Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.

Работа содержит 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор на самопознание (ссылки на Сократа). Это позволяло понять, что в  человеке есть греховное, а что божественное. 3 составляющих человека: дух, душа, тело. Дух – высшее, божественное в  человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Противоположность его  – тело, которому присущи страсти, плотские влечения, желания, что толкает  человека на безнравственные поступки. Душа –звено, связывающее душу и  дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу или к телу, человек  от этого либо нравственен или  безнравственен. Душа поэтому занимает особое место в человеке.

Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который  определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу. Мишель Монтень. Хотя он и является натурфилософом, он уделяет  большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть  сотворенной богом природы. Это  значит, что человек не занимает привилегированное положение в  мире. Он является одним из многих в  ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен в  цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность человека, её возможности, условия. Хотя человек  и обладает свободой, которая направляется его волей и реализуется в  процессе активной деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной необходимостью. В  понимании свободы Монтень сближается с точкой зрения античных стоиков: свобода  человека есть познанная необходимость  и деятельность человека в соответствии с этой необходимостью. По Монтеню, действовать по случайности нельзя. Поскольку свобода человека опирается  на разум и знания, постольку существенное значение для него приобретает с/познание (Сократ), которое позволяет человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу человека. Результатом такое свободной  деятельности человека является не просто достижение внешних целей, апр. вс. , творение человеком самого себя. 
 
    Вопрос №18

Культурно-исторические условия развития западноевропейской философии 17 в. Ее характерные черты, основные проблемы.

17 век –это период развития  мануфактурного производства. Первые  буржуазные революции (Нидерланды, Англия). Развитие производства требует  новых научных знаний. Определил  становление развития естественно  научных знаний.

Развитие естествознания, развитие современной науки явилось наиболее существенным фактором становления  философии. 17 век– основа развиваются  научные знания. Философское становление  современной науки –это, прежде всего, становление теоретической  науки. Наука постепенно становится определяющим фактором развития производства. Наука становится теоретической. В  науке 17 века противоречие чувственно-опытного познания с одной стороны и  логически-рационального с другой стороны играло существенную роль. Именно к этому противоречию и  было привлечено основное внимание. Ю  Различие в методах познания Юостро вставал вопрос о средствах познания, приемах, способах, операциях. Эта противоречивость осознавалась как проблема методов: какие методы дают истинное знание. Фундаментальный вопрос–истинность  знания. Поскольку решить вопрос об истинности знания можно исходя из противоречивости методов и результатов познания.

Разработка проблемы метода привела  к появлению двух познавательных концепций: 1. Эмпиризма 
 
    Рационализма.

С того времени проблема познания находится на первом плане западноевропейской философии. Воздействие развивающегося научного знания на философию 17 века проявилось и в том, что философия в  значительной мере характеризовалась  различными проявлениямимеханицизма  –преимущественное развитие механики. Изучение механики приводило к тому, что в 17– нач. 19 в. познание самых  различных природных явлений  происходило на основе аналогиймеханическим процессам. Это приводило к абсолютизации  сферы применения, значения механических знаний, представлений о движении. Эта абсолютизация механических знаний и получила названиемеханицизма  – как познавания явления, возникающего в естествознании. Из естествознания механицизм перешел в философию 17 века. Каковы элементы механизма, которые  проявились в философии 17 века. В  философии именно механико-математическое знание рассматривался как эталон знания вообще. В философии 17 века существовали учения, которые перенимали форму  выражения математического знания, Спиноза формулировал свои суждения в форме теорем, которые потом  определенным образом доказывались. В философских учениях движение существовало в природе, осуществлялось механическое движение и на любой  процесс движения переносились механические характеристики движения. Механическое движение определялось силой воздействия  на природу. ЮДолжна быть внешняя  сила сообщающая движение природе. Такой  сверхприродной силой мог быть Бог. Существует Бог как первоначало, как перводвигатель (деизм).

На основе механического движения невозможно объяснить соотношение  духовного и материально–вещественного. Это привело к тому, что в  философии 17 века остро встает проблема единства мира (невозможно одно вывести  из другого)Ю актуализируется и  проблема субстанции. Традиционная проблема человека, проблема познаваемости возможностей, проблема свободы человека. 
 
    Вопрос №19

Проблема метода познания в философии 17 в. Эмпиризм и рационализм как  познавательные концепции.

Гносеология - гносис -знание --- наука  о познании, в котором изучается  природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия  достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В гн в системе мир-человек коррелятом гносеологии явл познавательные субъективно-объективные отношения. Категории гн --- истина, достоверность, сознание, познание , субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гн изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к  тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Эпистемология --- теория научного познания есть часть  гн. рассмотрение специфики того или  иного познания не самоцель, изучение возможностей и форм достижения истины. онтология выступает предпосылкой теории познания. Все фил системы  так или иначе связаны с  гн, причем некоторые сводят к ней  всю философию, отказ от онт.

Гносеол проблематика --- соотношение  сознательного и материи, соотношение  чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность позн процесса ч-ка. Всегда играла сущ роль, 
 
    Познание

Познание - высшая форма отражения  объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать  лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной  системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания: 
 
    чувственное познание 
    мышление 
    эмпирическое познание 
    теоретическое познание. 
    Выделяют также различные формы познания:

познание, направленное на получение  знания, неотделимого от индивидуального  субъекта (восприятие, представление)

познание, направленное на получение  объективизированного знания, существующего  вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или  в форме созданных человеком  вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам  несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть  духовного производства. 
 
    Различают также такие типы познания как: 
    обыденное 
    художественное 
    научное 
    ·естественно-научное 
    ·общественно-научное 
    Декарт как представитель рационализма.

Рационализм- (ratio - разум) как целостная  система гносеологических воззрений  начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще  в др. греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством  разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственногог восприятия).

Культ разума вообще характерен для  эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что  укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную  достоверность научных принципов  математики и естесвознания рационализм  пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное  знание, обладающее этими логическими  свойствами, достижимо посредством  разума, который выступает как  его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист  Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума". Принижение роли чувств и  ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром  влечет за собой отрыв от реального  объекта познания. Обращение к  разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании  врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.

Декарт (Renatus Cartesius Decartes) - французский  философ и математик, являясь  одним из основоположников "новой  философии", основатель картезианства, был глубоко убежден, что на истину ".... натолкнется скорее отдельный  человек, чем целый народ". При  этом он отталкивался от "принципа очевидности" при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру ( например обычаи, примеры, как  традиционные формы передачи знаний).

Великий философ, предложивший свою систему  координат в математике (декартова  прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета  для общественного сознания. По Декарту  научное знание должно было быть построено  как единая система в то время  как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать  наиболее очевидное и достоверное  утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum"). Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого  над чувственным, не просто принцип  мышления, а субъективно пережитый  процесс мышления от которого невозможно отделить собственно мыслящего. Однако самосознание как принцип философии  еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано  у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и  открыто Богу, который выступает  источником мышления: все смутные  идеи - продукт человека (а поэтому  ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. И здесь  у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.

Cамое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в  последней инстанции") по Декарту  - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта  нам непосредственно ( в отличие  от материальной субстанции - которая  открыта нам опосредованно через  ощущения). Декарт определяет эту  первоначальную субстанцию как  вещь, которая для своего существования  не нуждается ни в чем, кроме  самой себя. В строгом смысле  подобной субстанцией может быть  только Бог, который ".... вечен,  вездесущ, всемогущ, источник всякого  блага и истины, творец всех  вещей.... "

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как  конечную субстанцию ".... вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого  и .... стремящуюся к чему-то лучшему  и большему, чем Я сам .... " Таким  образом среди сотворенных вещей  Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования  нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые  нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и  атрибутов.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не существует) а движение обяснял с помощью  понятия вихрей. Данные предпосылки  позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом оказалось возможным  изучение природы представить как  процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).

Наука по Декарту конструирует некоторый  гипотетический мир и этот вариант  мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте т. к. это Бог  является "конструктором" всего  сущего и он мог воспользоваться  для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой. "

Таким образом, если мир - механизм, а  наука о нем - механика, то процесс  познания есть конструирование определенного  варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила: ·Начинать с простого и очевидного. 
 
    ·Путем дедукции получать более сложные высказывания.

·Действовать таким образом, чтобы  не упустить ни одного звена (непрерывность  цепи умозаключений) для чего нужна  интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил  только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение  и порядок.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"