Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 980.50 Кб (Скачать)

Софисты. Осн. достижение софистов - они переместили главную проблему Ф. с физиса на ч-ка (антропоцентризм). Софисты впервые сделали Ф. своей профессией, они брали деньги за обучение. Один из самых известных представителей - Протагор. Он полагал ч-ка как меру всех вещей. Поэтому невозможна абсолютная истина, она относительна (субъективный идеализм). 

  1. Философия периода «высокой классики» (Сократ, Платон, Аристотель)

Сократ (469–399 гг. до н.э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что ч-к, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Нравственным явл. то действие, кот. дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Самопознание (“познай самого себя”).

Сократические школы: мегарская, киническая, киренская.

Киренаики. Наслаждение - смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель – Гедонип - считал, что ч-к. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали.

Киники: Диоген, Антисфен. Ч-к должен освободить себя от зависимостей, удовольствия связывают ч-ка. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

Мегарская школа Всеобщее и неделимое бытие носит хар-р всеобщего блага. Все единичное лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это  нечто среднее между бытием и  небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.  теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования.

Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит  из 3 частей:

разумной, кот создается самим творцом, аффективной (страсть) и вожделеющей, кот. создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными

усилиями  прибл к совершенству, то необходимо гос-во и законы.

Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Разумной части души должен соотв. разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной – ремесленников (первая в истории чел-ва теория идеального государства –утопия). Частная собств и семья подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов  личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей

В противоположность  Платону Аристотель утверждает, что сущность заключена в самих вещах, что не существует всеобщего наряду и отдельно от единичного.

Каждый предмет, каждая единичная вещь состоит из материи и формы. Однако в таком виде материя существует только в абстракции; в действительности она определяется (и вечно определена) активностью самих по себе нематериальных форм. Материя - это возможность, способность вещи, идеальная форма её - действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению: форма материализуется, материя формируется. Хотя формы и связываются Аристотелем с материей, тем не менее существует одна чистая, т. е. отрешённая от материи, форма всех форм. Это Бог. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

Вселенная, по Аристотелю, имеет форму шара с центром - Землёй, над которой движутся «сферы» с прикреплёнными к ним светилами.

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго – достоверное знание.

Аристотель  спорит с платоновской идеей упразднения  семьи, настаивая на необходимости  следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов. Связь этики  и политики подчеркивается в идее о том, что основн. задачей гос-ва явл. воспитание добродетельного ч-ка и гражданина. Аристотель представляет свое учение об оптимальном гос. строе, особенностью кот-го являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела гос. управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, - рабство существует «от природы» и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Аристотель  различал 3 хорошие и 3 дурные формы управления гос-вом. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. 

  1. Философская мысль в эпоху Средневековья

Философия Ср. веков - это прежде всего Ф. феодального общества, хар-ным для кот. явл. господство теологии и религии.

Источником  философских размышлений были догматы  Священного писания. Особенности средневековой Ф.:

- теоцентризм — Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;

- монотеизм — Бог един и уникален, в отличие от античных богов;

- креационизм — учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего;

- символизм — принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

-средневековый антропоцентризм — главная проблема Ф. - не Космос, а ч-к - созданное Богом существо. Величайшая добродетель - не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога.

- средневековая герменевтика - искусство истолкования текстов.

Фундаментом теоретического и идеологического  развития ср.-век. Ф. выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Схоластика (от греч. Schole - школа) - это средневековая христианская Ф., кот. господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Его учение опирается на Аристотеля. Фома выделяет 4 уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы: 1-ый уровень - неорганическая ступень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение 3-ий животный мир 4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, не связанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума намного длиннее и труднее.

Августин  Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. Ф. Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое (субъективное). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно со Средневековья  зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания. 

  1. Проблема ч-ка и ценностей в Ф. эпохи Возрождения.

Возрождение (нач. XIV – посл. четверть XVI вв.) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Ср. веков и предшествующая культуре Нового времени.

Отличит. черта эпохи Возр. - светский характер культуры и её антропоцентризм (т.е. интерес, в первую очередь, к ч-ку и его деятельности).

Появляется  интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - отсюда термин. Прежде всего это проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали.

Наибольшую  роль в Ф. эпохи Возр. сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в Ф. были: методы экспериментально-математич. исследования природы; детерминисткое истолкование действительности; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы (Галилей в механике).

В борьбе со ср.-век. теократизмом на первый план культуры Возр. выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. ч-к есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- исходит из человеч. сознания и имеет своим объектом ценность ч-ка. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей ч-ка, разума, стремлению к земному счастью. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот. является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Яркие представители: Петрарка, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Рабле. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. В их произв-ях утверждается физическая и духовная красота ч-ка, его безграничные творческие возможности).

Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) - один из первых социальных философов эпохи Возр., отвергших теократическую концепцию гос-ва. Он обосновал необходимость светского гос-ва, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло чел. природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеч. инстинктов с помощью особой силы - гос-ва. Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоз-е людей, которое не может воспитать церковь, а только гос-во. 

  1. Специфика Ф. Нового времени. Проблема метода научного познания: рационализм и эмпиризм (Ф.Бекон, Р.Декарт).

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на Ф.

В Ф. возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для Ф. Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и Ф. должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – сила». Достижению истины мешают предрассудки сознания. (идолы): 1) идолы пещеры - индивидуальные особенности людей, мешающие познанию. 2) Идолы театра - вера в авторитеты, кот. мешают познавать мир без предубеждения 3) Идолы площади - многозначность языка. 4) Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон придает индукции. Индукция — это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер.

Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Осн. идею своей философии Декарт выразил в афоризме – «Я мыслю, следовательно я существую». Всякое познание начинается с сомнения. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом? Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Достоверные знания ч-к может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно , без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному, индукция - наоборот.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"