Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Экзамен - ответы.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

1) Соотношение  философии и мировоззрения: понятие  «мировоззрение» шире понятия  «философия». 

Философия —  это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего писать.

Философия —  это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Понятие мировоззрения: Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы.

Исторические  типы мировоззрения: мифология, религия, философия 

2) Функции философии: 

1. мировоззренческая  (помогает сформировать целостную  картину мира).

2. методологическая, поисковая (формулирует правила  познания для всех частных  наук).

3. социальная  критика (осуществляет критику  существующего в обществе порядка  вещей).

4. конструктивная (взгляд и предвосхищение будущего).

5. идеологическая (выработка идеологии как системы взглядов и идеалов).

6. обобщение  культуры (стержень духовной культуры  общества, формулирует значимые  идеалы).

7. интеллектуальная (развитие способности к теоретическому  мышлению)..

Исторически сложившиеся  основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика (наука о морали), эстетика (сущность и форма творчества по законам красоты).

Основной вопрос философии: отношении мышления к  бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона: что является первичным, а что – вторичным, производным – дух или природа, сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Вторая сторона: : Познаваем ли окружающий мир? При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Диалектика и  метафизика: Два метода познания: диалектический, рассматривающий явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии, и метафизический, рассматривающий явления и предметы материального мира вне взаимосвязи, в неподвижном, статическом состоянии. 

5) Филсофия Древней  Индии. Основные положения: 1.Брахмаизм  (6 даршан):миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога.2.Чарваки.3.Буддизм.4.Джаийнизм.

2 в.н.э Мир  вечен, никем, никогда не был  создан, постоянно развивается делится  на мир природы и мир людей.  Мир природы- гармоничен и спокоен;  мир людей- мир страданий. Целью  людей является освобождение  ума от материи. должен стремится  к двум состояниям :1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Погруженность в самого себя.

БУДДИЗМ 6 в. д.н.э  Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира- изменеие развития. Мир  состоит из пяти первичных элементов: вода, огонь, земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мир полон страданий, причина страданий в самом человеке, его страстях, страдание может быть преодолено, для этого необходимо освободится от желаний, от жажды жизни, путь освобождения- благородный, срединный, восьмеричный путь: правильные взгляды (владение четырьмя благородными истинами ), правильные стремления, правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным), правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики), правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто не приставляет ценности), правильное сосредоточение (полная отрешенность от всего, безразличие).

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ В китайской философии  считается, что имеется наполняющую  Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают  сущность пяти элементов природы: влаги, ветра, тепла, сухости, холода. Пь новных человечиских функций: мимика, зрение, речь, слух, мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость. созерцательность.

КОНФУЦИЙ  552-479д.н.э  Не сформировал собственного учения, но собрал 5 класическх произвдений Древно Китая. Философия Китая имеет в сонове 5 условий разумного порядка: мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество. Она имеет основной задачей - построение общественного устройства, основанног разуме, и дающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех.  

6) Милетская  школа Гераклит 544-483 д.н.э Мир никем  не создан, он вечен, он закономерно  воспламеняется и угасает. Из  чистого разума, логоса путем раскола и борьбы произошло множество вещей. Все течет, но в этом течениии властвует логос, как закон. Мудрость- есть познание разума, быть мудрым означает склонится перед логосом и подчинится ему. Только таким путем человек может обрести душевную ясность (высшее счастье)

Пифагор 580-500 д.н.э  Говорил о бессмертиии души. Тело- гробница души. Необходимо выбраться  из кру перевоплощения. Изучать науки. Труд- идеал презренных, только разум  дооен почитания. Чувственное познание не является истинным. Математика- деятельность логики и мысли. Вся вселенная- гармония и числа.  
 

7) Эпикур 342-271 д.н.э Вся вселенная состоит мз атомов, движущихся и взаимодействущих, помимо них нет ничего, кроме пустого прстранства. Бесконечное число миров- столкновения и рзъинения атомов. Из атомов состоят все вещи, а так же душа. Цель познания природы- освобождение человека от страха смерти и от суеверий. Это необходимо для достижения спокойствия, невозмутимости, в которых и есть истинное благочестие.

Демокрит 460-371 д.н.э  В основе материи лежат атомы. Пустота вне атома, пространство вне материи. Если бы небыло пустоты, то невозможно было бы разделить яблоко. Атомы различаются формой: огонь из шарообразных, земля из кубических и т.д. Демокрит выделял два вида качества: 1. первичное качество зависящее от свойств атомов: плотность, величина, рыхлость. 2. Вторичное качество вещь воспринимается человеком: горячеее, холодное, вкус, запах. Представление о космосе, по мнению Демокрита - миры бесчисленны и различны по размерам, Одни миры растут, другие разрушаются; погибают друг от друга.  

9) Сократ 469-399 д.н.э. Цель философии не познание мира, а научить человека, как надо жить. Выделяет два вида знаний: конкретное и абстрактное. "Я знаю то, что я ничего не знаю". Источник знания - внутренний голос. Знание уже находится в душе человека. Итог познания - три основные добродетели: умеренность, храбрость, справедливость. Определяет сущность человека определяясь способностью человека мыслить. Человек – это и есть его душа. Он отожествляет нравственность и знание. Этический рационализм: Обогатить свою душу знанием, благодаря чему человек становится знающим  добродетельным. Знание – добро, незнание – зло. Знающий человек грешить не может. Его метод индукция (от частного к общему). 

11) Аристотель 384-322 д.н.э Система наук- теоретическая (познание ради самих знаний); практическая (рекомендации для поведения человека); творческая (познание с целью принесения пользы). Главная проблема- отношение единичных вещей и общих понятий (идей). Идеи существуют не реально, а как результат нашего познания. Первый принцип- несотворимость материи. Материя вечна, но она существует как возможность вещей. Она пассивна и неподвижна. Активное начало-форма, источник движения, который существует вне материи. В результате действия формы на материю получается вещь. Бог бестелесен, его сущность- невозможность. Наивысшая действительность- это ум. Человек - политическое животное. 

12) Августин 354-430 Возврат к прошлому невозможен. Вся история заключатся между  грехопадением и страшным судом. Нужно различать два сообщества людей: земное и божественное. Земное создано любовью людей к самим себе, доведенное до презрения к Богу. Божественное создано любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Принадлежность человека к тому или иному сообществу предопределена Богом еще до рождения человека. Прежде чем знать надо поверить. Бог есть безпредпосылочное начало всего. Только через стремление к богу каждая вещь получает место и причину своего существования. Всё действительное разумно  разумное действительно. Верую чтобы понимать, понимаю чтобы верить. Он выделяет три вида зла – метафизическое (у зла нет собственной причины, оно живёт за счет добра), нравственное (отказ от бога от высших целей и предпочтение богу мирское), физическое зло ( болезнь, смерть, несчастье). 

13) Фома Аквинский 1225-1274 В познании мира и бога необходимо использовать разум и логику. Имеются форма и материя. Они не являются первоначалами мира. Материя сотворена богом из ничего. Формы: Субсистентные; Материальные. Все начинается с ощущения. Врожденных идей нет, все зависит от опыта. Познание Бога предполагает три пути : 1.Интуитивное (для загробного мира) 2.Мистическое, через веру. 3.Логическое, через разум. Пять доказательств существования бога: 1.От движения. 2.Вещи имеют разную степень совершенства: от менее совершенных к более. 3.От не самобытности вещей. 4.От случайности вещей. 5.От целесообразности вещей и природы. Аквинат использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога. Он выработал пять доказательств, которые с тех пор в римско-католической церкви считаются неопровержимыми.а)Первое доказательство:Всё, что движется должно иметь источник своего движения, следовательно должен существовать перводвигатель, который сам не движим.б)Второе доказательство:Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего.в)Третье доказательство:Среди сущностей есть случайные и необходимые. Среди необходимых сущностей есть некая сущность, необходимая сама по себе.г)Четвёртое доказательство:По мнению Фомы Аквинского, должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени.д)Пятое доказательство:Все предметы бытия существуют ради какой-то цели. При этом “они достигают цели не случайно. но будучи руководимы сознательной волей”. Поскольку сами предметы “лишены разумения”, следовательно, “есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Считал что церковь должна управлять государством.  

15)  Вопросы философии эпохи Возрождения: Начало буржуазных отношений, Ориентация на человека, Главная цель – достижение счастья человека в этом мире, Черты человека: жизнерадостность, сознание своего таланта, Гуманистическое отношение к человеку, (оценка всего с точки зрения человеческого бытия) Человек сам определяет и творит свою судьбу. Проблемы: поиск божественного в человеке, поиск человеком своего места в мире, проблема личности. Пытаются поднять человека до бога, отражение в искусстве. 
 
 

16) Френсис Бекон 1561-1626 Основная задача- познание природы и подчинение ее власти человека. Истина двойственна: от бога, от природы. Философия материалистична. Предрассудки мешающие нашему сознанию (идолы или призраки): Группы идолов: рода, пещеры, рынка, театра. Познание начинается с чувственного опыта. Чувственное познание - это опыт и эксперимент. Метод: индуктивный метод исследования.

Рене Декарт 1596-1650 Считает основой познания- логику. Ставит проблему нового метода научного исследования. Выдвигает четыре принципа: считать истиной лишь то, что с очевидностью считается таковым; каждое затруднение в процессе познания надо разделять на столько частей, сколько возможно, и разрешить его; мыслить по порядку, начиная с легкого и простого; составить такие полные перечни и обзоры, что быббыть уверенным, что ты ничего не забыл. Не вызывает сомнения факт - я сомневаюсь. Сомнение- деятельность мысли. Я сомневаюсь, я мыслю, я существую. Проблема причины - все имеет свои причины. Существует объективный мир (субстанция). Кроме субстанции выделяются модусы и атрибуты - необходимые свойства субстанции; модусы- случайные свойства субстанции. Метод познания - дедукцияю. Декарт - дуалист материальные и духовные начала независимы в мире, эти две субстанции соединеы в людях. Считает, что есть врожденные божественные идеи. Работы: Начала философии.  

17) Томас Гоббс 1588-1679 Рационалист и материалист. Существуют только конкретные вещи. Показатели познания - чувства. Гоббс разработал теорию: истина не свойство вещей, а свойство суждений о вещи. Гоббс - представитель механистического материализма. Человек-механизм, действующий по законам механики. Социальная доктрина: люди от природы равны, у всех страсть: сохранить себя, свою свободу, господствовать над другими и возникает война всех против всех. Затем по договору создаются государства. Работы: "Левиафан", "О человеке", "О гражданине", "О теле".

Джон Локк 1632-1704 Нет врожденных идей, все познается  из опыта и в опыте. Душа (разум) - "чистая доска". В интелекте  нет ничего, чего бы не было в чувствах.В своем сознании можно обнаружить общее. Качества вещей имеют двойственную природу: первичные - присущие вещам (объем, форма, число, расположение, движение). Вторичные, возникающие в результате действи тел на наши чувства (цвет, запах и т.д.). Нет врожденных нравственных идей. Работы: "Опыт о человеческом разуме".  

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"