоположенное сущности =(представляется) видимость, кажемость.

Пример:мираж

     Диалектика сущности и явления: «Сущность является, явление существенно» В.И.Ленин

Сущность и явл. переходят др.в др. Одно и то же понятие выступает то как сущность, то как явление.

Пример: кажущийся излом линий предметов, частично погруженных в воду. Это не обман органов чувств: они верно передают преломление лучей света от разных поверхностей. Это явление вызвана взаимодействием двух сущностей, двух структур и является следствием соответствующих условий.

25.Формы абстрактного  мышления

Мышление – это выделение  сознаний тех или иных сторон и  свойств исследования объекта и  соединения их в особые сочетания  с целью получения нового знания.

1.Понятия – это идеальные образы, лишенные наглядности и отражающие общие существенные свойства этой связи предметов и явлений. (понятие –это абстракция, не возможно прикоснуться)

2.Суждение – форма мышления отражающая через взаимосвязь понятий наличия или отсутствия связи между предметами и их свойствами. Пример: человек – мыслящее существо. Ягуар – самое быстрой зверь.

3.Умозаключение – форма мышления представляющая такую связь между суждениями, котороя выводит новое суждение, содержащее новую мысль. Пример: на улице холодно. Надо одеться потеплее. (дождь-взять зонт).

Силлогизм – умозаключение, состоящее  из 2 суждений, имеющее общее основание  и ведущих к однозначному суждению. Пример: Возьмём два факта: «Сократ — человек» и «Все люди смертны». Силлогизмом этих двух фактов будет «Сократ смертен».

Умозаключ. состоит из суждений, а суждения из понятий.

Абстрактное мышление может, но не располагает  необходимыми данными об объекте. Эти  данные появляются у человека с помощью  чувственно восприятия.

26.Материя и движение. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

Мир – есть движущаяся в пространстве и времени материя.

Движение – это есть форма существования материи, коренной способ бытия материи

Материя и движение неразрывно связанны: если нечто существует, оно материально, и оно обязательно находится в движении

«Там, где нет противоречий нет вообще ничего»

Формы движения материи:

  1. Механическая -  пространственное перемещение свойственное всем видам движения  от микро-мира до мего-мира.
  2. Физическая – движение микрообъектов(субатомное), теплота, звук, смена агрегатных состояний, движение в газах, жидкостях и твердых телах.
  3. Химическая – движение атомов, молекул, ионов, радикалов и т.д.
  4. Биологическая – все процессы биосферы (обмен вещ-в, самовоспроизведение, наследственность, приспособленность, биоценоз (совок-ть раст.жив.грибов микроорг.))
  5. Социальная – общественная жизнь. (материальное произв-во, обществ.отнош.,дух.жизнь)

Каждая последующая форма включает в себя предыдущую и основана на ней.

(((Материя – одна из фундаментальных категорий философии возникла в античные или древние времена. В Древней Индии, Греции, Китае под материей понимали чувственный воспринятый материал, различного состояния которого дают воду, землю, металл. Уже в древности возник и др. взгляд на матерею Анаксиандр(6 в.до н.э.) предположил, что первоначальное вещество не воспринималось нашими органами чувств, а есть нечто неопределенное ни на что не похоже, по греч. Апейрон.  Позже Демокрит под материей понимал атомы и пустоту. Атомы – это материал тела, пустота – пространство, в кот. располагаются тела. Материалисты нового времени под материей понимали первичное неизменное общее свойства всех вещей природы (протяженность, масса, непроницаемость и т. д.).

Древние философы этого времени  к материи сводили мир в  целом и определяли ее рангом основного  образа философии.

Материя по определению  В. И. Ульянова – Ленина, 1908 год 

«Материя – это философская категория1 для обозначения объективной2 реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями3 вне зависимости от них»

1 – в любой науке есть свои понятия, эти понятия и называют категорией. В фолосифии н-р: материя и сознание

2 – объективной означает независимый от сознания и воли человека

3 – наши мысли отображают собствен.мир. Ответ на 2ю часть вопроса философии, как мы познаем мир.

Из цитаты следует, что материальным мы называем всё, что существует вне и не зависимо от нашего сознания. А духовным – то, что является отражением в мозгу людей объективной реальности.

Современная наука  о строении материи

Современная физика в описании не органической природы исходит из трех ее миров:

  1. Микромир – мир чрезвычайно малых объектов от 10-14  см до 10-8 см. Время жизни – миллиардные доли секунды, скорость движения приблизительно равна скорости света
  2. Макромир –объекты размером от 10-8 до диаметра галактики, это мир, который воспринимается нашими органами чувств или приборами.
  3. Мегамир – бесконечный космос, наименьший объект – сверхгалактики или мегагалактики, единица измерения – световой год. Масштаб – 1010 световых лет. ))))

27.Ленинское определение классов и современность.

 «..классы-большие группы людей,  различающиеся (1)по их месту в исторически определенной системе общественного производства,(2)по их отношению, большей частью закрепленному и оформленному в законах, к средствам производства, (3)по их роли в общественной организации труда, (4)а следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»

(2)-гланый признак, определяющий всё!Отношения к средсвтвам пр-ва- группа людей,является владельцем средств пр-ва или нет. (ср-ва прозв-ва предмет труда+ср-ва труда)

(1)-место в системе производства-это большая группа людей в зависимости есть ли у неё то на что и то чем(средства производства)

(3)- роль – для того,чтобы осуществл. процесс производства, эту работу нужно организовывать,  контролировать, т.е  организатор труда-тот у кого находится собственность и будет организатором процесса средств производства. Тот у кого их нет будет вынужден «продавать» свои силы, а тот у кого они есть(2), будет организатором или будет нанимать людей – организаторов

(4)-львиной долей того, что общество создает владеет организатор(2)

В США 1% населения владеет 59% общественных богатств.

((Несмотря на то, что в условиях идеологического  диктата  и  процветания

догматизма в  марксистской социологии абсолютное господство  имело  ленинское

определение классов,  основанное  не  сугубо  экономическом  подходе,  часть

марксистских  социологов  осознавала,  что  классы  –  это   более   широкое

образование.   Следовательно,   концепция   социально-классовой    структуры

общества  должна  включить  в  себя  политические,  духовные  и  иные  связи

отношения. При более  широком подходе в  интерпретации  социальной  структуры

общества значительное место отводится понятию «социальные  интересы».)))

28 Проблема метода в  философии: диалектика и метафизика

1.Диалектика исходит из того, что предметы и явления находятся  во взаимосвязи, движении и  развитии. Развитие понимается, как  качественные превращения одних  предметов в другие, как уничтожение  старого и нарождения нового, источник развития – противоречия  или борьба противоположностей.

2. Метафизика исходит из того, что предметы и явления существуют  вне связи друг с другом. Изменение  и развитие понимается, как простое  увеличение или уменьшение уже  готовых качеств. Источник развития  – внешнее столкновения одних предметов с другими.

 

29.Возникновение  человеческого общества. Материальные  условия жизни общества.(В ТЕТРАДИ БОЛЬШЕ)

Как особая форма движения материи  общество возникает на основе предшествующего  др. форм движения. Непосредственный предшественник общества является стадо, основывающееся на  инстинктах:

1.     Пищевой

2.     Половой

3.     Оборонительный

Преобразование животного стада  в человеческое общество происходило  пол непосредственным воздействием труда – орудийные деятельности направленных на удовлетворения своих  потребностей в процессе добывания  пищи, защита от врагов высокоразвитые животные стали использовать предметы природы для того, чтобы достать  плод, поразить хищника.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"